Материал комментируют:
Елена Румянцева
В свое время владельцам построенных до 1 января 2012 года гаражей было официально обещано, что в течение 2019 года будет принят закон о гаражной амнистии, благодаря которому процесс регистрации гаражей будет, наконец, упрощен. И вот, наконец, с 1 января 2019 года вступили в законную силу соответствующие изменения в законе о государственной регистрации недвижимости.
Предполагается, что благодаря нововведениям многие застарелые проблемы регистрации прав собственности на уже возведенный гараж будут решены. Ранее это было очень проблематично из-за сложной правовой обстановки и в условиях заинтересованности городских властей в принудительном административном изъятии дефицитных городских территорий по основаниям отказа в оформлении законно построенных гаражей.
На этом фоне вызывает интерес тот факт, что московскими властями в период с 1994 по 2010 годы ставилась задача достижения установленного Генеральным планом развития города Москвы семидесятипроцентного показателя обеспеченности населения гаражами-стоянками (который в 2005 году составлял 38% в среднем по Москве). Между тем, в условиях установления в России федеральными властями упрощенного порядка регистрации гаражей (а по факту — борьбы с коррупцией при их регистрации на местном уровне) буквально за две недели до вступления в законную силу вышеуказанных изменений в законе о государственной регистрации недвижимости, правительство Москвы приняло решение о сносе гаражей, как раз попадающих под эту долгожданную «гаражную амнистию».
Читайте также
Национальной идеей россиян стало желание пережить эту власть
Василий Мельниченко о том, как россияне зря ждали от Путина отмены пенсионной реформы и других обманутых надеждах
Речь идет, в частности, о столичной территории по адресу район Северное Измайлово, квартал 48, 11-я Парковая улица, владение 45, где еще с 60-х годов прошлого века располагается более тысячи машиномест вступивших в кооператив москвичей.
«СП» поинтересовалась у эксперта, почему властями Москвы было принято такое решение, ведь они никак не могли не знать об уже согласованном и готовом вот-вот вступить в силу изменении федерального законодательства в части регистрации прав на давно построенные гаражи?
— По сути, из-за несуразностей, направленных на извлечение максимальных для недобросовестных государственных и муниципальных служащих благ в созданной для граждан «мутной водичке» произвола и коррупции, а не по вине граждан современные городские структуры в Москве и других населенных пунктах России не оформляли гаражи так, как это положено, — отмечает руководитель Центра экономической политики и бизнеса, эксперт по вопросам коррупции Елена Румянцева. — Целью ставилось высвобождение этих земель для своих нужд, нередко связанных, во многом, с развитием аффилированных с властью коммерсантов. Ситуация по гаражам типична в современном городском управлении и прослеживается также на примере предоставления субсидий из бюджета города Москвы ЖСК и ТСЖ на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Когда из-за таких же проблем, связанных с неграмотным законодательством и его неправильной трактовкой конкретными представителями органов исполнительной власти городские субсидии, о которых сегодня вообще местные органы власти скрывают информацию, чтобы их не предоставлять никому, все-таки предоставлялись до 2014 года. Однако с помощью придуманных схем они снимались, а жителям многоквартирных домов, соответственно, деньги не поступали.
«СП»: — Можете привести пример?
— Как минимум в одном ТСЖ прошли по данному поводу суды. ГКУ города Москва «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЗАО» не просто сняло дом с городской субсидии, а потребовало с его жителей вернуть 3 миллиона рублей из-за того, что ТСЖ взимал, получая субсидию, еще и взносы «на управленческие расходы» в размере 3 рублей с квадратного метра. К июлю 2018 года суды всех инстанций, включая Верховный суд, пришли к выводу, что получение ТСЖ платежей по статье «управленческие расходы» не влияет на его право на получение субсидии, поскольку указанные платежи не увеличивают ставку планово-нормативного расхода и имеют иную природу, чем платежи по статье «содержание жилья» как по основаниям установления платежа, так и по их назначению.
Но если бы ГКУ не подало на ТСЖ в суд с желанием вернуть субсидию на основе абсолютной несуразной, кем-то придуманной бюрократической зацепки, то никто бы и не узнал, что предписания жилищных инспекций в Москве по снятию с ЖСК и ТСЖ городских субсидий неправомерны и, очевидно, должны быть пересмотрены (возможно, при компетентном участии органов прокуратуры). Как и о том, что домам выплата субсидий должна быть не только возобновлена, но и компенсирована за предыдущие годы. Не хотелось бы, чтобы такая же история происходила бы и с гаражами, занимающими городские земли, по сути, на законных основаниях.
«СП»: — Что вы имеете в виду?
— Законные права гаражных кооперативов, намеченных сегодня московской властью под снос, никем, к сожалению, не обсуждаются, но и не сводятся исключительно к процедуре регистрации права собственности на гаражи. Когда действующие органы городской исполнительной власти перераспределяют занятые гаражами городские территории с помощью ими же созданных механизмов негативного администрирования, по сути, есть вопрос противодействия законодательным инициативам Госдумы по снижению коррупции и административного произвола на уровне муниципального управления, а не раскрытие данной проблемы с «нуля». Поэтому стоит обсуждать не только эти вкрапления в нормы права, а и вообще исполнение городскими властями норм федерального законодательства на местах, соблюдение ими не только федеральных законов в области регистрации ими же законных прав гаражных кооперативов, но и в целом гарантий государственных органов в отношении пользования ранее построенными гаражами.
В частности, обсуждаемое решение Президиума правительства Москвы не должно нарушать пункт 4 статьи 218, статьи 222 и 234 ГК РФ, а также пункт 3 статьи 17 и статью 35 Конституции РФ, противоречить социальным целям деятельности государства на всех уровнях. Земля для размещения гаражей на 11-й Парковой выделялась в бессрочное пользование Исполкомом района. Она не захватывалась, гаражи полностью соответствуют требованиям МГСН 1.01?99 и МГСН 5.01?01. Поэтому земля должна быть передана в бессрочное пользование гаражам, а не отнята у них. Или все машины должны быть бесплатно переведены в новый паркинг, построенный на том же месте.
Данный московский район, как и все другие, не должен состоять из одних неприглядных бетонных домов эконом-класса, а городская власть обязана своими решениями обеспечивать соблюдение всех действующих градостроительных нормативов, включая норматив обеспечения гаражами-стоянками, которых должно становиться больше, а не меньше, вследствие деятельности самих властей. Иначе район, и без того отсталый, пробочный и криминальный, станет худшим не только по столичным параметрам, но и по меркам уже беднейших африканских государств.
Власть, нередко наделяемая сегодня и в России вообще, и в Москве в частности завышенными полномочиями, не должна свои интересы противопоставлять интересам тысяч коренных жителей, разрушать многолетний опыт строительства за свои деньги жилых домов и гаражей.
Такими решениями и создаются парадоксы современной действительности, когда МЧС предлагают автовладельцам на время сильного ветра отгонять свои машины в гаражи, которые отбираются властями. И куда чисто физически поставить 1000 автомашин, если мест на временных паковочных местах уже давно нет, а сносы гаражей не компенсируются предоставлением мест в новых крытых и охраняемых паркингах?
«СП»: — Что предпринимают жители и есть ли у них хоть какой-то шанс отстоять свои права?
— К сожалению, коррупцией уже давно отработан механизм, когда с помощью подставного письменного заявления какого-нибудь одного недобросовестного товарища или небольшой группы лиц инициируются коррупциогенные решения, основанные на обмане граждан в связи с отъемом у них каких-либо материальных благ. Чтобы избежать применения такой схемы в отношении конкретных людей был инициирован сбор подписей и аргументов, почему на самом деле люди против сноса гаражей в этом районе.
И за короткий срок стало ясно, что уже сейчас как минимум 1000 человек из тех, кого непосредственно затрагивает решение о сносе, против такого развития событий. Причем у этой территории есть история ее захвата частными инвесторами, основанная, как жители полагают, как раз на использовании технологий их обмана.
«СП»: — Какие же аргументы они приводят в защиту своей позиции?
— Например, что в районе нет других мест, куда бы машины можно было бы перевести. Что многие из членов гаражных кооперативов — пенсионеры, а есть еще и инвалиды, а также малообеспеченные семьи с детьми. Все они из-за низких доходов не смогут уже приобрести для своих семей или для себя лично ни новый гараж, ни новый автомобиль. Стоимость гаража составляет сегодня минимум 600 тысяч рублей, или 3?4 годовые пенсии одного пенсионера.
Таким образом, как можно наблюдать, жители Москвы как бы понуждаются к обеспечению доходов аффилированных с властью узкой группы заинтересованных лиц, поскольку других мест для безопасного хранения автомобилей больше нет и не будет создано, пожалуй, уже никогда, когда все и без того застроено и чрезмерно уплотнено. Кроме того, в районе существуют высокие риски кражи автомобилей и их порчи, например, из-за высоких рисков падения огромного количества сухостойных деревьев в периоды сильных ветров при размещении автомобилей на временных общественных парковках. Эти места, к слову, по нормам права вообще не предназначены для круглосуточного хранения авто, что не мешает зарабатывать на этом эксплуатантам платных парковок в условиях ликвидации властями крытых автостоянок, построенных ранее и функционирующих на вполне законных основаниях.
Читайте также
«Единая Россия» к новым выборам отсекает оппозицию
Партия власти отрабатывает варианты безнаказанной фальсификации
Многие семьи, использующие гаражи для безопасного хранения своих неиспользуемых по сезонным причинам авто, понуждаются к тому, что должны будут ежедневно выбегать на улицу и следить за своим автомобилем, размещаемым где придется. А ведь для пожилых и маломобильных граждан, имеющих ограничения по здоровью, это будет очень тяжело. По идее, решение города о сносе гаражей не должно понуждать такие категории граждан к отказу от пользования автомобилем, не должно ущемлять права таких семей.
Это особенно актуально на фоне того, что многим россиянам вообще и коренным москвичам в частности коррупцией, злоупотреблениями властей нанесен такой ущерб, что им едва хватает средств на покупку продуктов питания и покрытие гипертрофированных платежей в сфере ЖКХ (а в Москве на фоне такого принудительного понижения уровня обеспечения гаражами-стоянками еще и самый высокий уровень платежей за капремонт, сосуществующий вместе с проблемами крупномасштабного воровства в ЖКХ).
Содержание же автомобиля при обсуждении уровня жизни граждан вообще не учитывается, а оно ведь обходится в существенную сумму — более 50 тысяч рублей в год. Понятно, что если место сезонного и безопасного хранения автомобиля отберут, а гаражи снесут, то тем самым несколько позже подведут граждан и к перспективе расставания с автомобилем, к невозможности в будущем совершать бюджетные поездки на дачу или в иные места отдыха, к сложностям в оказании помощи инвалидам в условиях поликлиники и так далее. Тут, наверное, есть над чем подумать, причем довольно давно.
Проблемы городской недвижимости: Россиян из аварийных бараков переселят в те, что покрепче