Война моторов: Украина дразнит «Вертолеты России» - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Война моторов: Украина дразнит «Вертолеты России» - «Экономика» 16:00 Вторник 0 491
24-10-2017, 16:00

Война моторов: Украина дразнит «Вертолеты России» - «Экономика»


Война моторов: Украина дразнит «Вертолеты России» - «Экономика»

18 октября 2017 года гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский посетил 150-й калининградский авиационный ремонтный завод, на котором началась реализации программы «Модернизация производственного комплекса с целью оптимизации и обеспечения промышленной безопасности». В рамках этого проекта уже реконструированы станции ремонта и испытаний двигателей ТВ3−117 и АИ-9 В.

Оба движка, как известно, выпускаются на Украине, причем ТВ3−117, разработки российского ОКБ имени В. Я. Климова, считается одним из самых надежных в мире. В общей сложности их изготовлено порядка 25 тысяч — для вертолетов, произведенных российскими заводами.

Ходят слухи, что запорожский моторостроительный гигант выводит некоторые свои послепродажные сервисы в Россию. И делается это для того, чтобы, с одной стороны, сохранить негласные отношения со старым партнером ради «левого дохода». А с другой — умиротворить сорвавшихся с катушек националистов, а также их идеологических наставников — американцев.

В пентагоновском докладе «О мировом рынке военных вертолетов» утверждается, что россияне по-прежнему ежегодно покупают до 400 украинских движков, не только ТВ3−117 и АИ-9 В, но и локализованных в РФ силовых установок ВК-2500 (данные за 2016 год). Если это так, то денежки у «Мотор Сич» имеются, в том числе и на развитие своего производства. Подчеркнем, что ВК-2500 предназначен для замены ТВ3−117, характеризуется высоким уровнем универсальности и может устанавливаться на вертолетах Ми-17, Ка-32, Ми-28, Ка-52 и Ми-35.


Само собой, такие опосредственные украино-российские контракты яростно критикуются в «незалежной», впрочем, и в нашей стране тоже. Правда, менее остро. В Киеве «патриотичные журналисты» считают, что Порошенко закрывает глаза на поставки стратегической продукции врагу, то есть подходит формально к требованиям о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией.

У нас же пишут, что «Вертолеты России» фактически поддерживает на плаву будущего конкурента, который нуждается во времени, чтобы в самом ближнем будущем организовать выпуск своих вертолетов. Пусть вначале это будет маленькая семиместная «Надежда» и ударная винтокрылая машина Ми-2МСБ-В со смешным 7,62-миллиметровым пулеметом. Но, как говорится, самое трудное — сделать первые шаги. Дескать, не стоить смотреть свысока на авиационную промышленность соседки, которая хотя и находится в кризисе, тем не менее, имеет самого сильного в мире лоббиста в лице США и не обременена санкциями.

Можно по-разному относиться к вертолетным перспективам «незалежной», однако, напомним, когда Советский Союз строил ЗПОМ «Моторостроитель» (предшественник «Мотор Сич»), в его цеха и конструкторские отделы направлялись лучшие выпускники технических вузов из Москвы, Ленинграда, Новосибирска и так далее. Так что — профессионалы самого высокого уровня и школа там имеются. А руководитель «Мотор Сич», кстати, депутат Верховной Рады Украины Вячеслав Богуслаев, считается дальновидным управленцем, у которого «и волки сыты, и овцы целы».

Надо сказать, что в 2014 году Вашингтон прилагал все усилия, чтобы «перерезать пуповину» между «Вертолетами России» и «Мотор Сич». Соединенные Штаты были уверены, что Москве потребуется, как минимум, 10 лет, чтобы восполнить потерю, связанную с разрушением украино-российской кооперации. Судьба же Запорожского двигателестроительного кластера их вообще не волновала. Будь на то американская воля, янки сравняли бы с землей цеха бывшего ЗПОМ «Моторостроитель». Однако даже «кастрюлеголовые» объявили «Мотор Сич» достоянием республики — во многом благодаря Герою Украины Богуслаеву.

Что касается программы российских вертолетных двигателей, три года назад никто — ни в РФ, ни в США — толком не знал, насколько быстро удастся создать полностью независимое производство ВК-2500, несмотря на ввод в 2014 году первой очереди завода АО «Климов». Заявление политиков с той и с другой стороны, понятно, эксперты в счет не брали. Но уже тогда было ясно, что в России потребуется построить 27 новых крупных производств (по сути заводов), а также ввести в строй 452 высокотехнологических участка, чтобы заменить запорожцев. Плюс к этому где-то найти профессиональные кадры. Именно поэтому изначально проект был рассчитан до 2025 года.

Другими словами, стране предстояло создать целую высокотехнологическую отрасль в самые короткие сроки. Чтобы было понятно, о каких объемах идет речь, приведем кое-какие цифры. Только в 2016 году капиталовложения на модернизацию в компании «Вертолеты России» составили 14,5 млрд. рублей, еще 3 миллиарда ушло на НИОКР. И значительная часть из них, по всей видимости, пришлась на двигателестроительную программу. И вот, судя по словам топ-менеджера АО «Климов» Александра Захарова, в 2018 году предприятие сможет производить 500 двигателей ВК-2500.

