Свободной земли для вас нет! - «Недвижимость» » Новости Дня Сегодня
Свободной земли для вас нет! - «Недвижимость» 15:00 Воскресенье 0 408
12-02-2017, 15:00

Свободной земли для вас нет! - «Недвижимость»


Свободной земли для вас нет! - «Недвижимость»

По имеющимся у «СП» данным, в настоящее время порядка 120 тысяч многодетных семей должны в соответствии с федеральным законодательством получить земельные участки для жилищного строительства. Как скоро законные права граждан будут реализованы, и как им себя вести в случае отказа?

Новелла о том, что российским семьям с тремя и более детьми государство должно предоставить земельные наделы, содержится в принятых еще в 2011 году поправках к Земельному кодексу и Федеральному закону «О содействии развитию жилищного строительства». Правда, в них же оговаривается, что конкретный порядок их раздачи должно определять местное законодательство.

И вот в конце декабря, спустя 5 лет, депутаты Мосгордумы наконец-то рассмотрели предложенный партией КПРФ соответствующий законопроект. Его разработчики, в частности, предлагали выделять многодетным семьям землю в зависимости от количества детей. Так, наделы площадью от 0,1 до 0,15 гектара коммунисты предлагали давать гражданам, имеющим 3 или четыре ребенка. Родители же пятерых и более детей могли бы уже рассчитывать на участок в 0,2 гектара. При этом особо оговаривалось, что участки должны предоставляться уже подключенными к централизованным коммунальным сетям.

Однако этот законопроект был отклонен. Как заявила в ходе обсуждения замруководителя столичного департамента городского имущества Анжела Гдлян, в случае принятия предложения КПРФ на территории Москвы пришлось бы найти под раздачу для 120 тысяч нуждающихся семей в общей сложности более 20 тысяч гектаров. Но ни в пределах МКАД, ни на присоединенных территориях сопоставимого количества земли у города в собственности нет. Более того, по словам вице-мэра Петра Бирюкова, для подобных целей ее нет и в радиусе 50 километров от границ мегаполиса. В принципе чиновники допустили, что необходимые участки можно выкупить у частных собственников. Но при цене 60 тысяч рублей за сотку такая операция обошлась бы минимум в 95 миллиардов рублей (с учетом работ по подключению к инженерным сетям — и того больше). В бюджет российской столицы подобные суммы вообще не заложены.

В связи с тем, что в пояснительной записке к законопроекту об источниках финансирования нет ни слова, председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике Михаил Антонцев посетовал, что в таком виде законодательную инициативу представителей КПРФ он не может рекомендовать к дальнейшему рассмотрению даже в качестве концептуальной идеи. И вообще, по его мнению, документ этот есть ни что иное, как чистой воды политический пиар на детях.

«СП» поинтересовалась у экспертов в юридических вопросах, каким образом многодетные семьи в принципе могут реализовать свое право на безвозмездное получение земельных участков?

Для начала заместитель генерального директора по юридическим вопросам АНО Экспертный центр «Консультант» Сергей Воронин напомнил, что при реализации своих прав на землю, если многодетная семья решает обзавестись фермерским хозяйством, она освобождается от ставки налога на землю и для нее снижается арендная плата. Также у семей есть шанс оформить беспроцентный банковский заем на развитие крестьянской или фермерской деятельности и освободиться от регистрационного сбора при осуществлении предпринимательской деятельности.

— Если же предположить, что вышеуказанный законопроект будет реализован, рассуждает эксперт, — то его применение сначала будет трактоваться чиновниками по-разному, в связи с чем для каждого истца решение суда может быть разное. Поэтому, считает эксперт, в данном случае более уместен будет судебный иск, который является отличной возможностью в полной мере реализовать семьям свои права и таким образом избежать разночтений закона.

Но, может быть, многодетные семьи хотя бы в теории требовать от Мосгордумы компенсаций за непредоставление положенных им по федеральным законам участков?

— Возможности для граждан обратиться к Мосгордуме с требованиями предоставления компенсации за неисполнение федерального закона действующее законодательство не предусматривает, — отмечает адвокат Олег Сухов. — Существует лишь возможность принудить власти столицы выполнить требования федерального законодательства.

Действительно, дополняет коллегу Сергей Воронин, новый законопроект устанавливает лишь первичные права и возможности для получения земельных участков, в связи с чем можно с уверенностью говорить о том, что компенсаторные возможности у органов власти будут сначала крайне невелики. Причем в бюджет подобные траты закладываться изначально не будут, а, следовательно, у многодетных семей не будет и возможности воспользоваться альтернативной компенсацией.

Так как же конкретно многодетные семьи должны действовать в этой ситуации? Подавать один коллективный иск или 120 тысяч разрозненных? И какими тогда будут их шансы на успех?

