Управляющий розничным бизнесом ВТБ в УрФО Сергей Кульпин о ключевых итогах ушедшего 2017 года и о прогнозах на предстоящий 2018 год
Фото:
Евгения Яблонская для «БанкИнформСервис»
Итоги банка
Во-первых, можно отметить рост портфелей розничного бизнеса ВТБ.
Кредитный портфель розничного бизнеса ВТБ в Свердловской области за 11 месяцев с начала года вырос на 9,5% и составил 69,9 млрд рублей. Среди видов кредитования существеннее всего вырос портфель по ипотеке - на 15,8%, на 1 декабря он составил 38 млрд рублей.
Рост продаж кредитных продуктов наблюдался абсолютно по всем направлениям, в относительных значениях больше всего приросли автокредиты (за 11 месяцев она показали рост 70% по объему к аналогичному периоду прошлого года), а в абсолютных значениях сильнее всего приросли продажи ипотеки - клиенты получили на 2,8 млрд по объему больше, чем за 11 месяцев 2016 года.
Депозитный портфель розничного бизнеса ВТБ в Свердловской области за 11 месяцев с начала года вырос на 15,7% и составил 38,6 млрд рублей. При этом привлеченные средства юрлиц приросли сразу на 37,4%, до 6,5 млрд рублей.
Во-вторых, рост розничной сети Группы ВТБ.
В этом году мы активно расширяли свое физическое присутствие в уральских городах. В 2017 году мы открыли на территории УрФО семь новых офисов, в том числе один в Свердловской области - в Верхней Пышме. Этот офис стал первым для этого города-спутника Екатеринбурга и сразу привлек значительное количество клиентов, в том числе зарплатных клиентов в лице крупных верхнепышминских предприятий.
В-третьих, подготовка к присоединению ВТБ24 к ВТБ.
Весь 2017 год продолжалась подготовка к присоединению банка ВТБ24 к ВТБ, и уже в январе 2018 года мы откроемся после праздников под единым брендом. Была проделана колоссальная подготовительная работа, чтобы клиенты не почувствовали на себе никаких неудобств от этого процесса. В итоге клиенты смогут обслуживаться в прежних офисах и на прежних условиях, им не придется ничего переоформлять.
Три главных тренда уходящего 2017 года
1. Снижение ставок. Это, безусловно, главный тренд этого года, повлекший за собой следующие два. Тренд задал Центробанк, снизив ключевую ставку шесть раз в течение года - в целом на 2,25 п.п. Вслед за ключевой ставкой вниз пошли и банковские ставки по всем продуктам - как кредитным, так и сберегательным.
2. Рост спроса на рефинансирование кредитов. Из-за значительного снижения банковских ставок клиентам стала очевидна ощутимая выгода от рефинансирования кредитов, взятых под более высокие проценты в 2015-2016 годах. Например, сейчас среди всех выдач ипотеки в банке ВТБ на рефинансирование приходится порядка 30%, среди потребительских кредитов - 8%.
3. Переход на потребительскую модель поведения вместо сберегательной. Структура нашей розницы на рынке снова сдвигается в сторону кредитной модели - той, какой она была до конца 2014 года. В 2015-2016 годах у нас была сберегательная модель, а в 2017-м она снова стала смещаться в сторону кредитной. Этому опять-таки способствует снижение процентных ставок. Кредиты стали попросту доступнее: большее количество людей сейчас может позволить себе получить кредит. Если посмотреть по направлениям кредитования, то видно, что заметной тенденцией этого года является рост именно потребительского кредитования (за год на 8%). Это опять-таки позволяет уверенно говорить, что мы вернулись в кредитно-ориентированную модель.
Прогнозы на 2018 год
Снижение ставок. Мы предполагаем сохранение этого тренда и в 2018 году. Аналитики Группы ВТБ прогнозируют на 2018 год три снижения ключевой ставки по 25 б.п. В этом случае ставка на конец года составит 7%. Это даст возможность снижаться ставкам и по всем банковским продуктам. Два других тренда - дальнейший рост спроса на кредиты и дальнейший рост спроса на рефинансирование - станут логическим продолжением первого.