Так и хочется крикнуть троекратное «ура». Но возникает вопрос, насколько новое производство является самодостаточным на самом деле? Ведь в отчете корпорации «Вертолеты России» за 2016 год приводятся очень серьезные риски на 2017 год (впрочем, год уже подходит к концу). Причем, самым опасным из них считается зависимость от импорта: «В целях минимизации влияния ограничений поставок импортных комплектующих и оборудования на деятельность предприятий холдинга реализуются мероприятия по организации досрочных поставок требуемых изделий в необходимом количестве (формирование резервов), а также мероприятия в рамках программы импортозамещения».


Между тем, на Украине, судя по всему, есть всё необходимое для самодостаточного производства ТВ3−117 и АИ-9 В. Кстати, если посмотреть отчеты «Мотор Сич» за 2010−2013 годы, то можно увидеть интересную финансовую вещь. Запорожцы продавали нашим заводам авиадвигательной продукции в количестве 40% от своего производственного объема, но имели за это порядка 60% выручки.

Наверное, считалось, что запорожцы экономическими цепями навечно прикованы к «Вертолетам России». Однако глава компании «Мотор Сич» на прошедшей белорусской выставке Milex-2017 язвительно сказал: «Мы желаем успеха России в ее начинаниях… На данный момент мы нашли другие рынки. С очень немногими исключениями, наша продукция используется практически во всех странах мира».

Впрочем, смеется тот, кто смеется последний. Украинские движки ТВ3−117 и АИ-9 В скоро устареют. Эксперты пишут, что вертолетное двигателестроение переходит на принципиально новый технологический уровень. Уже сегодня все усилия разработчиков сосредоточены на силовых установках и трансмиссиях для скоростных вертолетов и конвертопланов (более 500 км в час). Для этого нужно увеличить на 200−300 градусов температуру газа в двигателях с неохлаждаемой горячей частью. То есть буквально через 3−5 лет будут востребованы так называемые «неметаллические двигатели» с высоким уровнем композитов. Это — раз. Второе — зреют условия для отказа от механического привода с использованием коробки передач. Значит, не за горами переход на электроприводы и мощные бортовые электрогенераторы. Третье — придется отказаться от традиционных роторных опор в пользу керамических, газовых и электромагнитных, так как масляная система охлаждения уже не справится с новыми нагрузками. И все это потребует от производителей существенного финансирования фундаментальных научных разработок, которые, кстати, активно введутся в России.