— В данном случае, — советует Сергей Воронин, — стоит подать коллективный иск, поскольку разрозненные иски могут быть переданы в разные суды и в разное время. Важно, что, когда одна и та же проблема затрагивает большую группу людей, они могут объединиться и подать один иск от всех. При этом не надо каждому ходить в суд по отдельности: добиться правды можно в ходе одного процесса. Как поясняет в таких случаях Верховный Суд, «лицо, ведущее административное дело в интересах группы лиц, действует в судебном процессе без доверенности, пользуется всеми правами и несет процессуальные обязанности административного истца, в том числе пользуется правом отказаться от административного иска, заключить соглашение о примирении». Проще говоря, суду будет достаточно только одного представителя из числа истцов, он будет обладать всеми правами, и в случае принятия решения о мирном разрешении спора с ответчиком такому представителю нет необходимости решать вопрос голосованием всей группы. С другой стороны, нужно понимать, что не все семьи будут готовы сами пойти в суд или даже просто поддержать коллективный иск. Таким образом примерное количество исковых заявлений будет не более 1000. А эту тысячу отдельных дел можно вполне успешно распределить по мелким судам, в которых также будет принято решение.

И в самом деле, уточняет Олег Сухов, при подаче коллективного иска граждане получат ряд существенных преимуществ. В частности, за счет объединения денежных ресурсов им будет куда легче нанять квалифицированного представителя, а коллективный характер жалобы придаст процессу больший резонанс. Кроме того, можно обратиться с жалобой в органы прокуратуры, вынуждая последние подать, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре», а также статей 45 и 46 ГПК РФ, иск в защиту неопределенного круга лиц. Также, поясняет он, сотрудники прокуратуры могут воспользоваться своим правом по осуществлению надзора за исполнением федеральных законов, предоставленным им статьей 29.2 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Что же касается шансов истцов на успех, то их, по мнению Олега Сухова, достаточно сложно оценить:

— С одной стороны, в практике Московского городского суда имели место решения, когда суд апелляционной инстанции указывал на правомерность неисполнения закона чиновниками ввиду отсутствия возможности его исполнения. Кроме того, суды столицы уже рассматривали иски, поданные представителями многодетных семей. В качестве конкретных примеров можно привести решения Перовского районного суда от 11 августа 2014 года № 2−4875/2014 и Нагатинского районного суда от 27 мая 2014 года № М-1989/2014 2−3011/2014 2−3011/2014~М-1989/2014 г. В удовлетворении требований истцов в обоих случаях было отказано. Согласно позиции судов, вопрос о выделении земельных участков под индивидуальное жилищное или дачное строительство многодетным семьям может быть рассмотрен только после того, как Мосгордумой будут утверждены условия и порядок их предоставления гражданам. До этого момента суд, в соответствии с данной точкой зрения, не может принять решение о понуждении собственника земли к отчуждению своего имущества в отсутствие правовых оснований.

Следует помнить и о позиции КС РФ по сходному делу жительницы Калининграда А.С. Янушкевич. Согласно определению КС РФ от 21 февраля 2008 года № 121-О-О, отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями его развития. И отказ в реализации предусмотренного законодательством права на получение земельного участка сам по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

С учетом того, что проблема имеет место уже в течение многих лет, резюмирует Олег Сухов, прокуратура, вероятно, уже успела занять определенную позицию по этому вопросу, и она не противоречит точке зрения городских властей на проблему. Отсутствие четко прописанной ответственности законодательных органов власти регионов за нарушение предписаний федеральных законов также ставит под сомнение перспективы подачи исков.

С другой стороны, эксперт заостряет внимание на том, что в судах Московской области уже успела сложиться достаточно обширная практика, связанная с истребованием многодетными семьями земельных участков. Во многих случаях истцам удалось добиться желаемого результата. Однако необходимо помнить о том, что, в отличие от столицы, здесь уже существует нормативная база для предоставления участков. Региональный закон № 73/201−03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» был принят еще 1 июня 2011 года.

— Впрочем, в Московской области, — поясняет Сухов, — проблема успела перейти в другую плоскость: местные власти начали в массовом порядке отказывать многодетным семьям в постановке на учет для получения земли по различным формальным предлогам. Чаще всего в этом качестве выступает ценз оседлости. Если выясняется, например, что глава семейства длительное время проживал за границами области, это используется в качестве основания для отказа в удовлетворении притязаний на землю.

Что ж, вероятно, в обозримой перспективе какой-либо компромисс между городом и многодетными семьями все же будет достигнут? Возможно, вместо земли им предоставят ее денежный эквивалент либо иной жилой фонд?

Олег Сухов довольно пессимистично оценивает такой вариант развития событий:

Возможность замены земельных участков денежными выплатами обсуждается как минимум с 2013 года, — говорит он, — однако никаких конкретных шагов в данном направлении московские власти так и не предприняли.

Но в то же время он допускает вероятность того, что к принятию соответствующего решения столичные власти все же может подтолкнуть опыт Санкт-Петербурга. С июня 2016 года там вступили в силу поправки к региональному закону от 6 декабря 2011 года № 710−136 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей». В соответствии с новой редакцией закона, многодетные семьи могут сделать выбор между получением земельного участка и предоставлением материальной компенсации в размере 300 тысяч рублей. В целом этот механизм работает достаточно эффективно, не вызывая нареканий со стороны граждан и в то же время отвечая интересам городских властей. И не исключено, что это станет для столичного руководства стимулом к заимствованию петербургского опыта.


По имеющимся у «СП» данным, в настоящее время порядка 120 тысяч многодетных семей должны в соответствии с федеральным законодательством получить земельные участки для жилищного строительства. Как скоро законные права граждан будут реализованы, и как им себя вести в случае отказа? Новелла о том, что российским семьям с тремя и более детьми государство должно предоставить земельные наделы, содержится в принятых еще в 2011 году поправках к Земельному кодексу и Федеральному закону «О содействии развитию жилищного строительства». Правда, в них же оговаривается, что конкретный порядок их раздачи должно определять местное законодательство. И вот в конце декабря, спустя 5 лет, депутаты Мосгордумы наконец-то рассмотрели предложенный партией КПРФ соответствующий законопроект. Его разработчики, в частности, предлагали выделять многодетным семьям землю в зависимости от количества детей. Так, наделы площадью от 0,1 до 0,15 гектара коммунисты предлагали давать гражданам, имеющим 3 или четыре ребенка. Родители же пятерых и более детей могли бы уже рассчитывать на участок в 0,2 гектара. При этом особо оговаривалось, что участки должны предоставляться уже подключенными к централизованным коммунальным сетям. Однако этот законопроект был отклонен. Как заявила в ходе обсуждения замруководителя столичного департамента городского имущества Анжела Гдлян, в случае принятия предложения КПРФ на территории Москвы пришлось бы найти под раздачу для 120 тысяч нуждающихся семей в общей сложности более 20 тысяч гектаров. Но ни в пределах МКАД, ни на присоединенных территориях сопоставимого количества земли у города в собственности нет. Более того, по словам вице-мэра Петра Бирюкова, для подобных целей ее нет и в радиусе 50 километров от границ мегаполиса. В принципе чиновники допустили, что необходимые участки можно выкупить у частных собственников. Но при цене 60 тысяч рублей за сотку такая операция обошлась бы минимум в 95 миллиардов рублей (с учетом работ по подключению к инженерным сетям — и того больше). В бюджет российской столицы подобные суммы вообще не заложены. В связи с тем, что в пояснительной записке к законопроекту об источниках финансирования нет ни слова, председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике Михаил Антонцев посетовал, что в таком виде законодательную инициативу представителей КПРФ он не может рекомендовать к дальнейшему рассмотрению даже в качестве концептуальной идеи. И вообще, по его мнению, документ этот есть ни что иное, как чистой воды политический пиар на детях. «СП» поинтересовалась у экспертов в юридических вопросах, каким образом многодетные семьи в принципе могут реализовать свое право на безвозмездное получение земельных участков? Для начала заместитель генерального директора по юридическим вопросам АНО Экспертный центр «Консультант» Сергей Воронин напомнил, что при реализации своих прав на землю, если многодетная семья решает обзавестись фермерским хозяйством, она освобождается от ставки налога на землю и для нее снижается арендная плата. Также у семей есть шанс оформить беспроцентный банковский заем на развитие крестьянской или фермерской деятельности и освободиться от регистрационного сбора при осуществлении предпринимательской деятельности. — Если же предположить, что вышеуказанный законопроект будет реализован, рассуждает эксперт, — то его применение сначала будет трактоваться чиновниками по-разному, в связи с чем для каждого истца решение суда может быть разное. Поэтому, считает эксперт, в данном случае более уместен будет судебный иск, который является отличной возможностью в полной мере реализовать семьям свои права и таким образом избежать разночтений закона. Но, может быть, многодетные семьи хотя бы в теории требовать от Мосгордумы компенсаций за непредоставление положенных им по федеральным законам участков? — Возможности для граждан обратиться к Мосгордуме с требованиями предоставления компенсации за неисполнение федерального закона действующее законодательство не предусматривает, — отмечает адвокат Олег Сухов. — Существует лишь возможность принудить власти столицы выполнить требования федерального законодательства. Действительно, дополняет коллегу Сергей Воронин, новый законопроект устанавливает лишь первичные права и возможности для получения земельных участков, в связи с чем можно с уверенностью говорить о том, что компенсаторные возможности у органов власти будут сначала крайне невелики. Причем в бюджет подобные траты закладываться изначально не будут, а, следовательно, у многодетных семей не будет и возможности воспользоваться альтернативной компенсацией. Так как же конкретно многодетные семьи должны действовать в этой ситуации? Подавать один коллективный иск или 120 тысяч разрозненных? И какими тогда будут их шансы на успех? — В данном случае, — советует Сергей Воронин, — стоит подать коллективный иск, поскольку разрозненные иски могут быть переданы в разные суды и в разное время. Важно, что, когда одна и та же проблема затрагивает большую группу людей, они могут объединиться и подать один иск от всех. При этом не надо каждому ходить в суд по отдельности: добиться правды можно в ходе одного процесса. Как поясняет в таких случаях Верховный Суд, «лицо, ведущее административное дело в интересах группы лиц, действует в судебном процессе без доверенности, пользуется всеми правами и несет процессуальные обязанности административного истца, в том числе пользуется правом отказаться от административного иска, заключить соглашение о примирении». Проще говоря, суду будет достаточно только одного представителя из числа истцов, он будет обладать всеми правами, и в случае принятия решения о мирном разрешении спора с ответчиком такому представителю нет необходимости решать вопрос голосованием всей группы. С другой стороны, нужно понимать, что не все семьи будут готовы сами пойти в суд или даже просто поддержать коллективный иск. Таким образом примерное количество исковых заявлений будет не более 1000. А эту тысячу отдельных дел можно вполне успешно распределить по мелким судам, в которых также будет принято решение. И в самом деле, уточняет Олег Сухов, при подаче коллективного иска граждане получат ряд существенных преимуществ. В частности, за счет объединения денежных ресурсов им будет куда легче нанять квалифицированного представителя, а коллективный характер жалобы придаст процессу больший резонанс. Кроме того, можно обратиться с жалобой в органы прокуратуры, вынуждая последние подать, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре», а также статей 45 и 46 ГПК РФ, иск в защиту неопределенного круга лиц. Также, поясняет он, сотрудники прокуратуры могут воспользоваться своим правом по осуществлению надзора за исполнением федеральных законов, предоставленным им статьей 29.2 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Что же касается шансов истцов на успех, то их, по мнению Олега Сухова, достаточно сложно оценить: — С одной стороны, в практике Московского городского суда имели место решения, когда суд апелляционной инстанции указывал на правомерность неисполнения закона чиновниками ввиду отсутствия возможности его исполнения. Кроме того, суды столицы уже рассматривали иски, поданные представителями многодетных семей. В качестве конкретных примеров можно привести решения Перовского районного суда от 11 августа 2014 года № 2−4875/2014 и Нагатинского районного суда от 27 мая 2014 года № М-1989/2014 2−3011/2014 2−3011/2014~М-1989/2014 г. В удовлетворении требований истцов в обоих случаях было отказано. Согласно позиции судов, вопрос о выделении земельных участков под индивидуальное жилищное или дачное строительство многодетным семьям может быть рассмотрен только после того, как Мосгордумой будут утверждены условия и порядок их предоставления гражданам. До этого момента суд, в соответствии с данной точкой зрения, не может принять решение о понуждении собственника земли к отчуждению своего имущества в отсутствие правовых оснований. Следует помнить и о позиции КС РФ по сходному делу жительницы Калининграда А.С. Янушкевич. Согласно определению КС РФ от 21 февраля 2008 года № 121-О-О, отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями его развития. И отказ в реализации предусмотренного законодательством права на получение земельного участка сам по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан. С учетом того, что проблема имеет место уже в течение многих лет, резюмирует Олег Сухов, прокуратура, вероятно, уже успела занять определенную позицию по этому вопросу, и она не противоречит точке зрения городских властей на проблему. Отсутствие четко прописанной ответственности законодательных органов власти регионов за нарушение предписаний федеральных законов также ставит под сомнение перспективы подачи исков. С другой стороны, эксперт заостряет внимание на том, что в судах Московской области уже успела сложиться достаточно обширная практика, связанная с истребованием многодетными семьями земельных участков. Во многих случаях истцам удалось добиться желаемого результата. Однако необходимо помнить о том, что, в отличие от столицы, здесь уже существует нормативная база для предоставления участков. Региональный закон № 73/201−03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» был принят еще 1 июня 2011 года. — Впрочем, в Московской области, — поясняет Сухов, — проблема успела перейти в другую плоскость: местные власти начали в массовом порядке отказывать многодетным семьям в постановке на учет для получения земли по различным формальным предлогам. Чаще всего в этом качестве выступает ценз оседлости. Если выясняется, например, что глава семейства длительное время проживал за границами области, это используется в качестве основания для отказа в удовлетворении

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl