Литва еще только собралась делить шкуру неубитого китайского дракона — компания транспорта, логистики, недвижимости и финансов China Merchants Group пока лишь говорит о возможных инвестициях в экономику балтийской республики, — а в Вильнюсе уже разразился скандал. Премьер Саулюс Сквернялис ждет не дождется инвестиций из Поднебесной, но влиятельная партия консерваторов против. Опасно!
Еще бы не опасно! В Китае правит компартия. На флаге КНР - самые настоящие звезды, что местных правоведов вводит в ступор: звезда как коммунистическая символика в Литве запрещена, но китайский флаг не запретишь, и с Пекином литовские власти пытаются сотрудничать, надеются скормить китайцам молоко и сыры, от которых отказалась Россия, пока не очень успешно. Ну и что самое страшное — Владимир Путин дружит с Си Цзиньпинем.
Не значит ли это, что китайский дракон своими когтями может расчистить местечко в Литве и русскому медведю?
Вильнюс всячески чурается инвестиций из России. Сейм принял специальный закон, обязывающий предприятия отчитываться о зарубежных инвестициях правительству и департаменту госбезопасности (ДГБ), чтобы те оценили степень риска внедрения Кремля в экономическую и политическую систему страны. Ряд сделок отвергается на стадии обсуждения.
Тот же Сквернялис в начале года лишь заикнулся о прагматичных отношениях с Россией по примеру Германии и Финляндии и напомнил о таких вожделениях местного бизнеса, потерявшего миллионы на санкциях и ответном эмбарго (поставки мясных продуктов из Литвы в Россию вообще сведены к полному нулю и местные фермеры пытаются сбагрить мясо… в США), как его тут же одернули на высшем местном уровне. Премьер нагло предложил восстановить работу российско-литовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству, но президент Даля Грибаускайте строго возразила: «Важнейшие стратегические вопросы энергетики, транспорта или торговли решаются с привлечением веса ведомств ЕС. По этой причине сейчас нецелесообразно оживлять деятельность двухсторонней комиссии, а с точки зрения национальной безопасности безответственно». И добавила: «Было бы наивным представлять, что с этой страной возможны экономические отношения, отделенные от политики. Россия всегда использовала энергетику, торговлю и прочие инструменты в качестве мер политического давления и оказания влияния на другие страны».
Гм. Но тот же «Газпром», от услуг которого Вильнюс пытается отказаться, и пока не выходит по рыночным причинам, поставлял и поставляет голубое топливо исключительно в соответствии с контрактами, подписанными обеими сторонами. А когда вице-спикер Сейма, социал-демократ Миндаугас Бастис попытался привести в Литву инвестиции «Росатома» — в электрическую, но не атомную сферу, его фактически выгнали из парламента и чуть не признали государственным преступником. Правда, пока шло разбирательство и планировался импичмент, в юридическом плане осталось одно обвинение, не имеющее отношения к «Росатому». Он не декларировал связь с местным бизнесменом русского происхождения, который до распада СССР был офицером КГБ.
Бастис в итоге сам подал в отставку, но в общественном сознании остался врагом, пытавшимся привести инвестиции «Росатома». Еще был: департамент государственной безопасности Литвы представил тогда парламентскому Комитету по национальной безопасности и обороне документ, утверждающий, что «Росатом», планировал закрепиться в республике. Это общественности известно, а крах обвинений по связям с «Росатомом» — нет. Конституционный суд Литвы признал вину парламентария лишь в том, что он нарушил присягу, не сообщив о контактах с бывшим офицером КГБ. Но это формальная сторона вопроса. А реальная в том, что полез со своими «росатомовскими» идеями.
В общем, деньги «Росатома» в Литву не пришли. А сейчас литовская госбезопасность предупреждает и об угрозе китайских инвестиций.
Произошла утечка: депутат Сейма, известный литовский экономист Аушра Мальдейкене сообщила о том, что парламентский Комитет по национальной безопасности и обороне получил такой документ из ДГБ. Но ни его председатель Витаутас Бакас, ни руководство департамента эту «компрометирующую» коммунистический Китай бумагу не комментируют.
