Материал комментируют:
Алексей Гривач
Сергей Правосудов
«Нафтогаз» предпринял новую атаку на «Газпром». Украинская компания намерена обратить взыскание на российский газ в странах ЕС, если концерн не выплатит $ 2,56 млрд. по решению Стокгольмского арбитража. Об этом в понедельник, 12 марта, сообщил главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко в своем Facebook.
«Если „Газпром“ добровольно не выполнит решение Стокгольмского арбитража, мы будем обращаться в суды европейских стран, ратифицировавших международную конвенцию, для принудительного исполнения решения суда», — отметил он. По его словам, Украина не будет отбирать газ из транзитных потоков в Европу. «Нам лучше налагать взыскание на газ после того, как он попадет на европейские рынки», — пояснил Витренко.
В тот же день стало известно, что Евросоюз встал на сторону Украины в споре с «Газпромом».
«Мы обсуждали с президентом Украины Петром Порошенко недавнее решение „Газпрома“ о приостановке предоплаченных газовых поставок на Украину. „Газпром“ должен выполнять договорные обязательства. Европейская комиссия, в том числе в лице комиссара Мароша Шевчовича активно работает в этом направлении. Мы готовы возобновить трехсторонние переговоры в этом отношении», — заявила глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини.
Ранее замминистра иностранных дел Украины по евроинтеграции Елена Зеркаль сообщила, что дипломатическое ведомство инициирует трехсторонние переговоры Украина-ЕС-Россия по обеспечению стабильности поставок газа на Украину и в страны ЕС. При этом в ЕК назвали трехсторонние переговоры эффективным инструментом урегулирования разногласий, и отметили, что готовы выступить посредником в переговорном процессе. Однако глава Минэнерго России Александр Новак заявил, что трехсторонних переговоров Украины, России и ЕК по газовому вопросу не планируется, поскольку это дело компаний.
Напомним: решение Стокгольма вызвало резкую реакцию «Газпрома». Концерн отказался начать с марта поставки газа на Украину, сославшись на отсутствие допсоглашения к контракту, а затем заявил о намерении расторгнуть контракты с «Нафтогазом». 5 марта «Газпром» направил «Нафтогазу» официальное уведомление о начале процедуры расторжения контрактов на поставку и транзит газа через Стокгольмский арбитраж.
В ответ 7 марта Киев приступил к аресту активов «Газпрома» на территории страны. В их числе оказались, в частности, акции АО «Газтранзит» стоимостью 1,3 млрд. рублей. В тот же день премьер Украины Владимир Гройсман поручил Министерству юстиции страны и руководству «Нафтогаза» скоординировать действия для ареста активов «Газпрома» по всему миру в случае невыполнения российской компанией постановления Стокгольмского арбитража.
Гройсман подчеркнул, что позиция Киева в ситуации с «Газпромом» должна быть «жесткой и последовательной». «Мы должны объединить все наши усилия, чтобы заставить „Газпром“ выполнить свои обязанности», — сказал украинский премьер.
Удастся ли Киеву сделать разменной монетой российский газ в Европе?
— В знаменитом договоре между «Газпромом» и «Нафтогазом», который формально действует до конца 2019 года, прописано, что стороны должны решать спорные вопросы в Стокгольмском арбитраже, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Это значит, «Газпром» — так или иначе — обязался выполнять решения Стокгольма. И это факт, с которым сложно спорить.
Важно, кроме того, понимать: в договоре имеются два ключевых направления. Первое — поставки газа на территорию Украины, второй — транзит через территорию Украины в Европу.
Так вот, в договоре прописано, что Украина обязана покупать около 40 млрд. кубометров российского газа в год, а если она этого не делает, предусмотрены штрафные санкции. С другой стороны, в договоре записано, что «Газпром» планирует транзитировать по территории Украины 110 млрд. кубометров газа ежегодно. Причем в случае, если потребление газа в Европе вырастет, соответственно вырастут и поставки. Каких-либо штрафных санкций за меньший транзит предусмотрено не было.
А теперь о решении Стокгольмского арбитража. Оно заключается в том, что нормы в рамках take-or-pay («бери или плати») были снижены с 40 млрд. кубометров до 4 млрд. При этом штрафные санкции, которые предусматривались договором, на украинскую сторону судом не были наложены. Этот пункт арбитраж обосновал тем, что украинская экономика находится в тяжелом положении. Как мы понимаем, на деле к ситуации в украинской экономике компании «Газпром» и «Нафтогаз» имеют весьма опосредованное отношение.
Что до «транзитной» части договора, Стокгольм счел, что «Газпром» был обязан транзитировать 110 млрд. кубометров. И насчитал $ 4,64 млрд штрафа за недопоставку газа. Причем, штрафные санкции будут начисляться и дальше, если «Газпром» не будет транзитировать пресловутые 110 млрд. кубов.
Понятно, что такая ситуация «Газпром» не устроила. Компания подала апелляцию, и ждет, что будет дальше. Но проблема заключается в том, что делать с уже вынесенным решением Стокгольма.
«СП»: — Какие могут быть варианты развития ситуации?
— Решение есть, и формально «Газпром» обязан его выполнять. Пока он его не выполняет, на российский концерн накладываются дополнительные санкции — начисляются пени за неисполнение соглашения.
Причем, рассмотрение апелляции «Газпрома» может растянуться надолго, и чем оно закончится, сейчас никто не знает.
Поэтому российский концерн инициировал процедуру расторжения контракта, мотивируя это тем, что арбитраж полностью пересмотрел первоначальные условия. Причем, не только по объемам поставок и штрафным санкциям за транзит, но и по цене газа. Изначально в контракте цена на голубое топливо была привязана к нефтяным котировкам, а теперь ее привязали к газовым котировкам на европейских биржах.
Теперь, надо думать, стороны будут вести переговоры, чтобы найти выход из ситуации.
Украинцы сейчас говорят: есть решение суда — извольте его выполнять. Иначе мы будем арестовывать ваши активы — имущество, газ.
На деле это означает, что «Нафтогаз» будет подавать иски в суды европейских стран, имея на руках решение Стокгольмского арбитража, а «Газпром» будет подавать встречные иски. Причем, на мой взгляд, у украинцев действительно есть шансы, что решение Стокгольма будет выполнено, и какие-то объемы российского газа будут арестованы и переданы «Нафтогазу».
«СП»: — Как это будет реализовано на практике?
— Украина сейчас голубое топливо в России не покупает — она покупает его у европейских компаний, и за этот газ платит. Европа, по идее, может сделать так, что поставляемый «незалежной» газ будет оплачивать «Газпром».
Украина в этом случае будет забирать газ у Европы бесплатно, а счет ЕС будет выставлять «Газпрому». И тем самым покрывать штраф российского концерна в $ 2,56 млрд., который насчитал Стокгольмский арбитраж.
— Киев может попытаться через суды европейских стран арестовать российский газ, но это потребует немало времени, — уверен заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Словом, создать проблему Украина может, но я не исключаю, что в итоге суды встанут на сторону «Газпрома».
Разбирательство вокруг решения Стокгольмского арбитража, напомню, все еще продолжается. И быстрых решений — несмотря на бравурные заявления украинских коллег — здесь быть не может.
Что до схемы с бесплатной поставкой газа из Европы на Украину, с последующим выставлением счета за него «Газпрому», — она представляется мне нереализуемой. Если Украине и удастся обратить взыскание на что-то в рамках этого спора, то это должно быть строго имущество «Газпрома». Газ же, который Европа поставляет Украине — это собственность не «Газпрома», а европейских трейдеров. И тот факт, что сами трейдеры купили этот газ в России, роли не играет.