18 октября 2017 года гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский посетил 150-й калининградский авиационный ремонтный завод, на котором началась реализации программы «Модернизация производственного комплекса с целью оптимизации и обеспечения промышленной безопасности». В рамках этого проекта уже реконструированы станции ремонта и испытаний двигателей ТВ3−117 и АИ-9 В. Оба движка, как известно, выпускаются на Украине, причем ТВ3−117, разработки российского ОКБ имени В. Я. Климова, считается одним из самых надежных в мире. В общей сложности их изготовлено порядка 25 тысяч — для вертолетов, произведенных российскими заводами. Ходят слухи, что запорожский моторостроительный гигант выводит некоторые свои послепродажные сервисы в Россию. И делается это для того, чтобы, с одной стороны, сохранить негласные отношения со старым партнером ради «левого дохода». А с другой — умиротворить сорвавшихся с катушек националистов, а также их идеологических наставников — американцев. В пентагоновском докладе «О мировом рынке военных вертолетов» утверждается, что россияне по-прежнему ежегодно покупают до 400 украинских движков, не только ТВ3−117 и АИ-9 В, но и локализованных в РФ силовых установок ВК-2500 (данные за 2016 год). Если это так, то денежки у «Мотор Сич» имеются, в том числе и на развитие своего производства. Подчеркнем, что ВК-2500 предназначен для замены ТВ3−117, характеризуется высоким уровнем универсальности и может устанавливаться на вертолетах Ми-17, Ка-32, Ми-28, Ка-52 и Ми-35. Само собой, такие опосредственные украино-российские контракты яростно критикуются в «незалежной», впрочем, и в нашей стране тоже. Правда, менее остро. В Киеве «патриотичные журналисты» считают, что Порошенко закрывает глаза на поставки стратегической продукции врагу, то есть подходит формально к требованиям о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией. У нас же пишут, что «Вертолеты России» фактически поддерживает на плаву будущего конкурента, который нуждается во времени, чтобы в самом ближнем будущем организовать выпуск своих вертолетов. Пусть вначале это будет маленькая семиместная «Надежда» и ударная винтокрылая машина Ми-2МСБ-В со смешным 7,62-миллиметровым пулеметом. Но, как говорится, самое трудное — сделать первые шаги. Дескать, не стоить смотреть свысока на авиационную промышленность соседки, которая хотя и находится в кризисе, тем не менее, имеет самого сильного в мире лоббиста в лице США и не обременена санкциями. Можно по-разному относиться к вертолетным перспективам «незалежной», однако, напомним, когда Советский Союз строил ЗПОМ «Моторостроитель» (предшественник «Мотор Сич»), в его цеха и конструкторские отделы направлялись лучшие выпускники технических вузов из Москвы, Ленинграда, Новосибирска и так далее. Так что — профессионалы самого высокого уровня и школа там имеются. А руководитель «Мотор Сич», кстати, депутат Верховной Рады Украины Вячеслав Богуслаев, считается дальновидным управленцем, у которого «и волки сыты, и овцы целы». Надо сказать, что в 2014 году Вашингтон прилагал все усилия, чтобы «перерезать пуповину» между «Вертолетами России» и «Мотор Сич». Соединенные Штаты были уверены, что Москве потребуется, как минимум, 10 лет, чтобы восполнить потерю, связанную с разрушением украино-российской кооперации. Судьба же Запорожского двигателестроительного кластера их вообще не волновала. Будь на то американская воля, янки сравняли бы с землей цеха бывшего ЗПОМ «Моторостроитель». Однако даже «кастрюлеголовые» объявили «Мотор Сич» достоянием республики — во многом благодаря Герою Украины Богуслаеву. Что касается программы российских вертолетных двигателей, три года назад никто — ни в РФ, ни в США — толком не знал, насколько быстро удастся создать полностью независимое производство ВК-2500, несмотря на ввод в 2014 году первой очереди завода АО «Климов». Заявление политиков с той и с другой стороны, понятно, эксперты в счет не брали. Но уже тогда было ясно, что в России потребуется построить 27 новых крупных производств (по сути заводов), а также ввести в строй 452 высокотехнологических участка, чтобы заменить запорожцев. Плюс к этому где-то найти профессиональные кадры. Именно поэтому изначально проект был рассчитан до 2025 года. Другими словами, стране предстояло создать целую высокотехнологическую отрасль в самые короткие сроки. Чтобы было понятно, о каких объемах идет речь, приведем кое-какие цифры. Только в 2016 году капиталовложения на модернизацию в компании «Вертолеты России» составили 14,5 млрд. рублей, еще 3 миллиарда ушло на НИОКР. И значительная часть из них, по всей видимости, пришлась на двигателестроительную программу. И вот, судя по словам топ-менеджера АО «Климов» Александра Захарова, в 2018 году предприятие сможет производить 500 двигателей ВК-2500. Так и хочется крикнуть троекратное «ура». Но возникает вопрос, насколько новое производство является самодостаточным на самом деле? Ведь в отчете корпорации «Вертолеты России» за 2016 год приводятся очень серьезные риски на 2017 год (впрочем, год уже подходит к концу). Причем, самым опасным из них считается зависимость от импорта: «В целях минимизации влияния ограничений поставок импортных комплектующих и оборудования на деятельность предприятий холдинга реализуются мероприятия по организации досрочных поставок требуемых изделий в необходимом количестве (формирование резервов), а также мероприятия в рамках программы импортозамещения». Между тем, на Украине, судя по всему, есть всё необходимое для самодостаточного производства ТВ3−117 и АИ-9 В. Кстати, если посмотреть отчеты «Мотор Сич» за 2010−2013 годы, то можно увидеть интересную финансовую вещь. Запорожцы продавали нашим заводам авиадвигательной продукции в количестве 40% от своего производственного объема, но имели за это порядка 60% выручки. Наверное, считалось, что запорожцы экономическими цепями навечно прикованы к «Вертолетам России». Однако глава компании «Мотор Сич» на прошедшей белорусской выставке Milex-2017 язвительно сказал: «Мы желаем успеха России в ее начинаниях… На данный момент мы нашли другие рынки. С очень немногими исключениями, наша продукция используется практически во всех странах мира». Впрочем, смеется тот, кто смеется последний. Украинские движки ТВ3−117 и АИ-9 В скоро устареют. Эксперты пишут, что вертолетное двигателестроение переходит на принципиально новый технологический уровень. Уже сегодня все усилия разработчиков сосредоточены на силовых установках и трансмиссиях для скоростных вертолетов и конвертопланов (более 500 км в час). Для этого нужно увеличить на 200−300 градусов температуру газа в двигателях с неохлаждаемой горячей частью. То есть буквально через 3−5 лет будут востребованы так называемые «неметаллические двигатели» с высоким уровнем композитов. Это — раз. Второе — зреют условия для отказа от механического привода с использованием коробки передач. Значит, не за горами переход на электроприводы и мощные бортовые электрогенераторы. Третье — придется отказаться от традиционных роторных опор в пользу керамических, газовых и электромагнитных, так как масляная система охлаждения уже не справится с новыми нагрузками. И все это потребует от производителей существенного финансирования фундаментальных научных разработок, которые, кстати, активно введутся в России.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl