Институт космических исследований (ИКИ) РАН и NASA разрабатывают совместный проект по запуску автоматической станции на Венеру. По заявлению учёных, эта планета — идеальная лаборатория для изучения того, насколько далеко может зайти парниковый эффект. Подготовка экспедиции чуть не сорвалась из-за антироссийских санкций, однако работа быстро возобновилась благодаря обоюдному стремлению учёных к сотрудничеству. RT поговорил с руководителем проекта Людмилой Засовой о задачах экспедиции, участии в ней ИКИ РАН и NASA, а также о том, где на Земле сконцентрированы такие же запасы углекислого газа, как на безжизненной Венере.
Шаги навстречу
Работа над проектом началась в 2013 году, когда российские и американские учёные по собственной инициативе установили контакт. После того как США объявили об антироссийских санкциях, совместная работа прекратилась. Но перерыв длился недолго: энтузиазм учёных и перспективы получения ценных научных результатов снова объединили исследовательские группы. С 2015 года работа больше не прерывалась. По словам руководителя проекта Людмилы Засовой, исследование Венеры имеет большое значение, и у обеих стран есть наработки сравнимой важности. При этом следует помнить, что первопроходцем на Венере был именно СССР.
Последние миссии к Венере были осуществлены в далёком прошлом, и для продолжения исследований нужны новые решения. Между тем учёные знают, что посадка на поверхность Венеры похожа на погружение в воду, благодаря чему этот процесс проходит легче, чем на Луне, — меньше вероятность разбить аппарат. После «Венеры-7», которая в 1970 году совершила первую мягкую посадку на Венеру, несмотря на сильное, в 100 атмосфер, давление, посадки аппаратов на планету проходили благополучно.
Однако посадочные модули совсем недолго могли прожить в суровых условиях планеты. Это и определило следующую задачу. В 2000-х годах в России стартовали разработки долгоживущей межпланетной автоматической станции. Анонсированная ИКИ РАН «Венера-Д» («Венера Долгоживущая») включает орбитальный и посадочный модули.
NASA, которое рассматривает своё участие в проекте как дополнение к российской программе, предложило ещё один элемент — управляемую платформу, которая могла бы изучать атмосферу планеты. Один из вариантов платформы — своего рода самолёт с размахом крыльев около 30 м, способный менять высоту полёта. Он мог бы непосредственно измерять состав облачных частиц.
По итогам обсуждений совместного проекта специалисты ИКИ РАН и NASA определили, какие научные задачи необходимо поставить и какие эксперименты реализовать. В рамках миссии будут измерять температуру, давление, изучать состав атмосферы, что позволит восстановить историю развития планеты. Старт российско-американской экспедиции к Венере запланирован на 2025 год.
Первая обитаемая планета Солнечной системы?
До середины XX века учёные предполагали, что на Венере растут джунгли и гуляют животные. Позднее выяснилось, что планету окутывают 20 км серных облаков, а температура на ней из-за парникового эффекта достигает почти 500 °C. При этом исследователи обращают внимание на сходный состав атмосферы Земли и Венеры: у них сравнимое количество азота и углекислого газа. Однако на Земле последний заперт в карбонатах на дне океанов. Если бы он высвободился, то наша планета за относительно недолгое время превратилась бы в подобие Венеры.
На составе атмосферы сходство не заканчивается, поэтому Венеру называют близнецом Земли. Тем не менее на Земле процветает жизнь, а на раскалённой Венере преобладают ядовитые вещества и дуют ураганные ветры.
Вместе с вопросом, был ли когда-либо на этой планете океан, может выясниться и то, была ли там жизнь: согласно некоторым предположениям, Венера могла быть первой обитаемой планетой Солнечной системы. Можно попытаться выяснить, из-за чего и как изменились условия на планете. А это, в свою очередь, поможет уберечь Землю от последствий парникового эффекта, который усиливается со времён промышленной революции.