Материал комментируют:
Анна Кокорева
Правительство судорожно решает, каким образом затормозить рост цен на бензин и солярку — до конца года они могут подняться еще на несколько рублей на фоне грядущего увеличения НДС и акцизов. Одно из предложений — ограничить поставки нефтепродуктов на экспортные рынки. Правда, экономисты считают: будет только хуже.
У нефтяников сдают нервы
Вице-премьер правительства России Дмитрий Козак провел совещание с представителями нефтяных компаний, на котором обсуждали ситуацию на топливном рынке. А она катастрофическая: как свидетельствует Росстат, только за прошлую неделю топливо подорожало на 0,1% (больше всего — солярка, на 14 копеек).
Может быть, именно поэтому совещание проводилось за закрытыми дверями: после ее окончания Дмитрий Козак оптимистично заявил журналистам, что рост мировых цен на нефть оказывает давление на стоимость топлива на внутреннем рынке, однако правительству удается успешно сдерживать ее.
«Мы обсудили с нефтяниками возможные варианты действий с тем, чтобы прекратить ручное управление рынка, у государства есть достаточно инструментов регулирования. Уверены, что это позволит нам удержать ситуацию на внутреннем рынке топлива», — заявил журналистам вице-премьер.
Впрочем, сами нефтяники его оптимизма не разделяют. Участники совещания на условиях конфиденциальности поделились с деловыми изданиями, что внутренних резервов для сдерживания цен на АЗС больше не осталось. И свои убытки в розничном звене рынка нефтяные компании вынуждены компенсировать за счет увеличения оптовых цен.
Правда, это еще более усилило разрыв между АЗС, входящими в вертикальные холдинги («Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть») и независимыми заправочными станциями, у которых отсутствует возможность перенести центр прибыли в оптовое звено. Кроме того, высокие оптовые цены фактически разоряют мелких поставщиков.
Белый дом борется в поте лица
После того, как правительство России было вынуждено отказаться от повышения акциза на бензин и солярку, рост цен удалось ненадолго затормозить. Фактически, чиновники были вынуждены управлять ценами «в ручном режиме», договариваясь с нефтяными компаниями о замораживании цен.
Но чем ближе конец года, тем громче экономисты говорят о грядущей «ценовой катастрофе» на топливном рынке — с 1 января повышаются НДС и акцизы. Правда, прогнозы по поводу повышения различаются: например, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что они вырастут в среднем на 7 рублей, руководитель Российского топливного союза (объединяет независимые АЗС) Евгений Аркуша оценивает повышение в 4,4 рубля, а председатель Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что уже в этом году ценник прибавит 2?3 рубля.
Вот правительство и вынуждено изыскивать новые механизмы спасения рынка. Чего именно хочет кабмин, Дмитрий Козак журналистам не объяснил, а вот конфиденты из числа участников совещания поделились: в России могут быть введены лицензии на экспорт топлива для НПЗ. Они будут выдаваться при одном условии — если завод перерабатывает и отправляет определенный объем топлива на внутренний рынок (а вот экспортировать можно будет неограниченный объем).
Еще один вариант (на сей раз предложенный не чиновниками, а самими нефтяниками) — чтобы на пиках потребления государство проводило топливные интервенции: то есть через биржевые торги реализовало топливо из Росрезерва. Кстати, такое предложение озвучивал еще в августе начальник управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин: соответствующие полномочия, по его мнению, должны быть переданы Минэнерго России.
Ограничивать экспортные поставки — бессмысленно
О том, насколько эффективны будут предложенные меры по регулированию топливного рынка, «Свободная пресса» поговорила с заместителем директора аналитического департамента финансовой корпорации «Альпари» Анной Кокоревой.
«СП»: — Анна Вячеславовна, некоторые аналитики топливного рынка с сомнением относятся к перспективам введения механизма возвратных акцизов, который начнет работать с первого января. Вы разделяете этот пессимизм?
— Действительно, ряд чиновников встревожено предстоящим повышением акцизов на топливо и налоговым маневром, встревожены и потребители. Однако премьер-министр страны Дмитрий Медведев уже подписал соответствующий протокол, устанавливающий меры регулирования цен на внутреннем рынке, в частности, речь идет о демпфирующих акцизах.
Субсидии, выплаченные нефтяным компаниям, бюджет компенсирует за счет увеличения ставки НДПИ. Фактически, часть расходов на поддержание НПЗ государство перекладывает на сами компании. В связи с этим, заявления экономистов, о которых вы говорите, являются спорными.
«СП»: — Насколько резким окажется рост цен в январе?
— Цены на топливо вырастут на размер инфляции и за счет НДС, последствия роста акцизов должны нивелировать те самые меры, прописанные в протоколе. Если предусмотренный правительством механизм не будет работать, то рост цен будет более существенным.
«СП»: — Звучат также предложения ограничить (скажем, через систему лицензирования) поставки топлива за рубеж. Якобы, это позволит насытить внутренний рынок, а значит, и снизить цены.
— Снижение доли экспортных поставок или полное их отсутствие приведет к ухудшению финансовых результатов крупнейших налогоплательщиков, а значит, к снижению доходов бюджета. Не стоит забывать, что топливо продается в валюте и текущий курс делает экспорт очень выгодным.
А вот предложение увеличить объемы продаж топлива на бирже хорошее — рост предложения снижает цены. Однако за счет чего стимулировать рост предложения на бирже? В целом, чтобы поставки на внутренний рынок росли, должна быть привлекательная цена для производителя, он не может работать себе в убыток.
Поэтому, если правительство обяжет НПЗ поставлять на внутренний рынок не меньше определенного объема, а цены при этом будут низкие, то ряд заводов начнет работать себе в убыток, в лучшем случае в ноль.
Нефть и газ: В «Роснефти» прокомментировали прогноз Счётной палаты о резком росте цен на бензин
Финансовые новости: 90 рублей за доллар: Ждать осталось недолго