Газовая перемога: Киев за «Северный поток-2» будет доить Москву и Берлин - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Газовая перемога: Киев за «Северный поток-2» будет доить Москву и Берлин - «Экономика» 08:00 Среда 0 391
30-05-2018, 08:00

Газовая перемога: Киев за «Северный поток-2» будет доить Москву и Берлин - «Экономика»



Материал комментируют:
Газовая перемога: Киев за «Северный поток-2» будет доить Москву и Берлин - «Экономика»

Александр Пасечник

Александр Фролов

В Киеве придумали, как минимизировать неизбежный ущерб после введения в эксплуатацию российского газопровода «Северный поток-2». Как заявил постпред Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба, необходимо заключить трехстороннее соглашение между Россией, Украиной и Германией, которое обязало бы «Газпром» прокачивать определенные объемы газа через территорию «незалежной».

«Если проект „Северного потока — 2“ все-таки реализуется, должны быть юридические гарантии. Не наподобие Будапештского меморандума, а конкретные межгосударственные соглашения. И не двухсторонние, а трехсторонние — между Германией, Украиной и Россией», — заявил Кулеба.

Он подчеркнул, что без этого поставки газа в Германию по «Северному потоку-2» в обход Украины обернутся для нее «колоссальными убытками». Впрочем, Кулеба признал, что газопровод отвечает интересам Берлина, поэтому Киев должен действовать осторожно, чтобы «удержать коалицию с Германией». Если «Северный поток-2» будет построен, влияние немцев в Европе еще больше возрастет. Украинцы же потеряют один из немногих собственных политических рычагов.

«Будет два крана — один в Москве, а второй будет в Берлине. Все. Через германскую экономику, которая сама растет и потребляет газ, она будет влиять и на Восточную Европу», — сказал он. Поэтому на Украине считают, что «Северный поток-2» — это «повод для беспощадной войны», и Киев должен воевать за собственные интересы.


Помимо Украины против проекта громче всех выступают США и Польша. Причем потеря транзита через территорию «незалежной», как и рост энергетической зависимости Европы от России является одним из главных аргументов. Германия, основной бенефициар газопровода, долго настаивала на том, что проект носит чисто экономический, а не политический характер. Однако в последнее время Ангела Меркель и другие официальные лица также начали говорить о том, что им важно сохранить транзит через Украину.

Так, 10 апреля канцлер на пресс-конференции после встречи с украинским президентом Петром Порошенко заявила, что «проект „Северный поток — 2“ без создания ясности о будущей роли украинского транзита, с нашей точки зрения, невозможен».

В то же время, на встрече с Ангелой Меркель в Сочи 18 мая президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что введение в эксплуатацию «Северного потока-2» не предполагает полной приостановки транзита газа через Украину.

«Хочу подчеркнуть: поставки будут продолжены, если они окажутся экономически обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности», — сказал Владимир Путин.

Однако можно предположить, что объемы прокачки, которые должны остаться на Украине, станут камнем преткновения для сторон, ведь они уже сейчас называют разные цифры. Так, глава Минэнерго «незалежной» Игорь Насалик заявил, что транзит будет оставаться для Киева выгодным при сохранении объема в 40 миллиардов кубометров в год. Глава «Газпрома» Алексей Миллер, напротив, говорил о 10?15 миллиардах. Наконец, эксперты подсчитали, что точкой безубыточности будет 25 миллиардов кубометров в год.

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник сомневается в том, что Германия пойдет на подписание подобного соглашения с Украиной, ведь надежность ее ГТС вызывает большие вопросы.

— Владимир Путин уже говорил о том, что мы не отказываемся от транзита через Украину, но нам нужны гарантии, что это будет экономически выгодно. Во-первых, тарифы должны быть адекватными и рыночными. Во-вторых, необходимо, чтобы Украина обеспечила инвестиции в свою старую газотранспортную систему, чье состояние сегодня создает риски техногенного характера.

