Украина загнала «Газпром» в трубу - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Украина загнала «Газпром» в трубу - «Экономика» 00:00 Среда 0 581
21-03-2018, 00:00

Украина загнала «Газпром» в трубу - «Экономика»



Материал комментируют:
Украина загнала «Газпром» в трубу - «Экономика»

Алексей Гривач

Алексей Калачев

Роман Алехин

«Газпром» не сможет обойтись без транзита через территорию Украины после 2019 года, несмотря на то, что на эти сроки запланирован ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2». Как пишет издание «Коммерсант», к этому времени не будет готова наземная инфраструктура в ЕС. Если точнее, то газопровод Eugal, аналог линии Opal, который должен стать продолжением «Северного потока-2» на территории Германии, будет построен только к концу 2020 года. Об этом сообщили изданию в компании Gascade, которая владеет долей в 50,5% в проекте.

Nord Stream 2 мощностью 55 млрд. кубометров газа в год планируют запустить уже в конце 2019 года, и, как неоднократно утверждали в «Газпроме», реализация продвигается по плану. Однако если к этому моменту будет построена только первая нитка Eugal, российская компания сможет прокачать по газопроводу не более 34 миллиардов кубометров газа.

В самом «Газпроме» эту информацию пока не комментируют. Но если ситуация обстоит именно так, этого объема будет недостаточно для того, чтобы выполнить свои контрактные обязательства, что грозит многомиллиардными штрафами, не говоря уже о том, чтобы удовлетворять растущий спрос на газ в Европе.

В 2017 году российская компания прокачала через территорию Украины рекордный за последние годы объем в 93 миллиарда кубометров газа. Даже если бы к 2020 «Газпром успел построить и полностью ввести в эксплуатацию «Северный поток-2» (пропускная способность 55 млрд. куб. м.) и обе нитки «Турецкого потока» (по 15,75 млрд. кубометров каждая), все равно выходит, что 5?10 миллиардов кубометров будет не хватать. Да и строительство второй нитки «Турецкого потока» пока под вопросом, так как Болгария, Венгрия и Румыния еще не выдали разрешение на прокладку труб на своей территории, и газ, идущий по трубопроводу, может поступать только на турецкий рынок. Кроме того, в середине марта стало известно, что «Газпром» утилизирует часть труб в связи с уменьшением мощности «Турецкого потока» с 63 до 31,5 миллиарда кубометров газа в год.

Симон Пирани из Оксфордского института энергетических исследований подсчитал, что полностью отказаться от украинского транзита при сохранении своих долгосрочных контрактов «Газпром» сможет только к 2024 году. Да и то, при условии, что спрос не будет расти слишком быстро. В 2017 году экспорт газа в европейские страны составил 193,6 млрд. кубометров, что на 8,1% больше, чем в 2016.


С учетом этих обстоятельств новый транзитный контракт с Украиной кажется неизбежным, но пока сложно представить, на каких условиях он может быть заключен.

Напомним, что после решения Стокгольмского арбитража не в пользу «Газпрома» в споре с «Нафтогазом» российская компания вообще заявила о расторжении всех действующих контрактов с Украиной, в том числе транзитных, и начала соответствующую процедуру. Это, естественно, не устроило ни Киев, который начал грозить новыми судебными исками и арестом имущества, ни европейцев, которые призвали стороны выполнять решение арбитража и контрактные обязательства.

Украинская сторона уже заявила о том, что будет требовать трехсторонних переговоров с Россией и ЕС по вопросу о транзите газа после 2019 года. До тех пор Киев планирует отталкиваться от решений Стокгольмского арбитража. Как отметил руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов, до сих пор не ясно, как будет проходить расторжение существующих контрактов. Если не удастся доказать, что оснований для одностороннего прекращения их действия нет, «Газпрому» предстоит выплачивать компенсацию за разрыв отношений, причем, скорее всего, весьма существенную.

Однако заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что переговоры о новом транзитном контракте и разбирательства по решению Стокгольмского арбитража и расторжению действующих соглашений могут идти параллельно.

— Европейское руководство инициировало вопрос о том, чтобы сохранить транзит через территорию Украины. Российские власти официально ответили, что готовы пойти на это, если это будет сделано на коммерчески адекватных условиях по итогам конструктивных переговоров. Проблема в том, что Киев таких переговоров проводить не хотел. Сейчас очевидно, что без них нельзя обойтись. Возможно, для того, чтобы усадить украинскую сторону за стол переговоров, нужно, чтобы Европа оказала на нее давление.

Экспорт газа в Европу растет, и эта тенденция продолжится, если только не будет приостановлена политическими методами. Но в этом случае Украина станет первой пострадавшей, потому что сокращать первым делом будут транзит через ее территорию. Сейчас продолжение транзита выгодно всем сторонам, но для этого нужны адекватные переговоры.

Если Украина хотела сохранить транзит через свою территорию, она должна была сделать коммерчески выгодное предложение «Газпрому». Пока же они только требовали повысить тарифы и выдвигали еще более неадекватные условия. Украинская сторона ведет себя как таксист, который заламывает непомерные и не рыночные цены, в результате чего клиент решил купить собственную машину. Теперь этому таксисту нужно посидеть и подумать, не пора ли ему начать вести себя цивилизованно.

«СП»: — А как разбирательства в Стокгольме влияют на переговоры по транзиту?

— Договоренности об имплементации решений арбитража еще не достигнуты. «Газпром» предпринимает меры по защите своих интересов через апелляцию. Этот процесс еще не завершен, и он происходит в рамках правового поля. Но в цивилизованном мире арбитражное разбирательство не исключает продолжение переговоров. Напротив, часто в ходе их стороны заключают мировое соглашение и отзывают иски. Проблема в том, что этот вопрос на Украине крайне политизирован, но при желании решить его можно.

Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев пояснил, что «Газпрому» действительно не обойтись без транзита через Украину после 2019 года, причем сразу по нескольким причинам.

— Я думаю, украинский транзит в том или ином виде останется востребованным, даже если «Газпром» вдруг каким-то образом активизируется в строительстве газопроводов по южному направлению. Однако это само по себе уже маловероятно, не зря ведь решили даже разобрать часть труб, проложенных в расчете на «Южный» и «Турецкий» потоки. В сложившихся внешнеполитических условиях согласование дополнительных ниток «Турецкого потока» или возобновление «Южного потока» маловероятно.

Но даже если бы все планы «Газпрома» оставались в силе, его газопроводы идут только до Европы, а есть и вторая сторона. Внутренние европейские газотранспортные системы отчасти замкнуты на украинский транзит, а строительство отводов от «потоков» «Газпрома» запаздывает.

Кроме того, Евросоюз увязывает согласование строительства «Северного потока-2» с сохранением транзита через Украину и не поддержит планов по его полному прекращению ни в каком виде.

Опять же, посчитаем объемы. В прошлом году экспорт «Газпромом» природного газа достиг рекордного уровня в 193,9 млрд м3. С учетом роста спроса — не за горами выход на 200 млрд м3. Даже полная загрузка всех ниток обоих «Северных потоков» не может превысить 110 млрд м3. Транзит через Белоруссию дает максимум 32 млрд м3. Европейская нитка «Турецкого потока», до конца, кстати, еще не согласованная с Европой, прибавит только 15,5 млрд м3 в год. Украинский транзит способен обеспечить транспортировку остального объема и при этом еще составлять резерв мощности, который не помешает иметь, если исходить только из экономических интересов.

«СП»: — Удастся ли договориться с Украиной по новому транзитному контракту с учетом политических разногласий?

— Нам мой взгляд, достижение договоренности о продолжении транзита газа через Украину возможно и даже необходимо с экономической точки зрения. Но также очевидно, что в этом вопросе слишком много политики. Вряд ли решения о расторжении или продлении контрактов с Украиной принимаются на уровне руководства «Газпрома» без согласования с высшим политическим руководством страны. А на этом уровне экономические интересы не всегда являются определяющими.

Украине необходимы доходы от транзита газа. ЕС заинтересован в продолжении украинского транзита и по объективным, и по политическим мотивам. Если ЕС решит выступить посредником в урегулировании спора между «Газпромом» и «Нафтогазом», его позиция может быть использована в торге по широкому кругу проблемных вопросов, включая санкции, Крым, Сирию и т. п. Однако, я полагаю, вероятность такого торга невелика.

Если бы удалось вынести политику за скобки, стороны вполне могли бы договориться о продолжении сотрудничества на условиях, выгодных всем. Но, поскольку вынести политику за скобки не получится, прогнозировать дальнейшее развитие этого спора бессмысленно.

Понятно лишь, что «Газпром» не намерен так просто соглашаться с невыгодным для себя решением Стокгольмского арбитража, и будет предпринимать усилия, если не по его отмене, то как минимум по всяческому затягиванию его исполнения. Запуск процедуры расторжения контрактов через Стокгольмский арбитраж является одним из его защитных инструментов — по сути, в связку к двум противоположным искам, решение по которым уже принято арбитражем, добавляется третий.

«СП»: — Пока этот иск рассматривается, что будет с транзитом газа?

— По результатам двух арбитражных споров между компаниями на поставку и транзит газа «Газпром» должен доплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд долл. Я полагаю, «Газпром» согласился бы с этими решениями, если бы они компенсировали друг друга без остатка. Поскольку этого не произошло, при затеянном им пересмотре условий, я думаю, он будет добиваться компенсации этой разницы как минимум в ноль, если не в свою пользу.

Рассмотрение — процесс долгий. Видимо, пока оно длится, стороны могут заключать какие-то временные договоренности, чтобы не останавливать транзит газа полностью. При наличии взаимной доброй воли этому ничто не мешает.


Руководитель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин также убежден, что с Украиной так или иначе придется договариваться.

— У «Газпрома» нет другого выхода, кроме как ускорить темпы строительства. Это означает капитальные затраты, что с учетом решения Стокгольмского арбитража и действующих штрафов сильно отразится на российской экономике. Скорее всего, так рисковать не будут, и пойдут на соглашение с Киевом о транзите. На каких условиях пока не ясно, но они точно не должны уступать возможным рискам.

Ожидается, что Евросоюз выступит посредником в этом процессе, ведь потребность в российском газе в Европе с каждым годом растет. Украинский маршрут пока что единственный вариант, по которому они могут получить его, а для «Газпрома» транзит через Украину — единственная возможность закрыть 2020 год по всем долгосрочным контрактам с потребителями.

Новости Украины: Украина требует подвергнуть санкциям бывшего канцлера Германии

Нефть и газ: Польша просит Германию не допустить строительство «Северного потока-2»


Материал комментируют: Алексей Гривач Алексей Калачев Роман Алехин «Газпром» не сможет обойтись без транзита через территорию Украины после 2019 года, несмотря на то, что на эти сроки запланирован ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2». Как пишет издание «Коммерсант», к этому времени не будет готова наземная инфраструктура в ЕС. Если точнее, то газопровод Eugal, аналог линии Opal, который должен стать продолжением «Северного потока-2» на территории Германии, будет построен только к концу 2020 года. Об этом сообщили изданию в компании Gascade, которая владеет долей в 50,5% в проекте. Nord Stream 2 мощностью 55 млрд. кубометров газа в год планируют запустить уже в конце 2019 года, и, как неоднократно утверждали в «Газпроме», реализация продвигается по плану. Однако если к этому моменту будет построена только первая нитка Eugal, российская компания сможет прокачать по газопроводу не более 34 миллиардов кубометров газа. В самом «Газпроме» эту информацию пока не комментируют. Но если ситуация обстоит именно так, этого объема будет недостаточно для того, чтобы выполнить свои контрактные обязательства, что грозит многомиллиардными штрафами, не говоря уже о том, чтобы удовлетворять растущий спрос на газ в Европе. В 2017 году российская компания прокачала через территорию Украины рекордный за последние годы объем в 93 миллиарда кубометров газа. Даже если бы к 2020 «Газпром успел построить и полностью ввести в эксплуатацию «Северный поток-2» (пропускная способность 55 млрд. куб. м.) и обе нитки «Турецкого потока» (по 15,75 млрд. кубометров каждая), все равно выходит, что 5?10 миллиардов кубометров будет не хватать. Да и строительство второй нитки «Турецкого потока» пока под вопросом, так как Болгария, Венгрия и Румыния еще не выдали разрешение на прокладку труб на своей территории, и газ, идущий по трубопроводу, может поступать только на турецкий рынок. Кроме того, в середине марта стало известно, что «Газпром» утилизирует часть труб в связи с уменьшением мощности «Турецкого потока» с 63 до 31,5 миллиарда кубометров газа в год. Симон Пирани из Оксфордского института энергетических исследований подсчитал, что полностью отказаться от украинского транзита при сохранении своих долгосрочных контрактов «Газпром» сможет только к 2024 году. Да и то, при условии, что спрос не будет расти слишком быстро. В 2017 году экспорт газа в европейские страны составил 193,6 млрд. кубометров, что на 8,1% больше, чем в 2016. С учетом этих обстоятельств новый транзитный контракт с Украиной кажется неизбежным, но пока сложно представить, на каких условиях он может быть заключен. Напомним, что после решения Стокгольмского арбитража не в пользу «Газпрома» в споре с «Нафтогазом» российская компания вообще заявила о расторжении всех действующих контрактов с Украиной, в том числе транзитных, и начала соответствующую процедуру. Это, естественно, не устроило ни Киев, который начал грозить новыми судебными исками и арестом имущества, ни европейцев, которые призвали стороны выполнять решение арбитража и контрактные обязательства. Украинская сторона уже заявила о том, что будет требовать трехсторонних переговоров с Россией и ЕС по вопросу о транзите газа после 2019 года. До тех пор Киев планирует отталкиваться от решений Стокгольмского арбитража. Как отметил руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов, до сих пор не ясно, как будет проходить расторжение существующих контрактов. Если не удастся доказать, что оснований для одностороннего прекращения их действия нет, «Газпрому» предстоит выплачивать компенсацию за разрыв отношений, причем, скорее всего, весьма существенную. Однако заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что переговоры о новом транзитном контракте и разбирательства по решению Стокгольмского арбитража и расторжению действующих соглашений могут идти параллельно. — Европейское руководство инициировало вопрос о том, чтобы сохранить транзит через территорию Украины. Российские власти официально ответили, что готовы пойти на это, если это будет сделано на коммерчески адекватных условиях по итогам конструктивных переговоров. Проблема в том, что Киев таких переговоров проводить не хотел. Сейчас очевидно, что без них нельзя обойтись. Возможно, для того, чтобы усадить украинскую сторону за стол переговоров, нужно, чтобы Европа оказала на нее давление. Экспорт газа в Европу растет, и эта тенденция продолжится, если только не будет приостановлена политическими методами. Но в этом случае Украина станет первой пострадавшей, потому что сокращать первым делом будут транзит через ее территорию. Сейчас продолжение транзита выгодно всем сторонам, но для этого нужны адекватные переговоры. Если Украина хотела сохранить транзит через свою территорию, она должна была сделать коммерчески выгодное предложение «Газпрому». Пока же они только требовали повысить тарифы и выдвигали еще более неадекватные условия. Украинская сторона ведет себя как таксист, который заламывает непомерные и не рыночные цены, в результате чего клиент решил купить собственную машину. Теперь этому таксисту нужно посидеть и подумать, не пора ли ему начать вести себя цивилизованно. «СП»: — А как разбирательства в Стокгольме влияют на переговоры по транзиту? — Договоренности об имплементации решений арбитража еще не достигнуты. «Газпром» предпринимает меры по защите своих интересов через апелляцию. Этот процесс еще не завершен, и он происходит в рамках правового поля. Но в цивилизованном мире арбитражное разбирательство не исключает продолжение переговоров. Напротив, часто в ходе их стороны заключают мировое соглашение и отзывают иски. Проблема в том, что этот вопрос на Украине крайне политизирован, но при желании решить его можно. Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев пояснил, что «Газпрому» действительно не обойтись без транзита через Украину после 2019 года, причем сразу по нескольким причинам. — Я думаю, украинский транзит в том или ином виде останется востребованным, даже если «Газпром» вдруг каким-то образом активизируется в строительстве газопроводов по южному направлению. Однако это само по себе уже маловероятно, не зря ведь решили даже разобрать часть труб, проложенных в расчете на «Южный» и «Турецкий» потоки. В сложившихся внешнеполитических условиях согласование дополнительных ниток «Турецкого потока» или возобновление «Южного потока» маловероятно. Но даже если бы все планы «Газпрома» оставались в силе, его газопроводы идут только до Европы, а есть и вторая сторона. Внутренние европейские газотранспортные системы отчасти замкнуты на украинский транзит, а строительство отводов от «потоков» «Газпрома» запаздывает. Кроме того, Евросоюз увязывает согласование строительства «Северного потока-2» с сохранением транзита через Украину и не поддержит планов по его полному прекращению ни в каком виде. Опять же, посчитаем объемы. В прошлом году экспорт «Газпромом» природного газа достиг рекордного уровня в 193,9 млрд м3. С учетом роста спроса — не за горами выход на 200 млрд м3. Даже полная загрузка всех ниток обоих «Северных потоков» не может превысить 110 млрд м3. Транзит через Белоруссию дает максимум 32 млрд м3. Европейская нитка «Турецкого потока», до конца, кстати, еще не согласованная с Европой, прибавит только 15,5 млрд м3 в год. Украинский транзит способен обеспечить транспортировку остального объема и при этом еще составлять резерв мощности, который не помешает иметь, если исходить только из экономических интересов. «СП»: — Удастся ли договориться с Украиной по новому транзитному контракту с учетом политических разногласий? — Нам мой взгляд, достижение договоренности о продолжении транзита газа через Украину возможно и даже необходимо с экономической точки зрения. Но также очевидно, что в этом вопросе слишком много политики. Вряд ли решения о расторжении или продлении контрактов с Украиной принимаются на уровне руководства «Газпрома» без согласования с высшим политическим руководством страны. А на этом уровне экономические интересы не всегда являются определяющими. Украине необходимы доходы от транзита газа. ЕС заинтересован в продолжении украинского транзита и по объективным, и по политическим мотивам. Если ЕС решит выступить посредником в урегулировании спора между «Газпромом» и «Нафтогазом», его позиция может быть использована в торге по широкому кругу проблемных вопросов, включая санкции, Крым, Сирию и т. п. Однако, я полагаю, вероятность такого торга невелика. Если бы удалось вынести политику за скобки, стороны вполне могли бы договориться о продолжении сотрудничества на условиях, выгодных всем. Но, поскольку вынести политику за скобки не получится, прогнозировать дальнейшее развитие этого спора бессмысленно. Понятно лишь, что «Газпром» не намерен так просто соглашаться с невыгодным для себя решением Стокгольмского арбитража, и будет предпринимать усилия, если не по его отмене, то как минимум по всяческому затягиванию его исполнения. Запуск процедуры расторжения контрактов через Стокгольмский арбитраж является одним из его защитных инструментов — по сути, в связку к двум противоположным искам, решение по которым уже принято арбитражем, добавляется третий. «СП»: — Пока этот иск рассматривается, что будет с транзитом газа? — По результатам двух арбитражных споров между компаниями на поставку и транзит газа «Газпром» должен доплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд долл. Я полагаю, «Газпром» согласился бы с этими решениями, если бы они компенсировали друг друга без остатка. Поскольку этого не произошло, при затеянном им пересмотре условий, я думаю, он будет добиваться компенсации этой разницы как минимум в ноль, если не в свою пользу. Рассмотрение — процесс долгий. Видимо, пока оно длится, стороны могут заключать какие-то временные договоренности, чтобы не останавливать транзит газа полностью. При наличии взаимной доброй воли этому ничто не мешает. Руководитель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин также убежден, что с Украиной так или иначе придется
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 934 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl