Советский опыт для послевоенной Сирии - «Новости дня» » Новости Дня Сегодня



ПОЛЕВОЙ Андрей


Как сообщал RN ранее, руководитель Национального центра управления обороной РФ генерал-полковник Михаил Мизинцев, выступая на заседании межведомственного координационного штаба по возвращению беженцев на территорию Сирии, предложил использовать опыт восстановления Советского Союза после Великой Отечественной войны для Сирии.



Это предложение представляется более чем уместным с точки зрения масштабов разрушения в современной Сирии. Где кровопролитие длится уже дольше, чем Великая Отечественная, и попытки сравнить масштабы разрушений тогда и сейчас неизбежно возникают сами собой.



Надо отметить, что статистика разрушений в СССР достаточно хорошо посчитана — у исследователей было время этим заняться. В Сирии война продолжается, данные собираются с трудом, и они очевидным образом являются неполными.



Население Сирии до начала войны составляло 24,5 миллиона человек. Сегодня, по данным ООН, в стране живет около 17,9 миллионов. Из них 6 миллионов — перемещенные лица, которые вынуждены были покинуть свои дома в поисках более безопасного места.



Население большинства сирийских провинций сильно сократилось, многие люди бежали из городов в поисках убежища в сельской местности. Жизнь идет своим чередом лишь в столице Сирии, Дамаске, в то время как в большинстве остальных районов страны люди выживают с трудом. По информации ООН, 13,5 миллионов человек нуждаются в гуманитарной помощи, при этом 4,5 млн из них находятся в таких труднодоступных или пострадавших от войны районах, как, например, Дейр-эз-Зор.



Пять лет войны полностью разрушили экономику страны, потери составили около $255 млрд, по подсчетам Сирийского центра политических исследований. С уровнем безработицы в 50% (по сравнению с 14% в 2011 году), более 70% населения живет в условиях крайней нищеты, не в состоянии прокормить семью и приобрести необходимые для жизни товары.



Ситуацию усугубляет состояние сельского хозяйства в Сирии. В прошлом одна из крупнейших отраслей экономики сегодня сильно пострадала из-за военных действий. В результате многие регионы страны оказались на грани продовольственного кризиса.



Доступ к медицинской помощи — важнейшая потребность населения страны, живущего в постоянном риске ранения или тяжелой болезни. Тем не менее, за время войны многие больницы были частично или полностью разрушены. Количество медиков в Сирии сократилось на 55% по сравнению с довоенным периодом, а доступ к медицинским учреждениям как для врачей, так и для пациентов, крайне затруднен из-за ситуации с безопасностью. Более чем у 40% населения страны вообще нет доступа к врачам, в то время как больше половины из 113 государственных больниц частично или полностью перестали работать.



Советский опыт для послевоенной Сирии - «Новости дня»

В Сирии будут использовать опыт послевоенного восстановления СССР


Из-за того, что многие семьи бежали из Сирии, количество детей школьного возраста в стране сократилось на миллион по сравнению с довоенными показателями. Из тех, кто остался, 40% не посещают школу. Сирийская система образования была совершенно уничтожена войной — каждая четвертая школа в регионе разрушена и используется либо как убежище, либо как военное здание. Но даже те школы, которые уцелели, вряд ли смогут функционировать из-за нехватки учителей: четверть педагогов страны, более 52 тысяч человек, покинули Сирию.



По оценкам российских военных, вернуться в места постоянного проживания в ближайшее время могут более 1,7 млн сирийцев, тогда как власти готовы разместить лишь 336 тыс. в связи с тем, что в крупных городах и населённых пунктах в зоне боевых действий инфраструктура разрушена на 40–70%.



Экономист Усама Кади, основатель Центра политических и стратегических исследований по Сирии считает, что на восстановление 80% ущерба, причинённого войной, потребуется минимум 10 лет. По его мнению, за первые пять лет после окончания боевых действий удастся восстановить не более 50% индустриального сектора Сирии.



Схожие, или даже более пессимистичные оценки звучали от западных экспертов и в отношении СССР. Ни одна страна в мире не понесла таких потерь, как СССР в годы Великой Отечественной. Более 1710 городов и поселков было разрушено, 11 млн. человек осталось без крова. В освобожденных районах действовало не более 13% промышленных предприятий, посевные площади сократились в 1,5 раза.



Советский Союз потерял в войне 27 млн. человек убитыми. Миллионы людей были ранены, покалечены, потеряли близких, лишились крова.



Последствия для народного хозяйства были катастрофическими, — страна потеряла около 30% национальных богатств.



В марте 1946 г. был утвержден план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 — 1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны.



Развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии.



Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный.



Кроме этого, мы помогли восстановлению нескольких государств Восточной Европы, отстроили, например, Варшаву. При содействии Советской армии и специалистов из СССР в Польше было восстановлено более 8 тыс. км железнодорожных путей, свыше 100 больших, 200 средних и 1 тыс. малых мостов, 63 железнодорожные станции, около 97 тыс. км линий связи.



Всего через 12 лет после завершения Великой Отечественной мы запустили первый спутник.



Как это стало возможным? За счет самоотверженного труда, солидаризации общества, мобилизационной психологии и — как бы кому это не нравилось — социалистической экономики.



Некая «социализация» сирийской поствоенной экономики действительно выглядит единственным возможным вариантом выполнения задачи восстановления страны в кратчайшие сроки. В конце концов, кибуцы в соседнем Израиле функционально представляют собой те же колхозы советского образца — и максимальное распространение такие структуры получали в критические для государства моменты.



Пример Второй мировой наглядно показывает, что в таких реалиях максимально эффективной оказывается именно советская экономика.



Тут самое время сделать заявление, любимое в определенных кругах — «Европа была в таком же состоянии, и сравните нас теперь». Да, это так — экономически Европа пока сильнее России. Нюанс в том, что Европу восстанавливали США, вложив туда, в современных ценах, до $250 млрд. Кроме того, СССР сразу после окончания Второй мировой перешел к сугубо оборонительной тактике, опираясь на собственные ресурсы. Которые были (и остаются) велики, но необходимость тратить значительные средства на оборону против всего коллективного Запада не могла не сказываться на темпах роста экономики. В самом понятном обывателю смысле — на его собственном уровне благосостояния.



Когда закончится война в Сирии, этому государству придется рассчитывать на собственные силы в восстановлении. Россия и Иран не смогут решить эту за самих сирийцев, хотя помощь, без сомнения, будет поступать.



Конечно, Дамаск мог бы пойти по пути послевоенной Европы, и вместо партнерства с державами, доказавшими свою лояльность в критический для Сирии момент, выбрать союз с США. Или со странами Залива, также обладающими достаточными свободными финансовыми ресурсами. Но стоит учесть, что все без исключения потенциальные помощники так или иначе заинтересованы в устранении Сирии как единого государства. Реализация этой задачи просто станет чуть более растянутой по времени — вместо террористического хаоса, дестабилизации государства и его расчленения возникнет классическая схема экономического подчинения и, как следствие, та же потеря государственной субъектности.


ПОЛЕВОЙ Андрей Как сообщал RN ранее, руководитель Национального центра управления обороной РФ генерал-полковник Михаил Мизинцев, выступая на заседании межведомственного координационного штаба по возвращению беженцев на территорию Сирии, предложил использовать опыт восстановления Советского Союза после Великой Отечественной войны для Сирии. Это предложение представляется более чем уместным с точки зрения масштабов разрушения в современной Сирии. Где кровопролитие длится уже дольше, чем Великая Отечественная, и попытки сравнить масштабы разрушений тогда и сейчас неизбежно возникают сами собой. Надо отметить, что статистика разрушений в СССР достаточно хорошо посчитана — у исследователей было время этим заняться. В Сирии война продолжается, данные собираются с трудом, и они очевидным образом являются неполными. Население Сирии до начала войны составляло 24,5 миллиона человек. Сегодня, по данным ООН, в стране живет около 17,9 миллионов. Из них 6 миллионов — перемещенные лица, которые вынуждены были покинуть свои дома в поисках более безопасного места. Население большинства сирийских провинций сильно сократилось, многие люди бежали из городов в поисках убежища в сельской местности. Жизнь идет своим чередом лишь в столице Сирии, Дамаске, в то время как в большинстве остальных районов страны люди выживают с трудом. По информации ООН, 13,5 миллионов человек нуждаются в гуманитарной помощи, при этом 4,5 млн из них находятся в таких труднодоступных или пострадавших от войны районах, как, например, Дейр-эз-Зор. Пять лет войны полностью разрушили экономику страны, потери составили около $255 млрд, по подсчетам Сирийского центра политических исследований. С уровнем безработицы в 50% (по сравнению с 14% в 2011 году), более 70% населения живет в условиях крайней нищеты, не в состоянии прокормить семью и приобрести необходимые для жизни товары. Ситуацию усугубляет состояние сельского хозяйства в Сирии. В прошлом одна из крупнейших отраслей экономики сегодня сильно пострадала из-за военных действий. В результате многие регионы страны оказались на грани продовольственного кризиса. Доступ к медицинской помощи — важнейшая потребность населения страны, живущего в постоянном риске ранения или тяжелой болезни. Тем не менее, за время войны многие больницы были частично или полностью разрушены. Количество медиков в Сирии сократилось на 55% по сравнению с довоенным периодом, а доступ к медицинским учреждениям как для врачей, так и для пациентов, крайне затруднен из-за ситуации с безопасностью. Более чем у 40% населения страны вообще нет доступа к врачам, в то время как больше половины из 113 государственных больниц частично или полностью перестали работать. В Сирии будут использовать опыт послевоенного восстановления СССР Из-за того, что многие семьи бежали из Сирии, количество детей школьного возраста в стране сократилось на миллион по сравнению с довоенными показателями. Из тех, кто остался, 40% не посещают школу. Сирийская система образования была совершенно уничтожена войной — каждая четвертая школа в регионе разрушена и используется либо как убежище, либо как военное здание. Но даже те школы, которые уцелели, вряд ли смогут функционировать из-за нехватки учителей: четверть педагогов страны, более 52 тысяч человек, покинули Сирию. По оценкам российских военных, вернуться в места постоянного проживания в ближайшее время могут более 1,7 млн сирийцев, тогда как власти готовы разместить лишь 336 тыс. в связи с тем, что в крупных городах и населённых пунктах в зоне боевых действий инфраструктура разрушена на 40–70%. Экономист Усама Кади, основатель Центра политических и стратегических исследований по Сирии считает, что на восстановление 80% ущерба, причинённого войной, потребуется минимум 10 лет. По его мнению, за первые пять лет после окончания боевых действий удастся восстановить не более 50% индустриального сектора Сирии. Схожие, или даже более пессимистичные оценки звучали от западных экспертов и в отношении СССР. Ни одна страна в мире не понесла таких потерь, как СССР в годы Великой Отечественной. Более 1710 городов и поселков было разрушено, 11 млн. человек осталось без крова. В освобожденных районах действовало не более 13% промышленных предприятий, посевные площади сократились в 1,5 раза. Советский Союз потерял в войне 27 млн. человек убитыми. Миллионы людей были ранены, покалечены, потеряли близких, лишились крова. Последствия для народного хозяйства были катастрофическими, — страна потеряла около 30% национальных богатств. В марте 1946 г. был утвержден план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 — 1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии. Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Кроме этого, мы помогли восстановлению нескольких государств Восточной Европы, отстроили, например, Варшаву. При содействии Советской армии и специалистов из СССР в Польше было восстановлено более 8 тыс. км железнодорожных путей, свыше 100 больших, 200 средних и 1 тыс. малых мостов, 63 железнодорожные станции, около 97 тыс. км линий связи. Всего через 12 лет после завершения Великой Отечественной мы запустили первый спутник. Как это стало возможным? За счет самоотверженного труда, солидаризации общества, мобилизационной психологии и — как бы кому это не нравилось — социалистической экономики. Некая «социализация» сирийской поствоенной экономики действительно выглядит единственным возможным вариантом выполнения задачи восстановления страны в кратчайшие сроки. В конце концов, кибуцы в соседнем Израиле функционально представляют собой те же колхозы советского образца — и максимальное распространение такие структуры получали в критические для государства моменты. Пример Второй мировой наглядно показывает, что в таких реалиях максимально эффективной оказывается именно советская экономика. Тут самое время сделать заявление, любимое в определенных кругах — «Европа была в таком же состоянии, и сравните нас теперь». Да, это так — экономически Европа пока сильнее России. Нюанс в том, что Европу восстанавливали США, вложив туда, в современных ценах, до $250 млрд. Кроме того, СССР сразу после окончания Второй мировой перешел к сугубо оборонительной тактике, опираясь на собственные ресурсы. Которые были (и остаются) велики, но необходимость тратить значительные средства на оборону против всего коллективного Запада не могла не сказываться на темпах роста экономики. В самом понятном обывателю смысле — на его собственном уровне благосостояния. Когда закончится война в Сирии, этому государству придется рассчитывать на собственные силы в восстановлении. Россия и Иран не смогут решить эту за самих сирийцев, хотя помощь, без сомнения, будет поступать. Конечно, Дамаск мог бы пойти по пути послевоенной Европы, и вместо партнерства с державами, доказавшими свою лояльность в критический для Сирии момент, выбрать союз с США. Или со странами Залива, также обладающими достаточными свободными финансовыми ресурсами. Но стоит учесть, что все без исключения потенциальные помощники так или иначе заинтересованы в устранении Сирии как единого государства. Реализация этой задачи просто станет чуть более растянутой по времени — вместо террористического хаоса, дестабилизации государства и его расчленения возникнет классическая схема экономического подчинения и, как следствие, та же потеря государственной субъектности.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl