Платежи в рублях, о которых так любили распинаться чиновники, сходят на нет. Валюта, которую власти страны роняют, не интересна никому, в том числе африканцам. Но это — только одна сторона медали. За нефть, газ, металлы, лес, уголь продовольствие и т. д. с Россией рассчитываются даже не юанями, а всякими туземными дензнаками. Которые, как несложно догадаться, никому не нужны. И под такой завесой очень удобно производить всякие шахермахеры.
«Расчеты африканских стран с Россией в „дружественных“ валютах в июле увеличились до 78,8% с 39,1% месяцем ранее. При этом доля расчетов в рублях в июне составляла 48,3%, а в июле она уменьшилась до 12,7%, что стало самым низким показателем с июня 2022 года. Доля „недружественных“ валют, в частности, доллара и евро, упала до 8,5% с 12,6%», — такова статистика Центробанка РФ.
Каких именно «дружественных» валют, какова тут доля тех или иных дензнаков — не конкретизируется. Но известно, что доля юаня в торговле с Африкой также стремительно падает. Со стабильностью китайской валюты это никак не связано, тут совершенно иная логика.
А вот с рублём всё понятно. Уход расчётов из российской валюты начался ещё в мае, когда наши финансовые власти начали рушить рубль. В июне-июле всё продолжилось, сейчас наши дензнаки вообще никому не нужны — доля расчётов в них равна нулю или около того. Почему — догадаться несложно.
В Африку наша страна поставляет не только продовольствие, но и нефть и нефтепродукты, причём в больших количествах.
«В 2022 году мы направили около 8 миллионов тонн нефтепродуктов в страны Африки. По сырой нефти совсем мало, больше они, конечно, запрашивают нефтепродукты, дизель, в первую очередь. В этом году мы уже за полгода примерно столько же направили туда. Мы ожидаем, что по году 18−20 миллионов тонн, наверное, будет», — заявлял в середине лета министр энергетики Николай Шульгинов.
Как несложно догадаться, африканцам столько не надо и всё это топливо отправлялось в Евросоюз и США. Уже доигрались — на внутреннем рынке РФ дефицит топлива, правительству срочно приходится принимать меры, так как под угрозой урожай, да и социальная стабильность в стране.
В южных регионах — в Ростовской области и на Кубани, где нет солярки для комбайнов, грузовиков и тракторов — народ дюже зол. И чем всё закончится непонятно.
«Ситуация не меняется. Наплевать на посевную кампанию, на уборку, полное безразличие. Сельхозпроизводителя бросили на произвол судьбы. Цена на дизель — 80 рублей литр. Это раз. Приемка зерна остановлена — это два. В-третьих, зерно принимается за копейки. Перекупы пользуются ситуацией, покупают пшеницу пятого класса по 8−7 рублей. Производитель сидит без денег — это четыре», — говорит председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ростовской области Алексей Жданов.
Если ситуация не меняется, значит, все решения по запрете экспорта либо не заработали, либо тупо игнорируются.
«В цене топлива уже 80% — налоги и акцизы, перерабатывать нефть и продавать внутри страны при этой налоговой системе невыгодно», — говорит экономист Владислав Жуковский.
Дизтопливо, судя по всему, продолжает уплывать, в том числе, в Африку, где за него нашим нефтяникам, якобы, дают всякие местные тугрики. Примечательно, что нефтепродукты в огромном количестве идут, в том числе, в Ливию и Нигерию — в нефтедобывающие страны.
И нашим олигархам как бы нечего возвращать — по бухгалтерии проходят эти самые африканские «фантики», которые ни во что не конвертировать. На самом же деле бензин и солярка давно перепроданы в США и ЕС, естественно, за доллары и евро. Кто надо в курсе, а остальным и знать не надо.
«Свалившие за бугор либерасты больше никому не нужны. Их хозяева перешли к использованию против России либералов, управляющих российской экономикой», — возмущается зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Статистика ЦБ явно свидетельствует о том, что вывод капиталов из РФ постоянно набирает обороты. И что от роста цен на нефть при такой модели толку ноль. Тем или иным способом валютную выручку в страну не вернут, её оставят там, за кордоном. В итоге страна лишится и нефти (нефтепродуктов), и денег тоже. А также металлов, угля, леса, продовольствия, удобрений и всего прочего.
Кстати, откровенно вражеская Польша аж в 3,3 раза увеличила импорт российских удобрений. Зачем мы им их продаём? И получаем ли за это деньги? В смысле в Россию, а не на счета олигархов в зарубежных банках. Вопросы, в общем-то, риторические.
Торговля газом с ЕС за рубли провалилась, вся остальная международная экономическая деятельность в российской валюте тоже. Но нам продолжают вещать, что это не так. Например, опубликован президентский указ № 589 от 8 августа 2023 года «О специальном порядке проведения расчетов по внешнеторговым контрактам на поставку российской сельскохозяйственной продукции». Однако никаких рублей там нет и в помине, всё так же, как и с газом. На некие «спецсчета» будет поступать валюта, которую, вроде как, станут конвертировать в рубли для оплаты зерна. Счета, видимо, там — за границей. Хотя в наших банках. Вроде бы в наших…
То есть всё равно валюта, причём откровенно «недружественная». Не хотят почему-то иностранцы держать средства в рублях, даже странно почему-то.
Валюта, полученная от продажи российского продовольствия, будет тоже оставаться там — на неких зарубежных счетах. На неопределённы срок. Уже как бы официально, как это происходит с газовыми евро. Всё для наших западных «партнеров» — и топливо, и зерно. Продукты же питания в РФ дорожают стремительными темпами, но это власть заботит мало…
Денег в госбюджете не предполагается, на будущие годы запланирован дефицит. Почему его не было в предыдущие годы — непонятно. Наверное потому, что таких колоссальных темпов вывода капиталов не наблюдалось. Но всё меняется.
В Индии якобы «зависли» несчётные миллиарды долларов в рупиях, которые местные власти отказываются конвертировать в доллары. Не иначе как это ширма, и ничего не зависло — всё уже выведено. Но не в РФ. Турки только декларируют расчёты в рублях, доллары и евро — превыше всего.
Нам, конечно, втирают иное, но туристам почему-то настоятельно не советуют брать с собой наши деньги. Обменников, которые принимают рубли, в той же Анталье ещё хватает, банки тоже берут, но уже далеко не все. Если повезёте рубли, то в обратном пересчёте на доллары курс получится в два раза менее выгодным. Грабительским. Не доверяют османы рублю, хотя их лира тоже не образец стабильности.
В целом стоит констатировать печальный факт — рубль у нас «деревянный». Не потому, что у него нет обеспечения, таковое, напротив, в избытке. Природные богатства страны еще не все разворованы. Однако экономическая политика финансовых властей привела к тому, что на сегодняшний день российская валюта является одной из самых ненадёжных в мире. И никто с ней не хочет связываться.