А что известно? China Merchants Group обсуждает грузовой путь из Белоруссии, где развивает китайско-белорусский индустриальный парк Great stone («Великий Камень») с особым правовым режимом для бизнеса, через Клайпедский порт. Создатели парка сообщают: на его территории в 112,5 кв. км, расположенной в 25 км от Минска, планируется разместить производственные и жилые зоны, офисные и торгово-развлекательные комплексы, финансовый и научно-исследовательский центры. Фактически, возводится современный международный эко-город с акцентом на высокотехнологичные и конкурентоспособные инновационные производства с высоким экспортным потенциалом. Это по сути особая экономическая зона, создаваемая согласно межправительственному соглашению между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь. И прямой путь для экспорта продукции оттуда в Западную Европу — через Клайпеду. Глава порта Арвидас Вайткус сообщил о желании китайцев построить в Клайпеде новый контейнерный терминал. Но Литве в отличие об Белоруссии деньги не нужны.
Точнее, так: литовский премьер еще в апреле прошлого года после встречи с председателем парламента Китая Чжан Дэцзяном, заявил о возможности «победить Латвию в привлечении китайских инвестиций». «Китай мог бы возить крупный объем своей продукции в Западную Европу через Клайпедский порт», — сказал он. Однако уже в начале этого начались шероховатости. Спикер Сейма Викторас Пранцкетис, активно выступающий против инвестиций из России, особенно после того, как его обвинили в общении с послом РФ Александром Удальцовым, с одной стороны, сказал, что китайские инвестиции не создадут проблем для национальной безопасности, но с другой призвал проверить их на предмет национальной безопасности.
Попало премьеру и от консерваторов. Бывший посол в США, один из главных русофобов Литвы, пока еще не зарегистрированный кандидат в президенты республики Жигимантас Павиленис утверждает: Китай хочет привлечь страны бывшего советского лагеря, подточить влияние Запада в балтийском регионе. А европарламентарий от Литвы, консерватор Лайма Андрикене выступила в социальной сети Facebook с обличением Сквернялиса: «Вы претендуете стать лоббистом, продвигающим китайские интересы в ЕС. Подумали ли вы обо всех последствиях, экономических, финансовых и политических? Не только для Литвы, но и для всего ЕС? Возникает вопрос: какие на самом деле реальные приоритеты и цели преследует наше правительство?».
Саулюс Сквернялис теперь словно оправдывается: «Пока точно нет угрозы, беспокойства, потому что каких-то особо крупных инвестиций нет, и нет инвестиций в наши стратегические проекты». «Мы оцениваем каждого потенциального инвестора, принят закон, — говорит он. — Что касается наших стратегических предприятий, то ко всем инвесторам применяется один и тот же принцип».
Правда, литовское госагентство по стимулированию бизнеса Versli Lietuva уже подписало некий документ о сотрудничестве с китайским банком Bank of China Limited, а министр финансов Литвы Вилюс Шапока сообщил, что Вильнюс хочет не просто участвовать в китайских проектах. «Литва намерена стать воротами в Европу для китайских финансовых услуг — мы готовы взять на себя роль лидера».
Как бы чиновникам не попало за такой интерес к китайским деньгам — как Бастису. Если сомнения литовской госбезопасности помножить на гнев литовских консерваторов, которые хотя и в оппозиции, но по сути управляют страной, так как навешивают на всех несогласных ярлыки предателей, то понятно: инвестиции China Merchants Group неугодны Литве почти так же, как и «Росатома».
Хотя, возможно, это всего лишь «патриотическое» идеологическое прикрытие экономических интересов других групп, соперничающих с российским и китайским бизнесом. Но против «патриотических» лозунгов в экономике трудно найти аргументы. Сразу пригвоздят.
Новости Евросоюза: Чешский премьер оценил возможность выхода страны из ЕС
Постсоветское пространство: Президенту Эстонии пришлось заговорить на русском языке