Терминатора Мутко отправили на зачистку строительных магнатов - «Недвижимость» » Новости Дня Сегодня
Терминатора Мутко отправили на зачистку строительных магнатов - «Недвижимость» 07:00 Четверг 0 499
17-05-2018, 07:00

Терминатора Мутко отправили на зачистку строительных магнатов - «Недвижимость»



Материал комментируют:
Терминатора Мутко отправили на зачистку строительных магнатов - «Недвижимость»

Вадим Черданцев

Павел Шапкин

Если бы заголовок этого материала был выдержан в духе «все строители России вздрогнули, когда узнали, кто будет решать все вопросы в отрасли», пожалуй, вряд ли кто-то счел бы это кликбейтом. Потому что, во-первых, кандидатура Виталия Леонтьевича на пост вице-премьера в обновленном составе российского правительства была, как говорится, «на полном серьезе» предложена новоиспеченным премьером Дмитрием Медведевым, а, во-вторых, слишком свежи в народной памяти деяния и перлы Мутко на ниве спорта. Один только «лет ми спик фром май харт» чего стоит!

Осмысливая столь неожиданное политическое решение, «СП» попыталась разобраться — действительно ли от этого чиновника хотят, чтобы он сделал строительную отрасль по-настоящему «ноу криминалити», или это просто кадровая перестановка из разряда «своих не бросаем»?

— Назначение Мутко — это неожиданный и любопытный политический ход с учетом «токсичности» нового назначенца, — полагает юрист, специалист по реформам Вадим Черданцев. — Собственно, от него никто не ожидает результатов. Возможно, в этом таится скрытый замысел руководителей страны. Строительная отрасль демонстрирует инертность на реформы и круговую поруку. Именно стройка (вместе с таможней) не дала России покорить рейтинг Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, и в этой части прошлые «майские» указы Владимира Путина не выполнены. Теперь про рейтинг не говорится, зато на провальное направление назначается Мутко. Такое кадровое решение, помимо заявленной премьер-министром стойкости перед внешними факторами, несет в себе непредсказуемость и перемены. В первую очередь, встряска ждет бюрократический аппарат, который регулирует отрасль. Очевидно, скоро начнутся кадровые перемены.


«СП»: — И что же может произойти с отраслью за ближайшие 6 лет под руководством Мутко?

— Первоочередные изменения произойдут в команде, курирующей строительный сектор. Мутко — терминатор, который зачистит старых управленцев. Новые люди займутся внедрением проектного финансирования взамен долевого строительства жилья, увеличением объемов ввода жилья в стране, новыми стандартами жилья, а также развитием ипотечного рынка. Ключевой вопрос — будет ли развита идея создания мега-девелоперов с государственным участием и, соответственно, увеличена доля присутствия государства на рынке строительства жилья, или же власти будут активнее стимулировать частных застройщиков? За шесть ближайших лет отрасль либо перейдет под контроль государства, либо будет найден баланс частного и государственного.

«СП»: — Какие реальные проблемы сейчас стоят перед отраслью строительства и какими путями их можно решить?

— Если в общем, то российский рынок жилья представляет собой морально устаревший жилой фонд. Срок эксплуатации массово построенных в 50?80е годы домов подходит к концу и нужно срочно решить вопрос обновления жилого фонда. Отсюда появились цифры по ежегодному вводу жилья 120 млн «квадратов», что в полтора раза больше текущих значений. В вопросе «сносить или реконструировать» власти, по-видимому, продемонстрировали свою позицию на примере московской программы реновации. Следующие вопросы на повестке — что строить на месте снесенного и за чей счет? Ждет ли российские города микрорайоная или квартальная застройка? Будет ли государство решать вопрос обновления жилфонда административно-директивным способом и за счет бюджета или поддержит рыночные механизмы и частных девелоперов. Основной вызов в настоящее время — поиск баланса между частными интересами и государственной необходимостью. Строительная отрасль сейчас стоит перед собственным Рубиконом.

«СП»: — И по какому пути может пойти развитие приоритетных национальных программ в сфере строительства? Сможет ли предлагаемый вице-премьер выполнить свежие «майские указы» в необходимом объеме к указанному сроку?

— Новый вице-премьер выходит на «минное поле». В настоящее время напряжение в отрасли достаточно велико. Застройщики не довольны проектным финансированием, т.к. увеличится их зависимость от государственных крупных банков. Неясно, будут ли частные компании привлечены к государственной программе реновации жилья, что поднимает вопрос об увеличение мощи государственных девелоперов и прямой конкуренции. Также неясно, каким путем пойдет регулирование отрасли, каким образом будут приняты новые стандарты жилья и так далее. Другими словами, шаг вправо, шаг влево — и мина. При этом власти ставят цель наращивать жилищное строительство. Вероятнее всего, государство займет более активную роль в строительстве, доля частного рынка в ближайшие 6 лет сократиться. Сможет ли Мутко выполнить свежие «майские указы» — это вопрос с непредсказуемым ответом. Важнее подумать на тему, какой ценой высокопоставленный чиновник этого достигнет. Хочется верить, что регулирование строительной отрасли не будет воспринято как соревнование, где за квадратные метры развернется борьба государства и частных интересов.

«СП»: — Может быть, следовало бы не продолжать в сфере строительства взятый курс на банковское финансирование первичного жилья или сейчас, а, пока предоставляется возможность, повернуть вектор развития отрасли в какую-то иную сторону?

— Идея с проектным финансированием строительства, на мой взгляд, здравая. Долевое строительство как инструмент решения жилищного вопроса граждан несет в себе давно известные риски недостроев и долгостроев, которые за 10 лет не удалось минимизировать до необходимого предела. Граждане не могут и не должны нести такие риски. Проблема заключается в другом — присутствие государства в экономике растет, что создает конфликт интересов и прямую конкуренцию с ним в отрасли. Это воспринимается как угроза выживания. Проектное финансирование создает ситуацию, когда государство через госбанки сможет контролировать хозяйственную деятельность частных застройщиков. Тут еще совпало с запуском масштабной программы реновации жилья в Москве и другими активностями федеральных и региональных властей. В общем, частные застройщики восприняли все это болезненно. Для снятия напряжения необходимо четкое разделение функций государства как регулятора и как игрока в строительной отрасли. Здесь активную роль могли бы проявить антимонопольные органы. Также в программах реновации жилья (на примере той же Москвы) могли бы найти больше мест для частных компаний. И, конечно, необходимо сокращение числа административных процедур в строительстве и улучшение их качества. В упомянутом международном рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по показателю «Получение разрешения на строительство» Россия занимает 115 место, разместившись между Белизом и Гватемалой. Не здесь ли настоящее место для применения талантов Мутко?


Однако в том, что Виталий Мутко будет реально решать хоть сколько-нибудь серьезные вопросы строительства, большинство экспертов все-таки сомневается. Их позицию ясно выразил, в частности, председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин:

— То, что будет происходить в строительной отрасли России зависит не от работы вице-премьера, а от колебаний цены на нефть, — заявил он корреспонденту «СП». — Если цена на нефть будет держаться в районе 80 долларов за баррель и выше, то рынок постепенно оживет и платежеспособный спрос появится, хотя не ранее чем через год. Главный вопрос в области государственного регулирования жилищного строительства заключается в гарантиях того, что фирма, собравшая деньги на квартиры, не исчезнет, а стройка не станет вечной. Но этот вопрос решается в основном депутатами Госдумы. И решаться будет еще долго. Виталий Мутко же, скорее всего, будет заниматься трудным и долгим обсуждением на уровне правительства размеров ставок ипотечных кредитов. И каждые «-0,25%» будут восприниматься как его огромный вклад в развитие жилищного строительства в России.

Новости политики: В Кремле рассказали о предстоящей встрече Путина и Медведева


Материал комментируют: Вадим Черданцев Павел Шапкин Если бы заголовок этого материала был выдержан в духе «все строители России вздрогнули, когда узнали, кто будет решать все вопросы в отрасли», пожалуй, вряд ли кто-то счел бы это кликбейтом. Потому что, во-первых, кандидатура Виталия Леонтьевича на пост вице-премьера в обновленном составе российского правительства была, как говорится, «на полном серьезе» предложена новоиспеченным премьером Дмитрием Медведевым, а, во-вторых, слишком свежи в народной памяти деяния и перлы Мутко на ниве спорта. Один только «лет ми спик фром май харт» чего стоит! Осмысливая столь неожиданное политическое решение, «СП» попыталась разобраться — действительно ли от этого чиновника хотят, чтобы он сделал строительную отрасль по-настоящему «ноу криминалити», или это просто кадровая перестановка из разряда «своих не бросаем»? — Назначение Мутко — это неожиданный и любопытный политический ход с учетом «токсичности» нового назначенца, — полагает юрист, специалист по реформам Вадим Черданцев. — Собственно, от него никто не ожидает результатов. Возможно, в этом таится скрытый замысел руководителей страны. Строительная отрасль демонстрирует инертность на реформы и круговую поруку. Именно стройка (вместе с таможней) не дала России покорить рейтинг Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, и в этой части прошлые «майские» указы Владимира Путина не выполнены. Теперь про рейтинг не говорится, зато на провальное направление назначается Мутко. Такое кадровое решение, помимо заявленной премьер-министром стойкости перед внешними факторами, несет в себе непредсказуемость и перемены. В первую очередь, встряска ждет бюрократический аппарат, который регулирует отрасль. Очевидно, скоро начнутся кадровые перемены. «СП»: — И что же может произойти с отраслью за ближайшие 6 лет под руководством Мутко? — Первоочередные изменения произойдут в команде, курирующей строительный сектор. Мутко — терминатор, который зачистит старых управленцев. Новые люди займутся внедрением проектного финансирования взамен долевого строительства жилья, увеличением объемов ввода жилья в стране, новыми стандартами жилья, а также развитием ипотечного рынка. Ключевой вопрос — будет ли развита идея создания мега-девелоперов с государственным участием и, соответственно, увеличена доля присутствия государства на рынке строительства жилья, или же власти будут активнее стимулировать частных застройщиков? За шесть ближайших лет отрасль либо перейдет под контроль государства, либо будет найден баланс частного и государственного. «СП»: — Какие реальные проблемы сейчас стоят перед отраслью строительства и какими путями их можно решить? — Если в общем, то российский рынок жилья представляет собой морально устаревший жилой фонд. Срок эксплуатации массово построенных в 50?80е годы домов подходит к концу и нужно срочно решить вопрос обновления жилого фонда. Отсюда появились цифры по ежегодному вводу жилья 120 млн «квадратов», что в полтора раза больше текущих значений. В вопросе «сносить или реконструировать» власти, по-видимому, продемонстрировали свою позицию на примере московской программы реновации. Следующие вопросы на повестке — что строить на месте снесенного и за чей счет? Ждет ли российские города микрорайоная или квартальная застройка? Будет ли государство решать вопрос обновления жилфонда административно-директивным способом и за счет бюджета или поддержит рыночные механизмы и частных девелоперов. Основной вызов в настоящее время — поиск баланса между частными интересами и государственной необходимостью. Строительная отрасль сейчас стоит перед собственным Рубиконом. «СП»: — И по какому пути может пойти развитие приоритетных национальных программ в сфере строительства? Сможет ли предлагаемый вице-премьер выполнить свежие «майские указы» в необходимом объеме к указанному сроку? — Новый вице-премьер выходит на «минное поле». В настоящее время напряжение в отрасли достаточно велико. Застройщики не довольны проектным финансированием, т.к. увеличится их зависимость от государственных крупных банков. Неясно, будут ли частные компании привлечены к государственной программе реновации жилья, что поднимает вопрос об увеличение мощи государственных девелоперов и прямой конкуренции. Также неясно, каким путем пойдет регулирование отрасли, каким образом будут приняты новые стандарты жилья и так далее. Другими словами, шаг вправо, шаг влево — и мина. При этом власти ставят цель наращивать жилищное строительство. Вероятнее всего, государство займет более активную роль в строительстве, доля частного рынка в ближайшие 6 лет сократиться. Сможет ли Мутко выполнить свежие «майские указы» — это вопрос с непредсказуемым ответом. Важнее подумать на тему, какой ценой высокопоставленный чиновник этого достигнет. Хочется верить, что регулирование строительной отрасли не будет воспринято как соревнование, где за квадратные метры развернется борьба государства и частных интересов. «СП»: — Может быть, следовало бы не продолжать в сфере строительства взятый курс на банковское финансирование первичного жилья или сейчас, а, пока предоставляется возможность, повернуть вектор развития отрасли в какую-то иную сторону? — Идея с проектным финансированием строительства, на мой взгляд, здравая. Долевое строительство как инструмент решения жилищного вопроса граждан несет в себе давно известные риски недостроев и долгостроев, которые за 10 лет не удалось минимизировать до необходимого предела. Граждане не могут и не должны нести такие риски. Проблема заключается в другом — присутствие государства в экономике растет, что создает конфликт интересов и прямую конкуренцию с ним в отрасли. Это воспринимается как угроза выживания. Проектное финансирование создает ситуацию, когда государство через госбанки сможет контролировать хозяйственную деятельность частных застройщиков. Тут еще совпало с запуском масштабной программы реновации жилья в Москве и другими активностями федеральных и региональных властей. В общем, частные застройщики восприняли все это болезненно. Для снятия напряжения необходимо четкое разделение функций государства как регулятора и как игрока в строительной отрасли. Здесь активную роль могли бы проявить антимонопольные органы. Также в программах реновации жилья (на примере той же Москвы) могли бы найти больше мест для частных компаний. И, конечно, необходимо сокращение числа административных процедур в строительстве и улучшение их качества. В упомянутом международном рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по показателю «Получение разрешения на строительство» Россия занимает 115 место, разместившись между Белизом и Гватемалой. Не здесь ли настоящее место для применения талантов Мутко? Однако в том, что Виталий Мутко будет реально решать хоть сколько-нибудь серьезные вопросы строительства, большинство экспертов все-таки сомневается. Их позицию ясно выразил, в частности, председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин: — То, что будет происходить в строительной отрасли России зависит не от работы вице-премьера, а от колебаний цены на нефть, — заявил он корреспонденту «СП». — Если цена на нефть будет держаться в районе 80 долларов за баррель и выше, то рынок постепенно оживет и платежеспособный спрос появится, хотя не ранее чем через год. Главный вопрос в области государственного регулирования жилищного строительства заключается в гарантиях того, что фирма, собравшая деньги на квартиры, не исчезнет, а стройка не станет вечной. Но этот вопрос решается в основном депутатами Госдумы. И решаться будет еще долго. Виталий Мутко же, скорее всего, будет заниматься трудным и долгим обсуждением на уровне правительства размеров ставок ипотечных кредитов. И каждые «-0,25%» будут восприниматься как его огромный вклад в развитие жилищного строительства в России. Новости политики: В Кремле рассказали о предстоящей встрече Путина и Медведева

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl