Материал комментируют:
Игорь Юшков
Правительство России для «стабилизации внутреннего рынка» ввело временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. «Минэнерго» считает, что эти ограничения позволят пресечь «серый» экспорт, насытив внутренний рынок. Запрет экспорта топлива быстро повлияет на оптовые цены, а поставки добросовестных участников создадут избыток на внутреннем рынке РФ, заявил первый замминистра энергетики Павел Сорокин.
Предполагается, что объем, который вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) и добросовестные участники направляют на рынок, полностью закроет все потребности, создав этот самый избыток топлива, что и повлияет на оптовую цену. Но введенный временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России не распространяется на целый ряд каналов, например, на торговлю в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на гуманитарную помощь, на транзитные перевозки через территорию России, а также на топливо, вывозимое физическими лицами для личного пользования, пишут РИА «Новости». Хочется верить в лучшее, но в насыщение внутреннего рынка и влияние этого на цены, верится с трудом, очень уж ненасытны бензиновые магнаты.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напоминает, что в правительстве думали над разными способами решения проблемы нехватки топлива на внутреннем рынке, например, о прямом запрете на экспорт или о введении пошлины:
— На самом деле это примерно одно и то же, ведь с высокой пошлиной никто вообще не станет экспортировать.
Я изначально предполагал, что происходящее — это некий рычаг давления на компании, а также на Минфин со стороны Минэнерго — мера откровенно жесткая.
Но, по всей видимости, здесь правительство восприняло как сигнал слова Владимира Путина о нерасторопности министров. Президент ведь заметил на «Восточном экономическом форуме», что правительство не всегда вовремя реагирует на ситуацию. Оно это восприняли для себя как карт-бланш на то, что можно принимать жесткие меры и вот пожалуйста, среагировали.
Теперь все будет зависеть от сроков действия данного запрета на экспорт. Если продлится недолго, то эффект будет позитивным.
Сейчас у нас дизель с бензином «заперты» на внутреннем рынке. В большей степени речь именно о дизеле, потому, что бензин мы мало экспортируем. Если брать по году, то обычно максимум 15% от всего производимого в России бензина уходило на экспорт, все остальное потребляется на внутреннем рынке. Поэтому и не будет особых проблем реализовать у себя в течение нескольких месяцев все, что мы производим.
А с дизелем сложнее. Примерно половина уходит на экспорт. Если говорить о годовом выражении, то столько дизеля, сколько производим, мы не сможем потребить. И получится, что какое-то время нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) будут работать частично «на склад», загружать хранилища, топливные базы, хранить в портах.
«СП»: Если запрет продлится долго?
— Придется перенастраивать работу НПЗ на другие нефтепродукты, например, на авиакеросин, пытаться его больше выработать, ведь запрета на экспорт нет. Либо просто сокращать производство.
Но тут открываются определенные риски, о чем, кстати, говорил глава «Газпром-нефти» Александр Дюков: подобные меры могут привести к дефициту. Если НПЗ закроют «на перенастройку оборудования» или посчитают, что дизеля в стране слишком много, то остановят мощности. Так может возникнуть ситуация, когда не будет дизеля вообще. Никакого. Отрасль должна перестроиться вовремя под объемы нужные только лишь для внутреннего рынка.
И раньше производили для внутреннего рынка, но, если спрос меняется, то всегда можно было экспортировать. И наоборот. Но не все сразу смогут перенастроить производство, чтобы делать ровно столько, сколько потребляется.
«СП»: Но если все грамотно, то в целом отрасль не пострадает, а только насытится внутренний рынок?
— Это сейчас происходит. На самом деле, еще до этого указа, три дня как снижались цены на бирже…
«СП»: Участники рынка предполагали, что будет такой жесткий сценарий?
— Может быть. Компании знали, что он обсуждается и уже начали направлять свои объёмы на биржу. Такая тенденция уже проявилась, но сейчас она ускорится, углубится. Больше объемы пойдут на внутренний рынок. Это сформирует переизбыток предложения, оптовая цена снизится.
«СП»: Ради чего все это и предпринималось.
— Но правительству будет важно поймать именно тот момент, когда внутренний рынок уже насытился, цены снизились и нет никакого дефицита, а НПЗ еще не сокращают выработку и продолжают работать в нормальном режиме. Вот в этот момент, в идеале, и стоило бы разрешить экспорт нефтепродуктов.
Поэтому я думаю, что этот запрет продлится недолго. И только в этом случае бюджет не пострадает. Если все работают «на склад», то в дальнейшем все равно можно экспортировать продукты, платя экспортную пошлину. А если же этот запрет продлится долго, и мы увидим сокращение выработки нефтепродуктов, то соответственно в итоге мы получим уменьшение экспорта нефтепродуктов и уменьшение поступления налогов от их экспорта в дальнейшие месяцы. Это будет негативно для бюджета.
«СП»: Так, наверное, и стоит трактовать слова Сорокина про «бессрочный» запрет?
— Дело не в том, что он «вечный», и будет действовать постоянно, а в том, что его в любой момент можно отменить, когда посчитают, что цели введения этого постановления правительства достигнуты, внутренний рынок насыщен.
«СП»: Правительство будет следить за спросом со стороны сельхозпроизводителей. Сейчас заканчивается уборочная компания, озимые посеют и вот тогда снизится спрос на дизель?
— В этот момент мы, скорее всего, и увидим отмену запрета на экспорт. А если производители окажутся зажаты только на внутреннем рынке, то им придется подгадывать объемы, которые потребляются здесь и сейчас. И это проблема: если запрет продержится долго, дело может дойти до остановки НПЗ или сокращения выработки. Рынок может начать лихорадить.
«СП»: Расскажите про добросовестных и недобросовестных участников рынка. С добросовестными все понятно. А вдруг покажут себя недобросовестные во всей красе? Ведь в постановлении оставлена лазейка, временный запрет на экспорт российского топлива не распространяется на транзит, на страны ЕАЭС и на гуманитарную помощь. Что если под видом гуманитарной помощи бросятся экспортировать бензин и солярку?
— В странах ЕАЭС речь идет об индикативных (прогнозных) балансах с Белоруссией и, возможно, с Казахстаном. В основном это наши взаимоотношения с Белоруссией. Есть определенное количество нефтепродуктов, вывозимых с территорий государств-членов, в результате чего уменьшается количество нефтепродуктов на таможенной территории Союза. Это то, сколько они нам должны поставить топлива и сколько мы им отгрузить. Но эти поставки не носят массового характера. Суть в том, что все исключения, которые там перечислены, весьма незначительны по объему.
«СП»: Не окажется такого: ой, мы должны поставить миллионы тонн дизеля в виде гуманитарки голодающим в Африку!
— Я думаю, что все, что сейчас утверждено (той же самой гуманитарной помощи), то мы и поставим. Никаких новых поставок по этой линии не будет.
Но, может быть, из этого запрета мы выйдем с новой формулой экспорта. И это окажется неким компромиссом в диалоге между компаниями и государством.
После отмены запрета компании, условно говоря, обязуются насыщать внутренний рынок, не поднимать цены, а взамен — получат сокращение количества экспортеров. Например, скажут, что «ограничение экспорта показало себя хорошо и мы некие его элементы оставим». Разрешим экспортировать топливо только его производителям, вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), у которых есть свои НПЗ.
«СП»: То есть перекупщиков отсекут от экспорта?
— Да. Возможно, этот бизнес подожмут и дадут дополнительные права ВИНКам. И до постановления правительства говорили про запрет серого экспорта. Про то, что пошлина будет введена, но не для всех, а только для тех, кто ничего не производит. Вполне может оказаться, что мы ужмем до нескольких экспортеров. Право вывоза получат только собственники НПЗ. Это будет для них определенный бонус. Им не придется конкурировать с мелкими игроками. Может быть, увидим именно такой сценарий развития событий.
СП": Все-таки чего ждать автомобилистам? Ведь любые события в этой сфере у нас влияют только на подорожание бензина. Это в Америке цены на автозаправках то уменьшаются, то растут. У нас — только вверх.
— Если в правительстве пережмут со сроками отмены запрета на экспорт и начнется проблема с производством, цены в рознице вырастут резко. И это станет одним из элементов давления теперь уже компаний на государство. Они могут сказать: если вы так радикально поступаете, то мы закроем и будет переналаживать наши НПЗ. В случае если дойдет до остановки и сокращения производства дизеля, то в стране физически топлива не будет хватать. И уже от этого дефицита — цены начнут расти. Но это очень радикальный сценарий.
Однако рассчитывать, что цена на бензин и солярку на АЗС снизится, наверное, тоже не приходится. Она уже снижается — на бирже. Но до розницы вряд ли это снижение цен дойдет.
Компании, торгующие в розницу, оправдаются тем, что они и так «торговали себе в убыток». Ведь на бирже было дорого, а они — сдерживали цены. На бирже подорожание за последние месяцы, считай за весь этот год, измерялось десятками процентов, а в розницу, все-таки, подорожало только на 6%, максимум, на 10%.
Автозаправщики скажут: мы покупали «уже дорого», а торговали «еще дешево». Придерживали цены, несли убытки. Поэтому сейчас просто нормализуется ситуация, мы, мол, приходим к нормальной марже. Так что не стоит ждать, что топливо на заправках подешевеет, в лучшем случае оно не будет сильно дорожать.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля читайте в теме «Свободной Прессы».