Материал комментируют:
Алексей Кротов
Юрий Эхин
Когда разговор заходит о программе так называемой «реновации московских пятиэтажек», следует четко понимать, что конкретно под этим подразумевается. Само по себе слово «реновация» означает возобновление и ремонт, и это как раз то, что совершенно необходимо столице. Если же понимать под этим полный снос крепких домов (то, что фактически предлагают сейчас власти жителям мегаполиса), то программа вызывает у специалистов в области архитектуры непонимание и множество вопросов.
Так, член Союза архитекторов России, эксперт по жилищной политике Юрий Эхин, еще в 2004 году доказавший несбыточность национального проекта «Доступное жилье», в беседе с корреспондентом «СП» заявил:
— Уничтожение более 5 тысяч жилых многоэтажек, во-первых, противоречит действующему законодательству. Во-вторых, плотность застройки в ходе реализации программы увеличится в «реновируемых» районах как минимум в три раза по сравнению с существующей. Если сейчас плотность пятиэтажек составляет примерно 8 тысяч квадратных метров на гектар, то планируется, что это будет уже 25 тысяч «квадратов» на гектар.
«СП»: — Расскажите вкратце, чем это плохо?
— Здесь целый ряд негативных вещей, на мой взгляд. Но первое — это снижение санитарных норм и, в частности, серьезное снижение уровня инсоляции. Также это уменьшение количества зелени и сокращение парковочных мест. Кстати говоря, строители во всем мире еще лет 40 назад пришли к выводу, что высотная застройка (а, скорее всего, именно дома высотностью от 16 до 25 этажей и будут строиться в рамках реновации), вредна для здоровья.
При этом Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России и руководитель собственной архитектурной мастерской Алексей Кротов, обратил внимание на еще одну важную проблему: в России все функции госвласти сосредоточены в одном городе. А в той же Германии, которая свои «хрущевки» успешно как раз перестроила, а не снесла, практически каждый город является относительно самостоятельным административным центром.
— По факту, — подчеркивает эксперт, — сейчас каждый десятый россиянин является жителем Москвы. После реновации это будет, наверное, уже каждый пятый. У нашей страны огромные территории, а вместо того, чтобы их заселять, надувается какой-то пузырь в виде нескольких городов, создаются некие агломерации. Однако нужно понимать, что города как таковые с их радиально-кольцевой схемой пришли к нам из Средневековья. Но современный город в плане движения транспортных потоков должен быть линейным, тогда он будет беспроблемным. У нас же сейчас весь транспорт идет к центру, создавая большие трудности. И с увеличением населения они будут только возрастать. Вообще для Москвы 7 миллионов жителей — это предел. А только по официальным данным тут сейчас проживает 12 с половиной, по неофициальным же — все 15. И будет еще больше. Значит, количество тех же пробок тоже будет больше.
— Буквально на днях, — добавляет Юрий Эхин, — Сергей Собянин заявил, что Москву нужно увеличивать. Называлась даже цифра — до 35 миллионов жителей. Его заместитель Марат Хуснуллин летом оперировал схожей цифрой в 30 миллионов. Это означает, что власти настроены на серьезное увеличение плотности застройки, причем открыто говорится о том, что это будет достигаться путем перетекания жителей мелких сел и городов в столицу. Таким образом мегаполис принимает какие-то совершенно невообразимые размеры. К сожалению, положительных примеров функционирования городов таких масштабов попросту не существует. Есть и еще один нюанс — ломая пятиэтажки, мы ломаем Россию. Мы всех собираем в Москву, а остальные земли оголяем. Еще и сносим промышленные предприятия, тот же ЗиЛ отдаем под жилую застройку. А дальше что?
«СП»: — Действительно, что?
— А дальше коллапс. Где, например, брать мощности для столь плотной застройки по воде, канализации, газоснабжению если 15% производственных мощностей предполагается также сравнять с землей? И потом, люди, живущие в городе, выезжают из него на отдых. Значит, потребуются еще и земельные участки для дач неподалеку. И каждые выходные пробки на въезд и выезд будут увеличиваться. Зачем вот это все, ради чего? Четкого ответа, что все это разумно хоть с какой-нибудь точки зрения, я не услышал ни от кого.
«СП»: — Есть ли в принятом законе о реновации какие-то критические несоответствия или неточности, которые потом могут привести к необратимым последствиям.
— О! Таких несоответствий там много. Правда, здесь нужно уточнить, что под этим имеется в виду. Если мы говорим о несоответствии законам или несоответствии мировой практике застройки, то да, это присутствует. Кроме того, этот закон буквально развязывает руки правительству Москвы и создаваемому Фонду реновации. Они сами определяют районы реновации, сами определяют методы якобы опроса жителей, результаты которого преподносятся в виде истины в последней инстанции, которую нельзя каким-то образом перепроверить. Но дело в том, что во всех развитых странах действует демократия. То есть там власти города, включая и главного архитектора, и шагу не могут сделать без одобрения жителей. Референдумы там проводятся даже по самому незначительному поводу. У нас же, фактически перестраивая весь город, снося крепкий жилой фонд, выселяя собственников без их одобрения, делают все, что приведет к коллапсу в городе.
«СП»: — Например?
— Например, в Москве, по сравнению с Токио, дорог меньше в семь раз. Поэтому у нас любой ввод в строй путепровода преподносится как грандиозная победа. Однако из того же соотношения протяженности дорог в российской и японской столицах — 4000 и 27000 километров — становится понятно, что люди, взявшиеся за радикальную перестройку самого крупного европейского города, каковым является наш мегаполис, попросту не понимают, чем они занимаются. Или же закрадывается мысль, что как раз понимают, но делают специально то, что приведет к ухудшению всего.
«СП»: — Если увеличится площадь застройки, не начнет ли Москва еще и активно проваливаться под весом новых многоэтажек?
— Хочется верить, что нет. У нас, — констатирует Алексей Кротов, — сфера проектных изысканий хоть как-то налажена, специалисты работают грамотные, все понимают. Но ведь при подобных масштабах строительства всегда что-то происходит. С точки зрения чрезвычайных происшествий будет только хуже. Представьте себе, произошла какая-то техногенная катастрофа, и весь район отключили от электричества. А у нас 25-этажные дома, в которых не работают лифты. И что делать? Воды нет, канализация не работает.
— В Москве существует всего две пожарные лестницы, которые достают до 16-го этажа, — приводит небольшую статистику Юрий Эхин. — Причем находятся они в Подольске. И пока они проедут оттуда по московским пробкам до места катастрофы, здание просто сгорит, ведь счет в таких случаях ведется буквально на минуты.
— По нормам второй путь эвакуации — через окно. Специально делается простенок, чтобы человек мог, скажем, где-то на карнизе дождаться приезда спасателей. Но как они прибудут, если все внизу заставлено машинами? — задается вопросом Алексей Кротов. — А ведь случаев подобных, когда спасатели не могли начать по этой причине полноценно работать, уже было немало.
«Масла в огонь» подливают и климатологи. Они, в частности, заявили, что в последнее время в мегаполисе усилились так называемые «взрывные» конвективные процессы, когда насыщенный влажный воздух, поднимаясь вверх, образует грозовые тучи. Именно благодаря этому явлению в мае 2017 года столицу проверил на прочность ураган. Его разрушительное воздействие, к слову, было бы не таким заметным, если бы не особенность городской застройки, на которую указали представители МЧС: улицы создают так называемый «эффект туннеля», в связи с чем скорость ветра усиливается, при этом воздушный поток получает возможность внезапно менять направления. Кроме того, метеорологи не исключили учащения в столице и так называемых «волн жара» (одну из таких москвичи пережили в 2010 году). В числе основных причин, провоцирующих данное явление, называется увеличение площадей бетонных стен многоэтажных зданий, большое количество «упакованных» в плитку земельных участков и катастрофическое снижение количества зеленых насаждений в «старых» границах города. Ситуацию, по мнению ученых, могло бы спасти сплошное озеленение бывших промзон, однако вместо этого власти планируют возвести на этих территориях самое малое еще 2 миллиона квадратных метров жилья, что экологическую ситуацию, естественно, только усугубит.
Еще одна немаловажная проблема, о которой все почему-то молчат, считает Юрий Эхин, заключается в том количестве мусора, который образуется в результате сноса попавших под «реновацию» столичных пятиэтажек:
— Мы с коллегами подсчитали, что если весь хлам загрузить в «КамАЗы», то получится 25 миллионов грузовиков. Их колонна займет расстояние от Земли до Луны или 10 раз спокойно обернется вокруг экватора. И куда этот мусор денется? Ведь почему та же Европа не пошла по пути сноса домов? Там все очень хорошо подсчитали и выяснили, что это либо будет стоить огромных денег, либо потребует огромных площадей для захоронения отходов. Сергей Собянин тоже признал, что утилизация строительного мусора — серьезная проблема. И даже пообещал подумать, как ее решить. В столичном регионе подобного масштаба мусорных полигонов нет. Сейчас вроде бы открывают полигон во Владимирской области, чтобы свозить туда отходы сноса. Но когда реновация начнется во Владимире, им куда мусор девать? Никто ясного ответа на этот вопрос пока так и не дает.