Материал комментируют:
Моисей Фурщик
Красная поляна встречает новый горнолыжный сезон с большими проблемами — маленькие отели закрываются, не выдерживая конкуренции с крупными. При этом власти региона бодро рапортуют о грядущих рекордах. Только будут ли они?!
Губернатор дал лишку
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поделился оптимистичными планами на новогодние каникулы 2018 года: он планирует принять на Красной Поляне не менее 360 тысяч отдыхающих.
Впрочем, эти прогнозы подвергнул серьезным сомнениям известный сочинский ресторатор Андрей Шишкин. По его подсчетам (которые он опубликовал на своей странице в фейсбуке), сегодня суммарная номерная емкость отелей Красной Поляны составляет 15 тысяч номеров — и это чисто физически не позволит обслужить такое огромное количество горнолыжников.
Даже с учетом того, что каждый отдыхающий будет приезжать на курорт минимум на один день, понадобится порядка 720 автобусных рейсов в сутки — что, разумеется, также нереально.
Сомнения, которые высказал Шишкин, поддержали и многие другие жители Красной Поляны. В частности, спасатель горнолыжного курорта «Горки город» Евгений Болтенко рассказывает, что пропускная способность курортов Красной Поляны составляет 20?22 тысячи человек в сутки.
Но она достигается лишь два-три раза за сезон (скажем, в нынешнем году такое количество горнолыжников приехало только 23 февраля). И с учетом этого планы Вениамина Кондратьева принять на Красной Поляне 360 тысяч отдыхающих (45 тысяч человек в сутки) — и вовсе нереальны.
«Малыши» не выдержали давления
По словам Вениамина Кондратьева, число туристов на Красной Поляне могло бы быть намного больше, чем 360 тысяч, — если бы не ограничения номерного фонда отелей (в пик сезона они заполнены практически на 100%, заявил губернатор).
Казалось бы, представители отельного бизнеса могут расценить это заявление Кондратьева как предложение строить новые гостиницы, хостелы, апартаменты. Но в Сочи не все так просто!
Как рассказал в фейсбуке все тот же ресторатор Андрей Шишкин, в нынешнем горнолыжном сезоне нескольких отелей Красной Поляны отказались работать, поскольку не видят в этом никакого экономического смысла. Они не выдержали ценового давления со стороны более крупных гостиниц, которые попали в программу государственной поддержки.
Эти отели могут себе позволить установить цену на номер порядка 500 рублей в сутки — а разницу до экономически обоснованной стоимости им возмещает государство, заявляет Андрей Шишкин. Такое решение было принято по итогам совещания, которое еще в январе провел премьер-министр Дмитрий Медведев: на нем министр культуры Владимир Мединский ратовал за то, чтобы предоставлять из федерального бюджета субсидию туроператорам, которые обеспечивают дополнительный туристский поток в Сочи в «низкий сезон».
Поэтому и опустить цены до уровня, который есть в крупных отелях, где значительная часть номеров выкуплена туроператорами (такого масштаба, как, например, «Библио-Глобус»), небольшие гостиницы не могут. Вот и вынуждены закрываться, констатирует Андрей Шишкин. Некоторые из отельеров, с которыми ему удалось поговорить, признаются, что собираются делать перепланировку в апартаменты и сдавать их на круглый год.
Цены неизбежно пойдут вниз
Каковы же перспективы отельного бизнеса в России? Этот вопрос «Свободная пресса» обсудила с нашим постоянным экспертом, управляющим партнером компании «Финансовый и организационный консалтинг» Моисеем Фурщиком.
«СП»: — Моисей Александрович, за десять месяцев 2017 года объем отельного бизнеса в России превысил 20 млрд. рублей. В сравнении с 2016 годом он вырос на 11%. Значит, несмотря на кризис, люди все же готовы больше платить за гостиницы?
— Несмотря на падение доходов населения, все меньшее число россиян готово останавливаться в гостиницах и базах отдыха «советского типа», то есть со старой мебелью, отклеивающимися обоями, клопами, ржавой сантехникой и т. д. Причем вне зависимости от цены за номер.
Поэтому такие места размещения уже сейчас характеризуются низкой загрузкой, которая часто не окупает даже операционных затрат. Их хозяева выжимают из таких объектов «последние соки», поэтому в ближайшие 3?5 лет будет наблюдаться массовый уход «советских» объектов с рынка — то есть их снос, продажа или радикальная реконструкция. Это первая важная тенденция. Причем затронет она даже самые провинциальные города.
«СП»: — А что касается среднего ценового сегмента отелей?
— В среднем сегменте отелей произойдет выход на адекватное соотношение «цена-качество». Уже сейчас имеется большое количество региональных гостиниц, где за 2?4 тысячи рублей в день сдаются вполне приличные, хотя и довольно скромные номера.
Это показывает, что для окупаемости отелей среднего класса совершенно нет необходимости в чрезмерно высоких ценах. Просто их владельцы под влиянием конкуренции постепенно будут увеличивать горизонт своего планирования, что будет приводить к более скромным тарифам.
Кроме того, очень важным фактором в рамках этой тенденции будет являться градостроительная политика местных властей. Регионы и города, заинтересованные в развитии туризма, должны будут предоставлять на приемлемых условиях земельные участки под строительство новых отелей, а также продавать собственные гостиницы более эффективным частным собственникам. Поэтому вполне реально ожидать значительного роста предложения современных отелей по умеренным ценам, которые будут активно занимать освобождающуюся нишу объектов «советского типа».
«СП»: В России сейчас присутствует уже несколько международных гостиничных брендов: от Hyatt до Park Inn. А вот отечественных сетевых операторов почему-то мало…
— Думаю, что одним из трендов станет именно серьезное увеличение рыночной доли российских сетевых гостиничных операторов, прежде всего, межрегиональных. В принципе, технология управления гостиницей среднего уровня не является сверхэксклюзивом.
Многие российские менеджеры уже освоили передовые западные подходы, поэтому вполне могут вести автономную деятельность, обеспечивая достаточный уровень сервиса и операционной эффективности.
Кроме того, современные системы онлайн-бронирования сильно нивелируют былые маркетинговые преимущества международных сетей. При этом российские операторы в состоянии предлагать владельцам отелей заметно более выгодные финансовые условия, что весьма актуально в нынешней ситуации. В конечном счете, это будет способствовать снижению цен.
«СП»: — Ростуризм предлагает российским отельерам всерьез конкурировать с иностранными сетями за счет создания «нишевого» продукта. Ну, скажем, введения системы all inclusive.
— Думаю, что мы будем наблюдать рост числа концептуальных, «нишевых», отелей. Это могут быть объекты с ярко выраженной семейной, молодежной, спортивной, оздоровительной или иной ориентацией и соответствующим дизайном. Такой подход часто не требует большого увеличения инвестиционных затрат, но зато может обеспечивать более высокую заполняемость и повышенный ценник.