«Северный поток-2», в отличие от ГТС Украины — это абсолютно новый проект с гораздо большим сроком службы. По мере введения в эксплуатацию этого газопровода, как и «Турецкого потока», мы неизбежно будем снижать объемы прокачки через Украину. Киев же, прежде чем говорить о таких соглашениях, должен сам дать гарантии Москве.

Лично я сомневаюсь в том, что будет подписан документ, о котором говорит представитель Украины. Россия и так не отказывается от транзита через эту страну, поэтому это не вопрос первой важности.

«СП»: — Если какое-то соглашение все же будет заключено, на каких объемах могут сойтись стороны?

— В «Нафтогазе» насчитали 40 миллиардов кубометров газа, «Газпром» настаивает на меньших объемах в районе 15 миллиардов кубометров. Думаю, сразу прийти к общей цифре будет непросто. Но, в любом случае, пока «Северный поток-2» не выведен на полную мощность, через территорию Украину будут прокачиваться большие объемы. Только в прошлом году через нее прошло более 90 миллиардов кубов газа. Учитывая, что потребление нашего газа в Европе растет, украинская ГТС пока будет использоваться в максимальном режиме.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что Украине остается рассчитывать только на рост потребления в Европе, благодаря которому часть транзита через ее территорию сохранится.

— Заключение такого соглашения представляется мне совершенно невероятным сценарием. Переведу на русский язык то, о чем говорит Кулеба: Украина хочет попросить Германию, чтобы ее предприятия получали меньше денег от реализации «Северного потока-2».

Если серьезно, «Северный поток-2» с точки зрения России и ее клиентов в Европе в том, чтобы устранить угрозу ветшания украинской газотранспортной системы, в которую на протяжении всей независимости не вкладывалось достаточно средств. Второй момент заключается в нейтрализации существенных политических и экономических рисков.

Украина в лице своих лидеров, «Нафтогаза» и прочих деятелей постоянно рассказывает о необходимости увеличить расценки за транзит газа. Эти попытки продолжаются уже много лет, хотя в действующем контракте заложен другой принцип ценообразования. Иметь дело с людьми, которые хотят слупить с тебя в два-три раза больше денег, хотя этот маршрут и так обходится дороже, чем остальные направления поставок, мягко говоря, не слишком разумно. Причем как с точки зрения России, так и с точки зрения Германии, ведь более высокая стоимость транспортировки будет заложена в конечную цену для нее. Получается, что Украина хочет, чтобы Берлин из своего кармана оплачивал более дорогой транзит через ее территорию.


Не говоря уже о том, что «Северный поток-2» — это совместный проект России и европейских компаний, которые тоже собираются зарабатывать на нем. Германия же будет зарабатывать на транзите газа через свою территорию. Фактически, получать деньги, которые сегодня получает Украина. Поэтому отказываться от собственного заработка ради того, чтобы у Киева сохранился транзит, тем более, на уровне межгосударственных соглашений, никто не будет.

«СП»: — Значит, заключение такого соглашения не слишком вероятно? Но как же слова Меркель о том, что необходимо гарантировать украинский транзит?

— Мне кажется, что в лучшем случае Украина может рассчитывать на «кость» в виде соглашения на прокачку не более 10?15 миллиардов кубометров газа по ее территории. Но это в три раза меньше, чем необходимо Украине для того, чтобы поддерживать на плаву свою изношенную ГТС, части которой требуют капитального ремонта. Если Киев хотел сохранить транзит, нужно было раньше озаботиться модернизацией своей газотранспортной системы.

Украине остается надеяться только на то, что «Газпром» начнет прокачивать в Европу еще больше газа. Если будут запущены и «Северный поток-2», и «Турецкий поток», но спрос продолжает расти, для чего есть предпосылки вроде падения добычи в Норвегии и отказа ЕС от угля, тогда дополнительные объемы будут пущены через Украину. Правда, к тому моменту, как украинская транзитная мощь может понадобиться, Киеву не мешало бы модернизировать свою систему и выработать адекватную тарифную политику. В этом плане им, кстати, не мешало бы поучиться у России, но они делать этого принципиально не хотят. Тем более что в Киеве сидят временщики, которые не думают на перспективу.

Северный поток: Украина придумала, как сохранить свои деньги после постройки «Северного потока-2»


Материал комментируют: Александр Пасечник Александр Фролов В Киеве придумали, как минимизировать неизбежный ущерб после введения в эксплуатацию российского газопровода «Северный поток-2». Как заявил постпред Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба, необходимо заключить трехстороннее соглашение между Россией, Украиной и Германией, которое обязало бы «Газпром» прокачивать определенные объемы газа через территорию «незалежной». «Если проект „Северного потока — 2“ все-таки реализуется, должны быть юридические гарантии. Не наподобие Будапештского меморандума, а конкретные межгосударственные соглашения. И не двухсторонние, а трехсторонние — между Германией, Украиной и Россией», — заявил Кулеба. Он подчеркнул, что без этого поставки газа в Германию по «Северному потоку-2» в обход Украины обернутся для нее «колоссальными убытками». Впрочем, Кулеба признал, что газопровод отвечает интересам Берлина, поэтому Киев должен действовать осторожно, чтобы «удержать коалицию с Германией». Если «Северный поток-2» будет построен, влияние немцев в Европе еще больше возрастет. Украинцы же потеряют один из немногих собственных политических рычагов. «Будет два крана — один в Москве, а второй будет в Берлине. Все. Через германскую экономику, которая сама растет и потребляет газ, она будет влиять и на Восточную Европу», — сказал он. Поэтому на Украине считают, что «Северный поток-2» — это «повод для беспощадной войны», и Киев должен воевать за собственные интересы. Помимо Украины против проекта громче всех выступают США и Польша. Причем потеря транзита через территорию «незалежной», как и рост энергетической зависимости Европы от России является одним из главных аргументов. Германия, основной бенефициар газопровода, долго настаивала на том, что проект носит чисто экономический, а не политический характер. Однако в последнее время Ангела Меркель и другие официальные лица также начали говорить о том, что им важно сохранить транзит через Украину. Так, 10 апреля канцлер на пресс-конференции после встречи с украинским президентом Петром Порошенко заявила, что «проект „Северный поток — 2“ без создания ясности о будущей роли украинского транзита, с нашей точки зрения, невозможен». В то же время, на встрече с Ангелой Меркель в Сочи 18 мая президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что введение в эксплуатацию «Северного потока-2» не предполагает полной приостановки транзита газа через Украину. «Хочу подчеркнуть: поставки будут продолжены, если они окажутся экономически обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности», — сказал Владимир Путин. Однако можно предположить, что объемы прокачки, которые должны остаться на Украине, станут камнем преткновения для сторон, ведь они уже сейчас называют разные цифры. Так, глава Минэнерго «незалежной» Игорь Насалик заявил, что транзит будет оставаться для Киева выгодным при сохранении объема в 40 миллиардов кубометров в год. Глава «Газпрома» Алексей Миллер, напротив, говорил о 10?15 миллиардах. Наконец, эксперты подсчитали, что точкой безубыточности будет 25 миллиардов кубометров в год. Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник сомневается в том, что Германия пойдет на подписание подобного соглашения с Украиной, ведь надежность ее ГТС вызывает большие вопросы. — Владимир Путин уже говорил о том, что мы не отказываемся от транзита через Украину, но нам нужны гарантии, что это будет экономически выгодно. Во-первых, тарифы должны быть адекватными и рыночными. Во-вторых, необходимо, чтобы Украина обеспечила инвестиции в свою старую газотранспортную систему, чье состояние сегодня создает риски техногенного характера. «Северный поток-2», в отличие от ГТС Украины — это абсолютно новый проект с гораздо большим сроком службы. По мере введения в эксплуатацию этого газопровода, как и «Турецкого потока», мы неизбежно будем снижать объемы прокачки через Украину. Киев же, прежде чем говорить о таких соглашениях, должен сам дать гарантии Москве. Лично я сомневаюсь в том, что будет подписан документ, о котором говорит представитель Украины. Россия и так не отказывается от транзита через эту страну, поэтому это не вопрос первой важности. «СП»: — Если какое-то соглашение все же будет заключено, на каких объемах могут сойтись стороны? — В «Нафтогазе» насчитали 40 миллиардов кубометров газа, «Газпром» настаивает на меньших объемах в районе 15 миллиардов кубометров. Думаю, сразу прийти к общей цифре будет непросто. Но, в любом случае, пока «Северный поток-2» не выведен на полную мощность, через территорию Украину будут прокачиваться большие объемы. Только в прошлом году через нее прошло более 90 миллиардов кубов газа. Учитывая, что потребление нашего газа в Европе растет, украинская ГТС пока будет использоваться в максимальном режиме. Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что Украине остается рассчитывать только на рост потребления в Европе, благодаря которому часть транзита через ее территорию сохранится. — Заключение такого соглашения представляется мне совершенно невероятным сценарием. Переведу на русский язык то, о чем говорит Кулеба: Украина хочет попросить Германию, чтобы ее предприятия получали меньше денег от реализации «Северного потока-2». Если серьезно, «Северный поток-2» с точки зрения России и ее клиентов в Европе в том, чтобы устранить угрозу ветшания украинской газотранспортной системы, в которую на протяжении всей независимости не вкладывалось достаточно средств. Второй момент заключается в нейтрализации существенных политических и экономических рисков. Украина в лице своих лидеров, «Нафтогаза» и прочих деятелей постоянно рассказывает о необходимости увеличить расценки за транзит газа. Эти попытки продолжаются уже много лет, хотя в действующем контракте заложен другой принцип ценообразования. Иметь дело с людьми, которые хотят слупить с тебя в два-три раза больше денег, хотя этот маршрут и так обходится дороже, чем остальные направления поставок, мягко говоря, не слишком разумно. Причем как с точки зрения России, так и с точки зрения Германии, ведь более высокая стоимость транспортировки будет заложена в конечную цену для нее. Получается, что Украина хочет, чтобы Берлин из своего кармана оплачивал более дорогой транзит через ее территорию. Не говоря уже о том, что «Северный поток-2» — это совместный проект России и европейских компаний, которые тоже собираются зарабатывать на нем. Германия же будет зарабатывать на транзите газа через свою территорию. Фактически, получать деньги, которые сегодня получает Украина. Поэтому отказываться от собственного заработка ради того, чтобы у Киева сохранился транзит, тем более, на уровне межгосударственных соглашений, никто не будет. «СП»: — Значит, заключение такого соглашения не слишком вероятно? Но как же слова Меркель о том, что необходимо гарантировать украинский транзит? — Мне кажется, что в лучшем случае Украина может рассчитывать на «кость» в виде соглашения на прокачку не более 10?15 миллиардов кубометров газа по ее территории. Но это в три раза меньше, чем необходимо Украине для того, чтобы поддерживать на плаву свою изношенную ГТС, части которой требуют капитального ремонта. Если Киев хотел сохранить транзит, нужно было раньше озаботиться модернизацией своей газотранспортной системы. Украине остается надеяться только на то, что «Газпром» начнет прокачивать в Европу еще больше газа. Если будут запущены и «Северный поток-2», и «Турецкий поток», но спрос продолжает расти, для чего есть предпосылки вроде падения добычи в Норвегии и отказа ЕС от угля, тогда дополнительные объемы будут пущены через Украину. Правда, к тому моменту, как украинская транзитная мощь может понадобиться, Киеву не мешало бы модернизировать свою систему и выработать адекватную тарифную политику. В этом плане им, кстати, не мешало бы поучиться у России, но они делать этого принципиально не хотят. Тем более что в Киеве сидят временщики, которые не думают на перспективу. Северный поток: Украина придумала, как сохранить свои деньги после постройки «Северного потока-2»
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 938 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl