Сейчас все только и делают, что обсуждают уход Юрия Быкова из кино, о котором он сам недавно заявил: «Хочу попросить прощения, что прежде, чем стать взрослым, разумным человеком, привлёк к себе такое внимание и заставил думать, что я — ориентир. Это далеко не так. Я слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись (…) Боюсь, что после совершенного я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придётся уйти надолго в тень и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить. Прошу вас понять меня правильно. Картина «Завод» (поскольку это проект начатый и есть деловые обязательства) будет доделан, но, вероятно, это будет моя последняя картина. Я, как говорится, всё просрал из-за собственной глупости и трусости. Мои искренние соболезнования всем поклонникам предыдущих картин.
Всего вам доброго. Меняйте мир и смотрите только вперёд".
Не буду комментировать импульсивный пост Юрия, где сарказм и ирония смешаны с исповедальной искренностью, а лучше сразу перейду к причинам его появления.
Всё началось с того, что Первый канал выпустил в эфир телесериал «Спящие», снятый Юрием Быковым по сценарию Сергея Минаева, посвященный противостоянию российских и американских спецслужб. В нем фигурируют агенты ФСБ и ЦРУ, оппозиционный журналист, борец с коррупцией, американский специалист по «цветным революциям» и предатель в российском Министерстве иностранных дел.
Казалось бы, ну вышел сериал, которых сейчас выходит огромное количество; ну показали его на Первом канале, понятно, что некоторый элемент «пропаганды» там будет присутствовать — это нормально; ну сценарий небезызвестного Сергея Минаева, который успешно работает в своём сегменте, нравится вам он или нет; ну Юрий Быков, который в свободное от своего авторского кино время «подрабатывает режиссёром».
Откуда столько шума?!
Почему каждый решил, что ему обязательно надо высказаться на этот счёт?
Такое ощущение, что часть «прогрессивной общественности» приковали к телевизору и заставили смотреть Первый канал, который они, соответственно, терпеть не могут, а там новый сериал Юрия Быкова, на которого они возлагали столько надежд и который эти самые надежды не оправдал, превысив должный градус пропаганды.
Забавно, что все эти интеллигентные люди, которые могут сорваться с цепи при любом противоречивом сериале, как будто не замечали всё это время, как их любимый режиссер, снимающий картины про то, как непросто жить в нашей стране, эту самую страну любит и за которую искренне переживает. У них с Быковым не так много общего. Если бы они это поняли сразу, то вряд ли с таким рвением стали бы на него накидываться. В конце концов, не каждый же сериал, показанный по федеральному каналу, они с такой страстью обсуждают.
Режиссёр не раз выражал мнение, что против России ведется геополитическая борьба, и называл себя человеком «не сильно либеральных взглядов», несмотря на все свои остросоциальные фильмы («Жить», «Майор», «Дурак»), которые либеральная часть общества почему-то добавила себе в копилку.
Юрий Быков не раз признавался в интервью, что по мировоззрению он больше консерватор, что сочувствует русским в Новороссии, и даже собирался снять фильм про войну в Донбассе. Защищал в своём Фейсбуке Захара Прилепина и в тоже время выходил на пикет, когда начались проблемы у режиссёра Кирилла Серебренникова. В общем, как всё это было можно не заметить — непонятно.
То есть, несмотря на все эти факторы, логика людей, которые стали травить Юрия Быкова, остаётся простой, как пять копеек. Режиссёр якобы снимал критикующие власть фильмы, а теперь снял сериал, в котором не критикует эту власть, и значит, он предатель. По-другому просто и быть не может.
Стоит ли принимать близко к сердцу мнение людей, которые живут в своё однополярном мире и не способны сложить дважды два, которые готовы растерзать любого, кто не соответствует их сектанским понятиям, вне зависимости от степени таланта художника? Думаю, нет.
Никуда не уходи, Юрий. Собаки должны лаять, а караван — идти.