Стремление к физической активности и здоровому образу жизни стало устойчивым трендом современного общества. Безусловно, это дает импульс для развития существующих спортивных объектов и открытия новых, но усиливает конкуренцию и заставляет собственников бизнеса прислушиваться к мнению потребителей.
О том, как развивать «бизнес на спорте» мы поговорили с одним из ведущих экспертов в российской индустрии любительского и полупрофессионального спорта, специалистом по цифровизации и автоматизации процессов, основателем интернет-сервиса FindSport Александром Меркуловым.
— Насколько сложно сегодня приходится спортивным клубам, секциям и площадкам? Представители бизнеса в самых разных сферах говорят о кризисе и снижении покупательской способности.
— Безусловно, экономическая ситуация в стране повлияла на каждого из нас. Поэтому говорить о том, что спортивные объекты существуют в какой-то другой реальности, не приходится. Конечно, изменения, которые происходят вокруг, отражаются и на деятельности спортивных объектов, но в отличии от многих других сфер, индустрия любительского спорта может более оперативно реагировать на происходящее вокруг и оперативно подстраиваться к требованиям времени. Сегодня как никогда высоки требования к менеджменту и качеству управленческих решений.
— В фитнес-индустрию, индустрию массового спорта пришли бизнес-консультанты, которые берутся провести аудит, настроить все внутренние процессы, скорректировать позиционирование и продвижение, обеспечить рост выручки. На ваш взгляд, насколько это результативно?
— С одной стороны, я всегда радуюсь, когда понимаю, что за дело берутся профессионалы, ведь человек, который рассмотрел деятельность пяти-семи-десяти похожих организаций, быстрее сможет найти типовые ошибки и недочеты. С другой стороны, я понимаю, что очень многое зависит от воли и готовности владельцев и управляющих, иногда недостаточно знать свои слабые места, необходимо еще иметь решимость меняться. Поэтому рекомендую как собственникам, как и руководителям учиться самостоятельно анализировать и беспристрастно рассматривать свой бизнес и его место среди партнеров и конкурентов. Благо, сегодня возможностей для этого предостаточно. После того, как мои статьи и комментарии стали публиковаться на Expert.ru, портале «Спорт Бизнес Консалтинг», в «Комсомольской правде» и других изданиях, ко мне все чаще и чаще стали обращаться коллеги с просьбой провести аудит их объектов. Обычно я соглашаюсь, но всегда стараюсь научить своим приемам, показать, как мыслить критически и анализировать как показатели конкретной площадки, так и всей отрасли.
— Например? Какие рекомендации вы можете дать тем, кто поставил перед собой задачу настроить работу спортивного объекта?
— Если еще 10−15 лет назад спортивные объекты открывались преимущественно «по любви», то есть люди привлекали инвестиции под то, что они знают и любят, и нишу, будущих потребителей и так далее, они оценивали преимущественно на глазок. То сейчас наметилась тенденция к появлению объектов спорта «по расчету», когда анализируется рынок, выбирается ниша, локация, при моделировании будущего клуба, спортивного центра сегментируется аудитория и учитываются ее потребности. Я всячески поддерживаю второй подход, так как уверен, что в таком случае успех бизнеса будет запланирован, а не случаен. Об этом говорит и мой опыт, когда анализ рынка подтолкнул нас с партнерами к открытию сквош-клуба.
Проще всего было открыть зал для занятий акробатикой или прыжков на батуте, все-таки, был определенный интерес, опыт, успехи (у меня уровень мастера спорта), но объективные данные говорили, что потребительский спрос удовлетворен почти полностью, поэтому мы решили рискнуть и зайти в нишу, где был явный дефицит площадок. Сегодня City Squash — это два стабильно работающих клуба в Москве. Но каждый раз, принимая решение о развитии, корректировке стоимости занятий или формировании новых предложений для клиентов, я провожу мониторинг рынка и анализирую тенденции.
Вне зависимости от того, идет ли речь о проектируемом или уже действующем спортивном объекте, аналитика отрасли — это важнейшая задача любого собственника и руководителя, и агрегатор FindSport предоставляет для этого массу возможностей. Понять, какова сейчас средняя стоимость на ваши услуги на рынке, какое время более востребовано среди клиентов, существуют ли сезонные пики и спады можно просто обратившись к расписаниям площадок, подключенных к агрегатору.
Такой анализ даст возможность для корректировки и оперативной подстройки деятельности вашего спортивного объекта. Но надо понимать, что данные агрегатора даже в структурированном и обработанном виде не примут решение за вас. Выводы придется делать самостоятельно. Талант управленца заключается в том, чтобы видеть возможности там, где другие видят лишь ограничения. Например, отклонение от средней стоимости на услуги по рынку в большую сторону вовсе не означает, что надо непременно снижать тарифы, возможно, стоит просто честно сказать себе, что вы ориентируетесь на другой сегмент потребителей и тщательно следить, чтобы весь ваш комплекс услуг соответствовал их предпочтениям.
Буквально в мае на Российском интернет-форуме RIF 2022 я принимал участие в работе круглого стола «Цифровая трансформация физической культуры и спорта» и рассказывал о том, как на основе данных агрегатора FindSport можно охарактеризовать состояние нашей отрасли после потрясений 2020−2022 годов, говорил о восстановлении спроса после ковида и февральских потрясений. Мое выступление вызвало большой интерес и обнажило болевые точки многих спортивных объектов. Даже такие усредненные данные помогают владельцам и управляющим определить тот минимальный запас финансовой прочности, который должен быть у спортивного объекта на случай непредвиденных обстоятельств. Это тоже очень важный параметр при планировании собственной деятельности и управлении ресурсами.
— Насколько, на ваш взгляд, возможно скорректировать ошибки, которые были допущены при открытии спортивного объекта?
— Конечно, если изначально подходить к открытию клуба, секции или спортивной площадки аналитически и быть готовым расставаться со своими иллюзиями, то можно гораздо быстрее и окупить вложения, и выйти на стабильный доход. Пожалуй, самым ярким примером тут является выбор локации. Некоторые собственники очень боятся высокой плотности спортивных объектов и иногда абсолютно зря. Агрегатор дает возможность увидеть все спортплощадки на карте и понять, какая у них загруженность. Часто бывает, что несмотря на плотность их расположения, потребность людей в занятиях спортом конкретно в этом районе города гораздо выше имеющихся возможностей и тогда открытие рядом с конкурентами будет верным решением. Это актуально, если вы только задумали открываться и присматриваете локацию, определяетесь с параметрами и функционалом площадки. Но для тех, кто уже ведет деятельность обращение к сведениям, фактически находящимся в открытом доступе, это возможность провести тонкую настройку и быть гораздо эффективнее. Проанализировать спрос на групповые занятия в дневное время, утренние группы для детей, индивидуальные тренировки или потребность спортсменов-любителей в том или ином оборудовании, инвентаре, понять наиболее дефицитные ниши по конкретным видам спорта — все это можно сделать самостоятельно и достаточно оперативно. Иногда вложения, которые значительно увеличивают привлекательность вашего объекта, будут очень небольшими.
— А каковы риски, что конкуренты будут выбирать похожие стратегии развития? Как работая с общедоступными данными оставаться уникальным?
— На самом деле, мне кажется, что гораздо проще мыслить шаблонно и поверхностно, если не опираться на аналитику по отрасли, а действовать по наитию. Если работать с метриками, рассматривать свои возможности в связке с потребностями узких целевых групп, следить за тенденциями и модой, которые, безусловно, есть в ЗОЖ-индустрии, то будет рождаться гораздо больше уникальных решений. Да и пора отказаться от восприятия коллег по сфере спорта как исключительно конкурентов, на самом деле вы — партнеры, которые вместе работают для того, чтобы число спортсменов-любителей росло.
Бизнес в России
Названы самые перспективные рабочие профессии в России
Производители алкоголя назвали неизбежным подорожание водки в России
В России бизнес просит у правительства бронь от частичной мобилизации
Путин высказался о производстве двигателей для гражданской авиации
Все материалы по теме (2032)