Доигрались: Уголь в Якутию везут из Казахстана по загруженному Восточному полигону - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Доигрались: Уголь в Якутию везут из Казахстана по загруженному Восточному полигону - «Экономика» 00:00 Пятница 0 501
10-03-2023, 00:00

Доигрались: Уголь в Якутию везут из Казахстана по загруженному Восточному полигону - «Экономика»


Доигрались: Уголь в Якутию везут из Казахстана по загруженному Восточному полигону - «Экономика»

Вообще, в чудесной стране мы живем. Можно сказать, в каком-то зазеркалье.
Возьмем простой пример. В нашей стране, а особенно на Дальнем Востоке, угля — завались, какой хочешь марки. Но в это же время уголь, допустим, для Нерюнгринской ГРЭС, или алданских котельных мы везем из-за рубежа — из Казахстана.

И, как выясняется, «сами поставщики (нерюнгринского угля) не заинтересованы его нам поставлять из-за высокого спроса и ограниченных объемов производства». Иными словами — все идет за рубеж.

Плюс цена угля. Как поясняют в обслуживающей огромную часть Якутии (да и других регионов) компании «Теплоэнергосервис», даже с учетом растаможки казахстанский уголь оказывается дешевле нашего, якутского.

Но даже в таких условиях другая компания (которая в том числе владеет Нерюнгринской ГРЭС) — «Дальневосточная генерирующая компания» — чуть не вылетела в трубу. Ей для погашения убытков нужно 93 млрд рублей. А все почему? Потому что тариф на электроэнергию на Дальнем Востоке регулируется, а на уголь цена торгуется по свободным ценам. То есть все для условий поставки угля за рубеж. А местные — нехай, пусть платят.



Причем ситуация эта хроническая.

И вот, наконец, руководитель «Русгидро» Виктор Хмарин не выдержал, обратился к президенту с этой проблемой, тот поручил разобраться. А конкретно — сначала обеспечить поставки угля на внутренний рынок и только потом — на экспорт.

Видимо, раньше нашим угольщикам не приходила в голову эта очевидная мысль.
Решено было жесткие ограничения на экспорт угля не вводить, а просто потребовать от угольных компаний обеспечить ТЭС топливом в приоритетном порядке по долгосрочным контрактам.

Теперь начнется процесс поиска потенциальных поставщиков для конкретных ТЭС и будет поиск решения, чтобы снизить цену за него.

То есть как бы подступились, наконец, к решению наболевшего многолетнего вопроса. Только после визы президента.

Но это же нонсенс по сути, согласитесь? Угля завались, но мы везем его из-за границы, а свой уголь стоит очень дорого.

Более того — всем уже оскомину набила информация о том, что Восточный полигон загружен донельзя. Особенно после санкций и резкого разворота всей экономики на Восток. И что же вы думаете?

Осенью прошлого года глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов поставил резкий вопрос о том, что РЖД срывает сроки поставок топлива на Дальний Восток. А в ответ на это РЖД ответило: «Уголь для Нерюнгринской ГРЭС в Якутии везётся из Казахстана, подчёркивают в РЖД, хотя рядом имеются месторождения, под которые и строилась электростанция».

То есть получается, что из-за того, что уголь везется из Казахстана, так нужные, необходимые сейчас мощности БАМа и Транссиба оказываются сверх перегруженными.

Все это в совокупности в голове не укладывается. Какая-то перевернутая реальность.

Это же полная разбалансировка народного хозяйства. Когда каждая компания (даже государственная!) думает только о себе, о своих делах и прибылях.


Да что там компании — министр, отвечающий за госполитику в энергетике страны, похоже, сам думает, о чем угодно, только не грамотном проведении этой самой государственной политики! Раз он не понимает, что не нужны никакие поставки из-за рубежа, а нужно покупать уголь здесь же, у своих. И что нужно в первую очередь решать именно этот вопрос.

Получается, каждый думает о своем, а о регионах, о людях не думает никто.

Как тут не вспомнить историю с прокладкой нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (когда Якутия настаивала, чтобы он пошёл через Талаканское и другие месторождения Восточной Сибири). Тогда генеральный директор «Транснефти» Семён Вайншток заявил:"Понимаете, вот если бы я был председателем Госплана, я рассуждал бы как Штыров (тогда президент Якутии). А я же руководитель «Транснефти», у меня другие критерии эффективности".

В ответ ему тогдашний председатель правительства России Михаил Ефимович Фрадков сказал: «Выходит, Якутия права».

А какие, какие могут быть цели у руководителей крупных компаний, если не работа ради страны и ее развития, ради людей?! Оказывается, могут быть и еще как.


Вообще, в чудесной стране мы живем. Можно сказать, в каком-то зазеркалье. Возьмем простой пример. В нашей стране, а особенно на Дальнем Востоке, угля — завались, какой хочешь марки. Но в это же время уголь, допустим, для Нерюнгринской ГРЭС, или алданских котельных мы везем из-за рубежа — из Казахстана. И, как выясняется, «сами поставщики (нерюнгринского угля) не заинтересованы его нам поставлять из-за высокого спроса и ограниченных объемов производства». Иными словами — все идет за рубеж. Плюс цена угля. Как поясняют в обслуживающей огромную часть Якутии (да и других регионов) компании «Теплоэнергосервис», даже с учетом растаможки казахстанский уголь оказывается дешевле нашего, якутского. Но даже в таких условиях другая компания (которая в том числе владеет Нерюнгринской ГРЭС) — «Дальневосточная генерирующая компания» — чуть не вылетела в трубу. Ей для погашения убытков нужно 93 млрд рублей. А все почему? Потому что тариф на электроэнергию на Дальнем Востоке регулируется, а на уголь цена торгуется по свободным ценам. То есть все для условий поставки угля за рубеж. А местные — нехай, пусть платят. Причем ситуация эта хроническая. И вот, наконец, руководитель «Русгидро» Виктор Хмарин не выдержал, обратился к президенту с этой проблемой, тот поручил разобраться. А конкретно — сначала обеспечить поставки угля на внутренний рынок и только потом — на экспорт. Видимо, раньше нашим угольщикам не приходила в голову эта очевидная мысль. Решено было жесткие ограничения на экспорт угля не вводить, а просто потребовать от угольных компаний обеспечить ТЭС топливом в приоритетном порядке по долгосрочным контрактам. Теперь начнется процесс поиска потенциальных поставщиков для конкретных ТЭС и будет поиск решения, чтобы снизить цену за него. То есть как бы подступились, наконец, к решению наболевшего многолетнего вопроса. Только после визы президента. Но это же нонсенс по сути, согласитесь? Угля завались, но мы везем его из-за границы, а свой уголь стоит очень дорого. Более того — всем уже оскомину набила информация о том, что Восточный полигон загружен донельзя. Особенно после санкций и резкого разворота всей экономики на Восток. И что же вы думаете? Осенью прошлого года глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов поставил резкий вопрос о том, что РЖД срывает сроки поставок топлива на Дальний Восток. А в ответ на это РЖД ответило: «Уголь для Нерюнгринской ГРЭС в Якутии везётся из Казахстана, подчёркивают в РЖД, хотя рядом имеются месторождения, под которые и строилась электростанция». То есть получается, что из-за того, что уголь везется из Казахстана, так нужные, необходимые сейчас мощности БАМа и Транссиба оказываются сверх перегруженными. Все это в совокупности в голове не укладывается. Какая-то перевернутая реальность. Это же полная разбалансировка народного хозяйства. Когда каждая компания (даже государственная!) думает только о себе, о своих делах и прибылях. Да что там компании — министр, отвечающий за госполитику в энергетике страны, похоже, сам думает, о чем угодно, только не грамотном проведении этой самой государственной политики! Раз он не понимает, что не нужны никакие поставки из-за рубежа, а нужно покупать уголь здесь же, у своих. И что нужно в первую очередь решать именно этот вопрос. Получается, каждый думает о своем, а о регионах, о людях не думает никто. Как тут не вспомнить историю с прокладкой нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (когда Якутия настаивала, чтобы он пошёл через Талаканское и другие месторождения Восточной Сибири). Тогда генеральный директор «Транснефти» Семён Вайншток заявил:

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl