Управляющий кредитно-кассовым офисом «Екатеринбург - Региональный центр» банка Русский Стандарт Дмитрий Новоселов о ключевых итогах уходящего 2018 года и о прогнозах на 2019 год
Фото:
предоставлено банком
Из-за высокой волатильности иностранной валюты банки с целью снижения валютных рисков со стороны заемщиков стараются кредитовать своих клиентов в рублях.
Прирост кредитования в 2018 году во многом произошел за счёт розничного сегмента и достижения кредитными ставками исторических минимумов.
Среди основных трендов, будущее за которыми в грядущем году - курс на внедрение СБП, развитие электронной коммерции, рост популярности платежных приложений ApplePay, SamsungPay.
Итоги банка
Ускорение развития банковских технологий, особенно для удаленной коммуникации с клиентами - пожалуй, основное, чем запомнился год уходящий. ДБО активно персонализировалось, количество и качество услуг Интернет- и Мобильных банков, контактных центров росло.
В этом году банк произвел масштабный перезапуск Интернет-банка на новой платформе. Услуг, доступных для клиентов, стало больше, а управление ими осталось максимально простым и быстрым. Если смотреть на статистику Банка Русский Стандарт, то самый активный рост обращений клиентов был в чатах Интернет-банка RSB Online и Мобильном банке RSB Mobile Русского Стандарта. В первом полугодии он составлял 107%.
В уходящем году востребованность P2P-переводов у клиентов Русского Стандарта росла. Рост их количества в банке по сравнению с 2017 годом превысил 54%, более чем на 40% увеличилась общая сумма. Средний чек одной операции снизился на 9,3%: с 9 815 руб. в 2017 до 8 902 руб. в 2018 году.
В этом году банк разработал собственную технологическую платформу для сбора биометрических данных. В ноябре в одном из столичных отделений установили необходимое оборудование по сбору биометрии для передачи данных в Единую биометрическую систему. В планах Русского Стандарта - постепенное подключение всех своих офисов к этой системе. Немаловажно, что для клиентов удаленная идентификация бесплатна. Для тех же, кто не является клиентами банка, Русский Стандарт планирует преобразование интерфейса Интернет-банка и Мобильного приложения. Это будет своеобразный маркет-плейс продуктов и услуг для клиентов: страховой компании, инвестиционных инструментов, кредитного бюро, консьерж-сервиса.
Кстати, одной из отличительных черт года стало использование банкомата не только для получения наличных. Так, по данным банка, в первом полугодии 2018-го количество операций получения наличных в его банкоматах снизилось на 19,39% по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом, а общая сумма уменьшилась на 14,27%. Количество клиентов, которые кладут деньги на карту через банкоматы растет. В первом полугодии 2018 года, по данным банкоматной сети банка, пользователи АТМ в 4 раза чаще вносили деньги на банковскую карту, чем снимали средства с нее, конечно, с учетом погашения задолженности по кредитным картам.
Сейчас самой популярной услугой является оплата мобильного телефона в банкомате со средним чеком 687,33 руб. Второй по популярности платежный сервис в банкоматах - оплата ЖКУ со средней суммой 2714,97 руб., поскольку большинство таких транзакций проходит в столице, то такой средний чек актуален именно для Москвы.
Ключевые тренды 2018 года
Рост рублевых активов. Из-за высокой волатильности иностранной валюты банки с целью снижения валютных рисков со стороны заемщиков стараются кредитовать своих клиентов в рублях. Не последнюю роль в снижении привлекательности валютных кредитов играет стремление регулятора к дедолларизации экономики путем повышения нормативных требований к валютным активам. Снижение доли валютных пассивов (сжатие внешнего рынка для российских заемщиков, снижение доли валютных вкладов) также подталкивает банки к модели «рублевые пассивы - рублевые активы».
Прирост кредитования. Прирост во многом произошел за счёт розничного кредитования и достижения кредитными ставками исторических минимумов. Корпоративное кредитование выросло как за счёт эффекта низкой базы, так и отложенного спроса на кредитные ресурсы в капиталоемких отраслях промышленности. Судя по прогнозам роста номинального ВВП на ближайшие годы, говорить об устойчивости роста кредитования экономики и начале нового кредитного цикла, по-видимому, преждевременно.
В Банке Русский Стандарт отмечают усиление развития электронной коммерции в 2018 году. Параллельно растет и рынок интернет-эквайринга. По данным банка, обороты онлайн-покупок в 2018 году выросли на 69,6% по сравнению с 2017. Говоря про рост среднего чека в интернет-эквайринге - можно отметить, что значительно прибавил сегмент «такси»: рост на 41% от 302 руб. в 2017 году до 424 руб. в 2018 году. А, например, в таком популярном направлении как оплата онлайн билетов в кино - средний чек снизился на 8% с 759 руб. в 2017 году до 710 руб. в 2018 году.
Прогнозы на 2019 год
Согласно прогнозам аналитического департамента Русского Стандарта, по итогам года в банке ожидаются следующие показатели роста: ВВП - 1,6%-1,7%, инфляция - 3,0%-3,5%, оборот розничной торговли - 5%.
Рост ВВП - одна из намечающихся устойчивых тенденций. Он зависит от множества факторов, позитивный эффект от которых уже отчасти заметен, но в полной мере будет ощутим в ближайшие годы. Это и успех в импортозамещении, и активное развитие инфраструктуры, в том числе благодаря строительству объектов к недавнему чемпионату мира по футболу.
На низкий уровень инфляции особенно заметно влияет грамотная реализация стратегии регулятора по ее стабилизации на приемлемо низком уровне.
Увеличению оборота розничной торговли способствует улучшение общей экономической ситуации и, как следствие, реализация отложенного спроса населения.
В Банке Русский Стандарт в целом видят четкие позитивные сигналы в развитии экономики, а также перспективу устойчивого роста в среднесрочной перспективе.
Среди основных трендов, будущее за которыми в грядущем году - курс на внедрение СБП, развитие электронной коммерции, рост популярности платежных приложений ApplePay, SamsungPay и пр.
Вероятнее всего использование наличных в будущем ждет лишь снижение. Банк пришел к такому выводу изучив количество бесконтактных оплат и в частности - платежей смартфонами в эквайринговой сети банка (одна из крупнейших в стране), а также операций в банкоматах. БОльшая часть платежей смартфонами идет из супермаркетов и бакалейных магазинов. Их средний чек - 758 руб.. Второе место занимает фаст-фуд со средним чеком 571 руб. Технология так глубоко вошла в нашу жизнь, что оплата смартфонами в будущем станет ее неотъемлемой частью.
Грядущий год скорее всего приведет к активному росту бесконтактных операций по картам, в том числе с использованием Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay. Если в первые дни работы технологии люди оплачивали смартфонами в основном мелкие покупки в ресторанах быстрого питания, супермаркетах и аптеках, то сегодня, по данным статистики, большинство операций совершается в бакалейных магазинах и супермаркетах (средняя сумма покупки - 758 руб.), в зонах фаст-фуда (средний чек - 571 руб.). В лидерах по подобным транзакциям также магазины диетического питания и ЗОЖ-продуктов (средний чек - 556 руб.). Средняя сумма платежа смартфоном сегодня - 955 руб., а по итогам первого года работы технологии в стране она составляла 1051 руб. Все эти два года в топе городов-лидеров по платежам смартфонами - Москва (средний чек - 1045 руб.), Санкт-Петербург (982 руб.) и Казань (771 руб.).
Активный рост цифровизации заставит каналы общения с клиентами эволюционировать. С помощью чатов, социальных сетей и мессенджеров общения ускоряется и становится удобнее. К тому же, благодаря этим технологиям, молодежь все легче осваивает банковские услуги и сервисы. В Банке Русский Стандарт количество запросов через цифровые каналы в первом полугодии 2018 года выросло более, чем в 2 раза по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом. Так заметно экономится время, от клиентов не требуется идентификация, в отличие от беседы по телефону.
Падение нагрузки на колл-центры простимулирует изменение подходов к обслуживанию в контактных центрах. Уменьшение количества обращений клиентов с вопросами на телефонную линию Банка Русский Стандарт за 6 месяцев текущего года составило около 30%. По телефону в основном решаются вопросы клиентов во время дистанционного самообслуживания. Кстати, согласно статистике банка, женщин, связывающихся с колл-центром по телефону больше, чем мужчин. Мужчины выбирают цифровые каналы общения - 65% от общего числа обращений. Общаются через мобильные приложения и сохраняют интерес к голосовым каналам клиенты в возрастной группе 35 - 55 лет, через соцсети в банк обращаются в основном молодые люди до 25 лет.
Полные прогнозы и итоги банков публикуются на Bankinform.ru в рубрике «Итоги-2018»