В начале 2024 года состав БРИКС вырос вдвое. Перед объединением стоят огромные задачи: интеграция присоединившихся стран, разработка критериев приема новых членов в будущем, укрепление основ содружества и, что важнее всего, разработка механизмов для обхода доллара США в международных финансах.
Страны Глобального Юга выстраиваются в очередь, чтобы присоединиться к многополярной коалиции БРИКС и к будущему без гегемонов, которое она обещает. Бурный рост интереса стал неизбежной темой дискуссий в этот чрезвычайно значимый год российского председательства в БРИКС-10.
Индонезия и Нигерия оказались в топе кандидатов, которые с большой вероятностью присоединятся к БРИКС. То же самое относится к Пакистану и Вьетнаму. Мексика находится в очень сложном положении: она решает вопрос, как присоединиться, не навлекая на себя гнев соседа-гегемона.
На очереди еще и Йемен, который пользуется большой поддержкой со стороны России, Китая и Ирана.
Прояснить, что будет дальше, предстоит шерпе РФ в БРИКС, заместителю министра иностранных дел Сергею Рябкову. Он сообщил ТАСС:
«Мы должны обеспечить для стран, заинтересованных в сближении с БРИКС, площадку, платформу, где можно работать в практическом плане, не ощущая себя обойденными и как бы встраиваясь в этот ритм взаимодействия. А как будет решаться вопрос дальнейшего расширения, [нужно] отложить по крайней мере на суд лидеров — когда они соберутся в Казани».
Ключевое решение о расширении БРИКС+ будет принято на саммите в октябре следующего года. Рябков подчеркивает, что в первую очередь нужно «интегрировать тех, кто только что присоединился». Это значит, что «в формате десяти» нужно работать «не менее, а лучше более эффективно, чем в исходной пятерке».
Что будет после президентских выборов в России
На закрытой встрече с несколькими избранными лицами в кулуарах недавней московской конференции, посвященной многополярности, министр иностранных дел Сергей Лавров с воодушевлением говорил о БРИКС, уделив особое внимание своим коллегам Ван И из Китая и Субраманьяму Джайшанкару из Индии.
Лавров возлагает большие надежды на БРИКС-10 в этом году, одновременно напоминая всем, что это по-прежнему объединение, а не организация. Со временем оно должно развиваться дальше в институциональном плане. Например, может быть назначен генеральный секретариат, как это было сделано в родственной структуре, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Россия, принявшая в 2024 году председательство в БРИКС, в ближайшие месяцы будет занята не только лавированием в геополитическом спектре текущих кризисов, но, прежде всего, геоэкономикой. На критически важной министерской встрече в июне, до которой осталось всего три месяца, будет определен детальный план действий вплоть до саммита в Казани.
Политику БРИКС также будет определять то, что произойдет в России. Инаугурация президента состоится только в начале мая. Ожидается, что существенных изменений в российском Министерстве финансов, Центральном банке, МИД и среди ведущих советников Кремля не произойдет.
Преемственность будет нормой. И это подводит нас к ключевому геоэкономическому моменту: БРИКС находится в авангарде поиска путей обхода доллара США в международных финансах.
Главный советник Кремля Юрий Ушаков объявил, что БРИКС будет работать над созданием независимой платежной системы на основе цифровых валют и блокчейна. Она должна «быть комфортной для государств, населения и бизнеса, не требовать серьезных затрат и оставаться вне политики».
Ушаков не упомянул (напрямую, по крайней мере), что альтернативная система уже существует. На данный момент это тщательно охраняемый проект в форме подробного технического документа, который уже прошел академическую проверку и включает в себя ответы на возможные часто задаваемые вопросы.
Издание Cradle получило некоторые сведения об этой системе в ходе нескольких встреч, начиная с прошлого года, с группой экспертов мирового уровня в области финансовых технологий. Систему уже представили самому Ушакову. В нынешнем виде она вот-вот получит «зеленый свет» от российского правительства. После прохождения серии тестов рассматриваемую систему можно будет представить всем членам БРИКС-10 перед саммитом в Казани.
Все это связано с публичным заявлением Ушакова о том, что конкретной задачей на 2024 год является повышение роли БРИКС в международной валютно-финансовой системе.
Ушаков вспоминает, как в Йоханнесбургской декларации 2023 года главы государств БРИКС обратили особое внимание на увеличение расчетов в национальных валютах и укрепление корреспондентских банковских сетей.
Целью было продолжить развитие «механизма пула условных валютных резервов, прежде всего в части применения валют, альтернативных доллару США».
В обозримом будущем — никакой единой валюты
Все вышеперечисленное указывает на серьезные вопросы, которые сейчас проговариваются в Москве в рамках российско-китайского партнерства, а вскоре выйдут на более широкое обсуждение среди стран-участниц БРИКС-10: альтернативы доллару США во взаиморасчетах, наращивание торговли между «дружественными странами» и контроль над оттоком капитала.
Рябков сделал важный вклад в дебаты, заявив недавно, что БРИКС не обсуждает введение единой валюты:
«Если мы говорим о единой валюте — по аналогии с тем, что было создано Евросоюзом, — то едва ли в обозримой перспективе это возможно. Если же мы говорим о клиринговых формах взаимозачета типа ECU на ранней стадии развития Евросоюза (то есть отсутствие реального платежного средства, но возможность более эффективно использовать имеющийся у стран ресурс во взаиморасчетах — чтобы избегать потерь на разнице в курсах и так далее), то это именно и есть тот путь, по которому, как я считаю, БРИКС должен двигаться. Это находится на рассмотрении».
По мнению Рябкова главный вывод заключается в том, что странам БРИКС не следует создавать валютно-финансовый альянс; им нужны платежные и расчетные системы, которые не зависят от изменчивого «мирового порядка, основанного на правилах».
Именно вокруг этого сфокусированы идеи и эксперименты, уже разработанные министром интеграции и макроэкономики Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Сергеем Глазьевым, как он пояснил в эксклюзивном интервью, а также новаторский проект, который вот-вот должен получить одобрение со стороны российского правительства.
Рябков подтвердил, что над проектом беспрерывно работает «группа экспертов, возглавляемая минфинами и представителями центральных банков соответствующих стран». Кроме того, идут консультации в других форматах, с участием представителей «исторического Запада».
Вывод самого Рябкова отражает то, к чему стремится объединение БРИКС в целом: «В совокупности мы должны выйти на продукт, который был бы, с одной стороны, достаточно амбициозным (потому что дальше терпеть диктат Запада в этой сфере невозможно), но при этом и реалистичным, не оторванным от земли. То есть продукт, который был бы работоспособным. И это все должно быть представлено в Казани на рассмотрение лидеров».
Вкратце: БРИКС может оказаться на пороге серьезного прорыва. Это зависит всего лишь от того, даст ли добро российское правительство.
Теперь сравните страны БРИКС, которые разрабатывают контуры новой геоэкономической парадигмы, с коллективным Западом, обдумывающим фактически кражу активов у России ради «черной дыры», которой сейчас является Украина.
Помимо того, что это де-факто объявление войны США и ЕС против России, это само по себе может привести к полному разрушению сложившейся мировой финансовой системы.
Кража российских активов, если она будет осуществлена, вызовет, мягко говоря, ярость как минимум двух ключевых членов БРИКС: Китая и Саудовской Аравии, которые обладают значительным экономическим весом. Подобный шаг Запада полностью разрушил бы принцип верховенства права, который теоретически лежит в основе глобальной финансовой системы.
Ответ России будет жестким. Российский Центробанк может мгновенно подать в суд и конфисковать активы бельгийской Euroclear, одной из крупнейших в мире расчетно-клиринговых систем, на счетах которой были заморожены российские резервы.
И это если не учитывать конфискацию активов Euroclear в России, которые составляют примерно 33 миллиарда евро. Поскольку у Euroclear заканчивается капитал, Центральному банку Бельгии придется отозвать свою лицензию, что приведет к масштабному финансовому кризису.
Вот вам пример столкновения парадигм: западный грабеж против системы равноправных торговых и финансовых расчетов в странах Глобального Юга.
Автор: Пепе Эскобар — Pepe Escobar — геополитический аналитик, специальный корреспондент портала Asia Times, колумнист издания The Cradle.
Оригинал
Перевод: Анна Полунина
Последние новости о развитии БРИКС, саммите в ЮАР, — в теме «Свободной Прессы».