Материал комментируют:
Алексей Калачев
Игорь Юшков
«Нафтогаз» может возобновить закупку топлива у российского «Газпрома» уже в марте текущего года. Об этом рассказал глава украинской компании Андрей Коболев на пресс-конференции 7 февраля.
«Мы провели несколько раундов переговоров. У нас есть документ, который, по нашим оценкам, близок к тому, который будет подписан. Мы надеемся на протяжении этого месяца имплементировать решение Стокгольма в части контракта купли-продажи. Мы надеемся, что это нам даст возможность уже в марте этого года начать покупки газа у «Газпрома», — цитирует Коболева «Униан».
Официальный представитель главы «Газпрома» Алексея Миллера Сергей Куприянов в комментарии РБК заявил, что компании нужно было «имплементировать в контракт решения Стокгольма — подписать допсоглашение». «За сколько заплатят — столько поставим», — сказал он.
При этом, как сообщают ряд СМИ, хотя поставки газа будут осуществляться на условиях предоплаты, «Газпром» не станет требовать, чтобы Киев сначала погасил долг в два миллиарда долларов. Затягивать с выплатой украинцам тоже не очень выгодно — за каждый день просрочки на сумму долга начисляется пеня в размере 0,03% от суммы или около 600 тысяч долларов. К началу марта штраф достигнет почти 42 миллионов долларов.
Напомним, что Стокгольмский арбитражный суд в декабре 2017 года обязал «Нафтогаз» вернуть российской компании два миллиарда долларов за уже поставленное сырье. Кроме того, хотя суд не поддержал многомиллиардные претензии «Газпрома» по условию «бери или плати» (take or pay), он оставил его в силе, снизив до 5 миллиардов кубометров в год. Это объем, который «Нафтогаз» обязан закупить у российской компании, а в противном случае выплатить штрафные санкции.
Примечательно, что в своем заявлении о возобновлении закупок у «Газпрома» Коболев вообще не упомянул о необходимости погасить долг. Ранее украинская сторона заявляла, что прежде чем решать эти вопросы, она намерена дождаться решения Стокгольмского арбитража по собственному ответному иску к «Газпрому».
Дело в том, что «Нафтогаз» требует от российской компании 16 миллиардов долларов за нарушение транзитного контракта, а именно, за недопоставку транзитных объемов газа. Фактически, это условие «качай или плати», аналогичное take or pay, в компенсации которого арбитраж отказал «Газпрому». Как считают аналитики, такое же решение логично принять и по иску «Нафтогаза», снизив контрактные объемы российской прокачки.
По действующему до 2019 года транзитному контракту, «Газпром» обязан прокачивать через Украину не менее 110 млрд. кубометров газа. Этот объем снизился вследствие введения в эксплуатацию «Северного потока», а также газопровода «Ямал-Европа». Тем не менее, в связи с ростом потребления газа в Европе в 2017 году объем транзита через территорию Украины достиг рекордного с 2011 года показателя — 93 млрд. кубометров.
Возобновление закупки газа непосредственно у «Газпрома» даже на условиях предоплаты выгодно для Украины. Об этом в январе «внезапно» вспомнил и глава компании Андрей Коболев, когда заявил, что, во-первых, Киев обязан покупать российский газ по решению суда, а, во-вторых, это намного выгодней и экономически целесообразней. При этом Коболев не пояснил, зачем тогда Украина последние три года покупала тот же российский газ у европейских трейдеров, переплачивая по 20?50 долларов за каждую тысячу кубометров.
Однако возникает вопрос, так ли выгодно возобновлять поставки Украине «Газпрому». Те объемы, которые закупал «Нафтогаз», российская компания все равно продавала, только европейским потребителям, которые затем поставляли его «незалежной». А вот судьба присужденных арбитражем двух миллиардов может «зависнуть» на неопределенный срок, как произошло, например, с долгом в три миллиарда долларов, который Киев отказался возвращать, сославшись на то, что кредит был взять еще «преступной властью» Януковича.
Высокий суд Лондона летом 2017 обязал Украину деньги вернуть, но она подала апелляцию, и теперь соответствующая инстанция должна вынести новое решение. В случае с этим долгом, кстати, также начисляются по 674 тысяч долларов за каждый день просрочки, но Киев это, похоже, не смущает.
Не исключено, что и газпромовские два миллиарда просто «затеряются» на юридических просторах и «Газпром» со временем «забудет» о них. Но стоит ли прощать Киеву такую сумму, ведь никакой благодарности за это российская компания явно не получит, зато украинские власти засчитают себе это как очередную «перемогу» над Москвой.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что даже если «Нафтогаз» откажется платить, это может сыграть на руку «Газпрому».
— «Газпром» может намеренно занять показательно дружелюбную позицию в отношении «Нафтогаза», потому что за выполнением решения арбитража будут внимательно следить европейские чиновники. Если украинская компания не будет выполнять это решение, получится, что все то, что говорил «Газпром» о необходимости минимизации контактов с Киевом путем строительства обходных газопроводов — чистая правда.
Так что «Газпрому» здесь нечего бояться. В любом случае он окажется в выигрышном положении. Если «Нафтогаз» откажется платить, это приведет к тому, что, во-первых, будет копиться пеня, и долг с каждым днем будет расти. А во-вторых, это убедит европейцев в том, что Украина — ненадежный и непредсказуемый партнер, который игнорирует решение европейского суда, поэтому нужно строить обходные газопроводы.
Кроме того, «Газпром» сможет подать иск в любой суд с просьбой о взыскании с «Нафтогаза» и Украины имущества в счет возврата этих двух миллиардов. Что, кстати, сделали незадолго до нового года итальянцы. Компания Italia Gas в свое время точно также выиграла спор в Стокгольмском арбитраже, и «Нафтогаз» не выполнял это решение. Тогда они подали в суд Словакии и там арестовали украинский реверсный газ.
Если «Нафтогаз» не будет выполнять решение суда, «Газпром» может подать в суды Польши, Венгрии, Словакии, где арестуют реверсный газ и любое другое имущество на сумму два миллиарда. Эти страны обязаны будут выполнять решение, которые приняли европейские судебные органы.
Так что вполне можно разделять эту историю — долг отдельно, поставки отдельно. Тем более что «Газпрому» выгодно возобновить поставки в марте.
«СП»: — Почему?
— Потому что теперь по решению арбитража привязка цены для «Нафтогаза» пойдет не к ценам на нефть, а к ценам на немецких газовых хабах. А там летом газ дешевый, а зимой — дорогой. Чем раньше «Нафтогаз» начнет закупать топливо, тем дороже это будет для них.
Украинской компании выгодней дождаться лета или сентября, когда на спотовых площадках минимальные цены на газ, закупить весь необходимый объем и закачать его в свои подземные хранилища. Почему они собираются покупать газ именно в марте, не совсем понятно.
«СП»: — Может, они просто ждут решения по своему ответному иску?
— Риски для «Газпрома» действительно есть, так как неизвестно, чем будет руководствоваться арбитраж. Первое решение было компромиссным и политически обоснованным. С точки зрения экономики контракт с «Нафтогазом» оставался рабочим, подписывался без давления и все положения в нем были рыночными. Но если бы арбитраж удовлетворил требования «Газпрома», это привело бы к банкротству Украины. На это суд идти не решился, поэтому убрал само основание для исковых требований — требование «бери или плати» в существовавших объемах.
Было бы абсолютно логично и справедливо, если бы он убрал такое же основание по иску «Нафтогаза» к «Газпрому», но, с другой стороны, если в первый раз арбитраж пошел на политическое решение, вполне возможно, что он может сделать это и во второй раз.
В любом случае, «Нафтогазу» логичней было бы сначала выплатить эти два миллиарда, чтобы не капала пеня, а потом уже ждать решения по второму иску. Так они меньше отдали бы «Газпрому» или больше получили бы денег сами. Но они ждут, и каждый месяц им набегает по 18 миллионов. Это не самая рациональная позиция.
Эксперт-аналитик группы компаний «Финам» Алексей Калачев считает, что возобновление поставок в марте маловероятно.
— Если вынести политические проблемы за скобки, чисто экономически все зависит только от того, по какой цене Украина будет закупать газ у «Газпрома». Сейчас ей приходится покупать топливо по реверсу из Европы. «Газпром» же при долгосрочных контрактах устанавливает конкретную цену для каждой страны. Так что если бы все определялось экономическими соображениями, возобновление прямых поставок имело бы смысл для Украины.
Но на практике мы не можем вынести эту политическую составляющую за скобки. Она слишком велика для обеих сторон. На Украине достаточно много голосов, которые будут выступать против покупки газа у России, несмотря на экономическую выгоду. Поэтому я думаю, что до реального соглашения еще очень далеко. Особенно если учесть, что продолжаются судебные разбирательства, которые закончатся не скоро.
«Газпром» с удовольствием продаст газ за хорошую цену. Но нельзя сказать, что эта компания полностью вне политики. Мы же понимаем, что «Северные потоки» и «Турецкий поток» строятся, в том числе для того, чтобы сократить транзит через Украину. От политики здесь уйти не удастся.
Так что до полного обнуления ситуация и изменения политического ландшафта все это досужие рассуждения. Мне кажется, что до марта стороны точно не успеют договориться о возобновлении поставок. Слишком много между ними противоречий.
«СП»: — Может ли Киев отказаться выплачивать два миллиарда, которые присудил Стокгольмский арбитраж?
— Мне кажется, что окончательное принятие этого решения Киевом зависит от того, чем закончится их встречный иск. Если будет возможность закрыть этот долг взаимозачетом, думаю, «Нафтогаз» с удовольствием на это согласится. Вопрос в том, пойдет ли на это «Газпром». Каждый в этой ситуации считает, что он победил и что он прав. Мне кажется, эти разбирательства будут тянуться долго и до конца еще далеко.