Материал комментируют:
Виктор Касьянов
Сергей Земелькин
Ян Марчинский
Россияне жадно следят за сводками с «валютных фронтов», от которых зависит будущее — цены на продукты, зарплаты, уровень безработицы… Чем хуже сводки, тем более убаюкивающе выступает государственная пропаганда. Впрочем, даже она порой оказывается пассивна перед суровыми экономическими реалиями: на днях глава ВТБ Андрей Костин был вынужден признать, что укрепление рубля произойдет не раньше будущего года. А до этого времени национальная валюта будет балансировать на уровне 80 рублей за доллар.
Очевидно, что влиять на курс рубля будут прежде всего нефтяные котировки. Но и с сырьевого рынка тоже прилетают новости одна другой страннее. То сначала американская нефть WTI впервые в истории начинает торговаться по отрицательным ценам, а следом — снова впервые в истории — российская Urals оказывается дороже эталонной североморской Brent.
Очевидно, что в таких условиях, когда каждый день приносит очередные сомнительные «рекорды», и независимые аналитики (в отличие от пропагандистов) сдержанны в оценках. Но в чем их прогнозы совпадают — так это в том, что восстановление рубля продлится еще очень долго.
Читайте также
Россиян обложат налогом за покупку долларов и евро, но спасет ли это рубль и банки
Чем больше говорят, что банковского кризиса не будет, тем активнее люди скупают валюту
Ждать целый год
Вице-президент, начальник управления казначейства банка «Ренессанс Кредит» Виктор Касьянов считает, что цены на нефть восстановятся не раньше, чем через год.
«СП»: — Что сегодня выгоднее для властей: сильный или слабый рубль?
— С начала года рубль показывает небывалую зависимость от нефтяных цен. Продемонстрировав в середине марта 30%-ное падение к доллару по сравнению с началом года, российская валюта уже отыграла почти половину потерь. Но, к сожалению, крепкий рубль в условиях спада экономики и прогнозируемого падения бюджетных доходов не выгоден с точки зрения получения доходов от крупных экспортеров.
«СП»: — Вы говорите о зависимости рубля от нефти. Ну а скоро ли цены на нефть восстановятся до докризисных значений?
— Сейчас нефть марки Brent торгуется на уровне около $ 20?25 долларов за баррель, и период восстановления нефтяных цен займет не менее года. Поэтому я ожидаю, что в течение этого срока рубль не вернется к прежним значениям. Про курс в 62 рубля за доллар придется надолго забыть.
«СП»: — А сколько же будет стоить рубль?
— С учетом текущего уровня нефтяных цен курс доллара, скорее всего, будет находиться в диапазоне 73?78. При этом я не исключаю краткосрочных периодов, когда курс выйдет из указанного коридора в район 80?82.
Что касается евро, то оно сохранит свой курс к доллару вблизи 1,10. Соответственно, курс рубля к евро ожидается в диапазоне 80?86.
Профессиональный финансовый инвестор Ян Марчинский также сильного падения цен на нефть в мае не ждет.
«СП»: — Большинство экспертов считают, что май для рубля окажется более тяжелым, нежели март и апрель. Вы разделяете эти опасения?
— Нет, я ожидаю укрепления рубля в мае. Цены на нефть упали и сверхнизкими уже вошли в историю. Особенно нефть WTI, которая торговалась по цене минус $ 40 за баррель — то есть продавцы доплачивали за нефть покупателям. Самое страшное, на мой взгляд, позади, и в мае ожидают рост потребления нефти и спроса на энергоносители. Да, нефть будет под ударом из-за возможных политических интриг, но сильного падения цен североморской нефти марки Brent, которая важна для России, не ожидаю. Поэтому я прогнозирую укрепления курса рубля до уровня 70 за доллар.
Также важным фактором укрепление рубля является поддержка со стороны центрального банка, который продаёт валюту из фонда национальной безопасности. Но если смотреть долгосрочно, то рубль будет под давлением.
Читайте также
Банки избавляются от валюты: Что будет с рублем при дефиците доллара и евро
Эксперты не сомневаются, что следом за радостью майских праздников россиян ждет шок
Май ничего не сулит
В мае рубль будет колебаться вокруг нынешних значений, уверен директор федерального агрегатора ломбардов Сергей Земелькин.
«СП»: — Спрошу сразу и прямо: сколько, думаете, будет в мае стоить рубль?
— Учитывая динамику цен на нефть, а также стагнацию в мировой экономике из-за коронавируса, сегодня любой долгосрочный прогноз курсов — крайне рискованное заявление. При этом я готов согласиться с Андреем Костиным по поводу курса рубля. По крайней мере, на ближайшие три-четыре месяца. Такой прогноз напрашивается при анализе индикаторов, таких как денежная масса, объем резервов, спрос на валюту внутри страны, а также цен на нефть.
«СП»: — Падение рубля продолжится?
— В настоящий момент нет предпосылок для какого-то катастрофического падения. Вероятнее всего, рубль будет колебаться в пределах, в которых находится в настоящий момент. Негативный сценарий возможен в том случае, если правительство начнет активно использовать резервы и увеличит эмиссию. В таком случае и 85, и даже 90 рублей за доллар не станут пределами падения рубля.
Колоссальное падение спроса в ряде сфер уже вызвало стагнацию в экономике. А рекордное падение цен на нефть и другое сырье еще больше усугубило положение дел. Мы вошли в «идеальный шторм». Насколько эффективны будут меры, принятые правительством, а также как долго страна сможет опираться на резервные источники, покажет время.
Курс доллара: Самое трудное впереди: эксперт назвал курс доллара на май