Материал комментируют:
Юрий Эхин
В ходе последнего Ялтинского экономического форума министр строительства и ЖКХ Михаил Мень заявил, что опыт столичной реновации жилья может быть распространен еще на шесть крупнейших городов России. В число «счастливчиков», по словам чиновника, однозначно попадает Санкт-Петербург, а компанию ему, скорее всего, могут составить Ростов, Сочи, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар и иные крупные субъекты. Причем приоритет применения реновационных механизмов будет распространяться на ветхое жилье с высокой инвестиционной привлекательностью земельного участка под жилую застройку.
Ключевым моментом в этом заявлении, полагают некоторые эксперты, является не сам факт распространения опыта реновации на регионы, а как раз та самая «высокая инвестиционная привлекательность земли». Поскольку, заявил в беседе с корреспондентом «СП» архитектор, эксперт по жилищной политике в городе Москве Юрий Эхин, главная суть затеянной в столице реновации заключается в глубоком коммерческом интересе, а сам закон о реновации №?141-ФЗ написан так, что создает идеальную коррупционную схему, позволяющую невозбранно переложить из городского бюджета в нужные карманы порядка 1,5 триллиона рублей.
— И это, — заверил он, — только начало. Там есть еще более тяжелые последствия. Например, сама кампания за реновацию стартовала с заявления Сергея Собянина о том, что московские пятиэтажки находятся в аварийном или предаварийном состоянии. И через 10?15 лет они придут в полную негодность, поэтому надо сделать все, чтобы москвичи стройными рядами пошли в сторону замены своего жилья в подобных объектах.
«СП»: — Разве это неправда?
— Как минимум неправда. Объясню, почему. Те пятиэтажки, которые уже снесли, входящие в так называемые «сносимые серии», действительно, исчерпали свой срок, отслужив вместо запланированных 25 лет все 50. Конечно, их надо было сносить, я сам говорил об этом лет 25 назад. Но «хрущевки» так называемых несносимых серий, что панельные, что кирпичные, гарантированно отслужат свои 125?150 лет. Кстати, обратите внимание, что снесенные панельные пятиэтажки прослужили в два раза дольше, чем предусматривалось проектом. То же самое, я уверен, произойдет и с нынешними домами. Кирпичные строения, как известно, стоят и по 300, и по 400 лет безо всяких угроз для окружающих.
Аварийность и ветхость домов определяется по состоянию несущих конструкций, фундаментов и перекрытий, и все. А плохое состояние дверей, полов, сантехники и всего того, о чем говорил мэр Москвы, к этому никакого отношения не имеет. Но люди в тот момент поверили и бросились голосовать за программу через сайт «Активный гражданин», к слову, не сертифицированный для подобных мероприятий.
Кроме того, если мы вспомним, то Сергей Собянин поначалу возмущенно отвергал саму возможность использования для реновации домов, построенных по другим программам. Тем не менее в конце прошлого года несколько таких зданий, абсолютно не соответствующих заявленным параметрам (например, увеличенной на 30% площади квартир), для этой цели было все же выкуплено. По странному стечению обстоятельств это примерно 5500 квартир.
«СП» — Что же здесь такого странного?
— Обратите внимание, что закон о реновации позволяет жителям дома выйти из программы ровно до того момента, как в нем будет подписан первый договор мены или акт о передаче жилья очереднику. После этого выйти из программы уже нельзя. И сопоставляя количество домов, планируемых к реновации, с количеством квартир в этих выкупленных первых домах, мы получаем примерный паритет. Который говорит о том, что есть цель буквально «пригвоздить» все пятиэтажки к программе реновации и не дать им из нее вырваться.
«СП»: — К чему такая жесткость? Чтобы освободить землю? Что тогда на ней будут строить и почему?
— Земля освобождается для возведения на этих площадках более многоэтажного и более плотно стоящего жилья. Небольшая часть квартир пойдет бывшим жителям пятиэтажек, но все остальное будет продаваться на коммерческой основе, об этом мэр говорил сам. Получается четкая схема — Собянин выделяет деньги из бюджета Фонду реновации, хозяином которого, собственно, он же и является. Вспомните также и о том, что весной прошлого года внесший законопроект о реновации депутат Госдумы Николай Гончар первоначально заявлял, что стоимость квадратного метра жилья по реновации будет снижена до 40 тысяч рублей, так как не придется никому делать «откаты», размер которых достигает в Москве 50% от стоимости проекта. Но уже осенью того же года глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин отмечал, что себестоимость квадратного метра по реновации будет составлять уже порядка 90 тысяч рублей. Более чем двукратная разница! Но независимые московские девелоперы говорят, что с учетом затрат на земельный участок, откатов и прочего общая себестоимость квадратного метра жилья в столице колеблется на уровне 70?75 тысяч рублей. Как говорится, почувствуйте разницу! Ведь Фонд реновации и мэрия землю под дома приобретают фактически бесплатно, согласования сокращены, откуда же такая стоимость вдруг взялась?
«СП»: — А что будет с так называемыми «конструктивистскими» домами, которые были возведены в Москве в начале XX века? «Архнадзор» отстоял для них статус памятников культуры, однако мэрия Москвы, согласившись на это, все равно заявляет о расселении этих зданий и использовании их после реставрации по своему усмотрению. Не приспособят ли их в конце концов под торговые центры или еще что-нибудь подобное?
— Такое компромиссное решение приняла Москомархитектура. По поводу того, что же делать с этими домами, была целая дискуссия в Союзе архитекторов. Я вижу в этом какой-то подвох. Например, почему нельзя эти дома отреставрировать и вновь заселить? Это общемировая практика. Они ветхие? Отлично, расселяем, реконструируем, заселяем снова — и жители проживают там уже во вполне комфортных условиях. Это же здорово! Но нет, сам зампред Госдумы Петр Толстой открыто говорит о том, что заселять эти дома обратно нельзя, иначе их бывшим жителям будет завидно.
«СП»: — В начале беседы вы упомянули о том, что реновация — идеальная коррупционная схема для невозбранного перекладывания триллионов рублей в нужные карманы. Как такое может получиться?
— Смотрите, в самом начале запуска программы реновации чиновники заявляли о том, что в ее рамках будет построено за три с половиной триллиона рублей в течение пятнадцати лет 75 миллионов квадратных метров жилья. Потом эта цифра опустилась до 60 миллионов. Теперь же Марат Хуснуллин говорит о 30 миллионах квадратных метров. А сумма-то в три с половиной триллиона, заложенная на все это строительство, не снижается, остается прежней. Вновь обратимся к Хуснуллину. В следующем году, утверждает он, в Москве будет возведено 5 миллионов квадратных метров жилья. Я сразу перемножаю 5 миллионов квадратных метров на 15 лет реновации, у меня получается как раз те самые 75 миллионов квадратных метров. Но если за первый год построят из 30 миллионов квадратных метров жилья сразу 5, то тогда выходит, что вся программа должна пройти всего за 6 лет. А если еще из этих трех с половиной триллионов рублей примерно половина уйдет на откаты, куда же она конкретно пойдет? Вот этой ясности нет до сих пор.