Материал комментируют:
Дмитрий Голубовский
Весной курс рубля может заметно ослабеть из-за дефицита бюджета и неясной ситуацией с доходами от экспорта и газа. Такое мнение высказывает сейчас ряд финансовых аналитиков, указывая на трудности с продажей нефти из-за западного эмбарго и потолка цен, а также на растущие расходы бюджета.
В частности, аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» Елена Кожухова предположила, что при умеренно негативном сценарии доллар составит 78−81 рубль, евро — 85−88 рублей. В то же время при нейтральном сценарии доллар сохранит позиции в районе 70 рублей, а евро — 75 рублей. В последние месяцы курс рубля медленно, но верно снижается и 13 февраля уже добрался до отметки 73,7 за доллар и 78,8 за евро.
Бюджетная ситуация действительно все больше давит на курс рубля. В начале февраля Минфин РФ отчитался, что в январе федеральный бюджет исполнен с дефицитом 1,776 трлн рублей, что в 14 раз превысило его объем в январе прошлого года (125 млрд рублей) и составило 60% от планов на 2023 год (2,925 трлн рублей).
Доходы в январе сложились в размере 1,356 трлн рублей, что на 35% меньше объема поступления доходов годом ранее. При этом нефтегазовые доходы составили 426 млрд рублей и упали сразу на 46%, что связано со снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа. Не нефтегазовые доходы составили 931 млрд рублей, снизившись на 28%, преимущественно за счет уменьшения поступлений внутреннего НДС и налога на прибыль.
Зато расходы бюджета в январе составили 3,117 трлн рублей и превысили показатели прошлого года на 59%. Как пояснили в Минфине, это связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Но понятно, что в этом году у правительства значительно больше трат, чем в прошлом — и на спецоперацию, и на поддержку новых регионов, и на выплаты малоимущему населению.
В таких условиях сильный рубль вроде как и не очень нужен. Ведь как неоднократно указывали эксперты, более слабый курс рубля выгоден, прежде всего, экспортерам. За счет того, что рубль станет более дешевым к валюте, можно будет компенсировать выпадающие доходы и, соответственно, увеличить налоговую базу. Правда, дешевый рубль ударит по останавливающемуся импорту и приведет к новому витку роста цен.
В то же время, главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев считает, что в условиях плавающего курса российские власти даже при желании не смогут существенно повлиять на ослабление рубля так, чтобы при этом не пострадала экономика в целом. Правда, он вполне может продолжить падать и сам, ведь и нынешнее ослабление также связано с экономическими проблемами, которые накопились за последние месяцы.
— Плавающий курс валют складывается под влиянием объективных экономических факторов, которые лежат и в глубинах экономики, и во внешнеторговой сфере, и в движении капитала. Последнее — это так называемые горячие деньги, которые двигаются между различными рынками в поисках наиболее прибыльных вложений. Сочетание этих трех групп факторов и дают курс рубля. Это не инструмент, а индикатор, так как он отражает совокупность всех факторов, которые сложились в экономике.
По собственному желанию менять его и делать наиболее удачным для данного момента его нельзя. Можно попытаться сделать что-то в области движения горячих денег с помощью валютных интервенций. Но эти интервенции трудно проводить постоянно и в больших объемах, и они намного слабее, чем фундаментальные факторы.
«СП»: — Почему курс рубля сейчас падает?
— Курс рубля снижается потому, что в конце года в экономике произошли события, которые снизили положительные эффекты от адаптации нашей экономики к новым условиям и внешнеторговых факторов. Стали накапливаться негативные моменты или, точнее, ослабели позитивные, которые происходили с марта по октябрь. Поэтому рубль начал постепенно сдавать свои позиции к евро и доллару.
Пока это накопление негатива идет медленно, в ползучем варианте, но оно неуклонно. Это не конъюнктурные колебания, а именно постепенное снижение. Выправиться курс рубля может только при укреплении экономики и экономических процессов.
Полностью связывать курс рубля только с ценами на нефть или с внешнеторговым балансом — это односторонний и поверхностный взгляд на вещи.
«СП»: — Что будет с курсом доллара весной, не обвалится ли рубль?
— Весной можно ожидать падения курса рубля, но напрямую это с дефицитом бюджета не связано. Это тоже следствие того, что в экономике есть проблемы, что она не динамично развивается. Положительное сальдо торгового баланс снижается под влиянием санкций, ограничений в ценах, внешнеторговой конъюнктуры. Нам приходится перекидывать объемы с западных рынков на восточные, а там мы работаем с дисконтом, чтобы цена была более привлекательной. Соответственно, мы получаем недобор денег.
Смотрите также
Valentine’s Day: Ужасная причина, по которой мы празднуем День всех влюблённых. Яркие фото. Советы по выбору правильного партнера
День святого Валентина обычно отмечается с конфетами и розами, но начало празднования гораздо менее сладкое
Связь между торговым балансом и бюджетом, конечно, есть, но она опосредованная. Неправильно думать, что если внешнеторговый баланс положительный, таким должен быть и бюджет. Это ведь не единственный источник доходов. Но другие источники слабоваты, и их оказывается недостаточно для тех расходов, которые мы сейчас несем. А это дополнительные расходы связанные и со специальной военной операцией, и с поддержкой малообеспеченных слоев населения, и с санкциями.
В итоге все будет зависеть от того, насколько активно наш бизнес и правительство будут работать над тем, чтобы экономика двигалась вперед. Если будет активное развитие, произойдет стабилизация курса рубля к остальным валютам. Если же наши предприниматели продолжат рыдать, а правительство будет кормить их манной кашей с ложечки и мечтать, что вернется былая внешнеторговая конъюнктура, мы вынуждены будем столкнуться с новыми экономическими трудностями, что негативно скажется на курсе валют.
Финансовый аналитик «Золотого монетного дома» Дмитрий Голубовский считает, что при негативном сценарии курс доллара может превысить 90 рублей.
Ситуация с курсом рубля сейчас неопределенная. Если исходить из того, что нефть Urals официально стоит 50 долларов с баррель с копейками, курс доллара на бирже должен торговаться в районе 80−85 руб. Но пока, как видим, он не дошел до этих значений. Этом потому, что наш торговый баланс, даже несмотря на то, что он резко сократился, остается положительным.
Рубль держится крепко вовсе не потому, что Минфин снова начал продавать валюту. На эти продажи приходится всего 4% от объема валютной массы. Кроме того, нужно понимать, что это не валютные интервенции, которые ведомство проводило раньше. Сейчас Минфин продает валюту и получает рубли, но эти рубли остаются в экономике, а не идут в различные фонды, поэтому это не влияет в среднесрочной перспективе на валютный курс.
Может быть, это сейчас идет инерция, и мы действительно увидим курс 80 долларов весной. А, может, и нет. То, где в итоге остановится курс рубля, даст нам понимание того, какова реальная цена на нефть.
«СП»: — Если наш торговый баланс остается положительным, откуда дефицит бюджета? И не нужно ли ослаблять курс рубля, чтобы его покрывать?
— Для нашей экономики нет ничего катастрофичного даже в цене нефти в районе 42 долларов за баррель. Напомню, что именно на этом уровне была установлена цена отсечения при бюджетном правиле, которое действовало у нас много лет. Но проблема в том, что нынешний бюджет сверстан из расчета средней цены нефти в 70 долларов за баррель, так как в нем предусмотрены большие расходы, в том числе на оборону. Если учесть, что нефть сейчас может быть в районе 50 долларов, в нем изначально заложен существенный бюджетный дефицит. И есть большая разница, будет ли он покрыт валютной выручкой или госдолгом.
От того, какое будет принято решение, и будет зависеть динамика курса рубля. При благоприятной сырьевой конъюнктуре он может до конца года оставаться примерно на текущих уровнях, а вот при неблагоприятной — подняться под 90 за доллар.