Мечты о лучшем мире: как утопические идеи влияют на реальную жизнь - «Россия» » Новости Дня Сегодня
Мечты о лучшем мире: как утопические идеи влияют на реальную жизнь - «Россия» 08:00 Вторник 0 582
4-07-2017, 08:00
Наука 582 0

Мечты о лучшем мире: как утопические идеи влияют на реальную жизнь - «Россия»


Экономисты спорят о последнем исследовании писателей Филиппа ван Парийса и Янника Вандерборга «Безусловный доход: радикальное предложение для свободного общества и разумной экономики». В своём труде бельгийские учёные развивают тему популярной «Утопии для реалистов» Рутгера Брегмана и вновь задаются вопросом, нужно ли раздавать деньги людям, чтобы сделать их счастливыми. RT рассказывает о влиянии утопий прошлого и настоящего на реальность.

Рецепт от бедности


Безусловный базовый доход (ББД) — утопическая концепция, созданная ещё в XVI веке. Из неё следует, что для всеобщего благополучия государство должно выплачивать своим гражданам на постоянной основе определённую сумму. Таким образом будет решена проблема бедности и экономического неравенства, а люди наконец смогут свободно заниматься любимым делом.

Несмотря на всю утопичность концепции, некоторые страны уже провели социальные эксперименты с ББД и даже выразили намерение ввести постоянные выплаты на региональном и государственном уровнях. США были очень близки к принятию закона о безусловном базовом доходе — его активным сторонником был президент Ричард Никсон. Но документ не прошёл слушания в сенате — демократы посчитали, что предложенная президентом сумма слишком мала.

Локальные эксперименты по введению безусловного базового дохода дают положительные результаты. Люди, вопреки распространённому мнению, не перестают работать, а находят любимое дело или занимаются образованием. Снижается уровень преступности, неравенства, детской смертности, наблюдается экономический рост.

В Швейцарии в 2016 году был проведён референдум о введении ББД, но 80% граждан решили, что безвозмездная раздача денег — не самая удачная идея. А вот в Финляндии правительство не испугалось трудностей и рисков: с 1 января 2017 года 2000 финнов начали получать постоянное пособие — €560 в месяц. Эти деньги будут поступать в течение двух лет вне зависимости от того, есть у граждан работа или нет. По окончании эксперимента, в 2019 году, правительство решит, стоит ли принимать закон о безусловном базовом доходе на государственном уровне.

Нерешённым остаётся практический вопрос: где взять деньги на столь затратный проект?

Кроме введения безусловного базового дохода, главный идеолог ББД Рутгер Брегман предлагает провести «чистку» профессий, которые напрямую не влияют на уровень жизни населения. В утопии голландского автора нет места множеству административных и банковских должностей.

В своей книге «Утопия для реалистов» Брегман утверждает, что заработная плата рабочих уже давно перестала соответствовать производительности и что современный высокотехнологичный мир по уровню неравенства стоит на одной ступени с Древним Римом. Коллеги Брегмана — Парийс и Вандерборг — в своей работе стремятся как можно глубже изучить концепцию безусловного базового дохода, чтобы вынести окончательное решение, может ли утопия XXI века стать реальностью.

Кто придумал утопию


Слово «утопия» прочно вошло в лексикон европейских интеллектуалов в 1516 году, после выхода одноимённой книги английского гуманиста, лорда-канцлера Томаса Мора. «Утопия» Мора подвела черту под эпохой феодализма. В книге даётся глубокая и острая критика средневекового общества. Мор считал, что преступность — это следствие неумения чиновников и короля управлять государством: сначала власть имущие разоряют граждан, а затем жестоко карают их за вынужденное воровство. Досталось и священнослужителям, и феодалам: лорд-канцлер объявил их жадными до наживы паразитами общества.

Источником всех бед Мор считал частную собственность, которая делает абсолютно невозможной социальную справедливость. В «Утопии» Мора нет денег и многочасовой работы: люди трудятся на небольших общественных предприятиях по 6 часов в день, а потом проводят время с семьёй, занимаются наукой и искусствами. Однако назвать совершенным строй Мора всё же нельзя: утопист сохранил социальное неравенство и рабство в облегчённом виде.

Томас Мор своей «Утопией» задал вектор развития многим будущим социалистическим идеям. Поддержал его в этом начинании итальянец Томмазо Кампанелла. Он пошёл дальше Мора и в своём «Городе Солнца» отменил рабство. Жители кампанелловской утопии не видели ничего плохого в физическом труде: почти все они занимались сельским хозяйством на благо государства, в котором общей была не только собственность, но и семья.

Родом из Древней Греции


Структуру своего идеального государственного устройства Мор и Кампанелла позаимствовали из работы, которую древнегреческий философ Платон написал ещё в IV веке до н. э. Его знаменитое «Государство» на многие столетия предопределило развитие жанра утопий. Именно Платон ввёл в интеллектуальную моду отказ от частной собственности и общинную жизнь.

Государством Платона управляли философы. Остальные граждане были заняты на воинской службе и в сельском хозяйстве. В утопии Платона всё было общим, включая женщин и детей. При этом Платон требовал равенства полов. Искусству в его государстве отводилась скромная утилитарная роль: философ считал, что достаточно ограничиться маршами, которые поднимали бы боевой дух воинов.

Для претворения в жизнь своей утопии Платон отправился в Сиракузы. Однако создать «идеальное государство» ему не удалось. Правитель Сиракуз не пожелал поступиться властью ради утопических идей — и великому философу указали на дверь.

Вперёд — к победе коммунизма!


Самым масштабным утопическим экспериментом многие культурологи считают создание СССР. Многовековое заигрывание с социалистическими идеями привело к тому, что на карте мира появилось государство, пропагандирующее отказ от частной собственности и полное равенство. На очереди была новая вершина — коммунизм.

Штурмовать эту вершину принялись советские писатели-утописты. Так, Георгий Мартынов написал романы «Каллисто» и «Каллистяне», главными героями которых стали инопланетяне, прибывшие из цивилизации победившего коммунизма. Романы написаны с использованием всех штампов жанра. Жители Каллисто абсолютно счастливы, потому что смогли отринуть всё лишнее: люди заботятся о благе общества, а оно — о благе каждого человека.

Одну из самых ярких утопий советской эпохи создал фантаст Иван Ефремов. В своём романе «Туманность Андромеды» он описывает коммунистический рай с особыми системами воспитания и учёта уровня счастья населения.

Однако, как мы знаем, воплотить коммунистические утопии в жизнь не удалось.

Неолиберальный концепт


Западные мыслители, напуганные феноменом Советского Союза, кинулись в другую крайность и создали теорию неолиберализма. У истоков нового течения стояли профессора Чикагской экономической школы, которые выступали в первую очередь за абсолютно свободную от государства рыночную экономику.

Стиль жизни — полное смешение культур. Языки и традиции смешиваются, разрушаются грани между представителями разных национальностей, религий и даже полов. Люди становятся гражданами мира. Голландский политолог Пол Треман в своей работе «Неолиберализм: происхождение, теория, определение» писал:

«Конечная (и недостижимая) цель неолиберализма — это вселенная, где любое действие любого существа является рыночной транзакцией, осуществляемой в конкуренции с другим существом, влияющей на все другие транзакции, проводимые в бесконечно короткий промежуток времени и повторяемые с бесконечно большой скоростью».

Теория неолиберализма сегодня живёт и побеждает в Западной Европе, где активно стираются границы между странами, культурами и даже полами.


Экономисты спорят о последнем исследовании писателей Филиппа ван Парийса и Янника Вандерборга «Безусловный доход: радикальное предложение для свободного общества и разумной экономики». В своём труде бельгийские учёные развивают тему популярной «Утопии для реалистов» Рутгера Брегмана и вновь задаются вопросом, нужно ли раздавать деньги людям, чтобы сделать их счастливыми. RT рассказывает о влиянии утопий прошлого и настоящего на реальность. Рецепт от бедности Безусловный базовый доход (ББД) — утопическая концепция, созданная ещё в XVI веке. Из неё следует, что для всеобщего благополучия государство должно выплачивать своим гражданам на постоянной основе определённую сумму. Таким образом будет решена проблема бедности и экономического неравенства, а люди наконец смогут свободно заниматься любимым делом. Несмотря на всю утопичность концепции, некоторые страны уже провели социальные эксперименты с ББД и даже выразили намерение ввести постоянные выплаты на региональном и государственном уровнях. США были очень близки к принятию закона о безусловном базовом доходе — его активным сторонником был президент Ричард Никсон. Но документ не прошёл слушания в сенате — демократы посчитали, что предложенная президентом сумма слишком мала. Локальные эксперименты по введению безусловного базового дохода дают положительные результаты. Люди, вопреки распространённому мнению, не перестают работать, а находят любимое дело или занимаются образованием. Снижается уровень преступности, неравенства, детской смертности, наблюдается экономический рост. В Швейцарии в 2016 году был проведён референдум о введении ББД, но 80% граждан решили, что безвозмездная раздача денег — не самая удачная идея. А вот в Финляндии правительство не испугалось трудностей и рисков: с 1 января 2017 года 2000 финнов начали получать постоянное пособие — €560 в месяц. Эти деньги будут поступать в течение двух лет вне зависимости от того, есть у граждан работа или нет. По окончании эксперимента, в 2019 году, правительство решит, стоит ли принимать закон о безусловном базовом доходе на государственном уровне. Нерешённым остаётся практический вопрос: где взять деньги на столь затратный проект? Кроме введения безусловного базового дохода, главный идеолог ББД Рутгер Брегман предлагает провести «чистку» профессий, которые напрямую не влияют на уровень жизни населения. В утопии голландского автора нет места множеству административных и банковских должностей. В своей книге «Утопия для реалистов» Брегман утверждает, что заработная плата рабочих уже давно перестала соответствовать производительности и что современный высокотехнологичный мир по уровню неравенства стоит на одной ступени с Древним Римом. Коллеги Брегмана — Парийс и Вандерборг — в своей работе стремятся как можно глубже изучить концепцию безусловного базового дохода, чтобы вынести окончательное решение, может ли утопия XXI века стать реальностью. Кто придумал утопию Слово «утопия» прочно вошло в лексикон европейских интеллектуалов в 1516 году, после выхода одноимённой книги английского гуманиста, лорда-канцлера Томаса Мора. «Утопия» Мора подвела черту под эпохой феодализма. В книге даётся глубокая и острая критика средневекового общества. Мор считал, что преступность — это следствие неумения чиновников и короля управлять государством: сначала власть имущие разоряют граждан, а затем жестоко карают их за вынужденное воровство. Досталось и священнослужителям, и феодалам: лорд-канцлер объявил их жадными до наживы паразитами общества. Источником всех бед Мор считал частную собственность, которая делает абсолютно невозможной социальную справедливость. В «Утопии» Мора нет денег и многочасовой работы: люди трудятся на небольших общественных предприятиях по 6 часов в день, а потом проводят время с семьёй, занимаются наукой и искусствами. Однако назвать совершенным строй Мора всё же нельзя: утопист сохранил социальное неравенство и рабство в облегчённом виде. Томас Мор своей «Утопией» задал вектор развития многим будущим социалистическим идеям. Поддержал его в этом начинании итальянец Томмазо Кампанелла. Он пошёл дальше Мора и в своём «Городе Солнца» отменил рабство. Жители кампанелловской утопии не видели ничего плохого в физическом труде: почти все они занимались сельским хозяйством на благо государства, в котором общей была не только собственность, но и семья. Родом из Древней Греции Структуру своего идеального государственного устройства Мор и Кампанелла позаимствовали из работы, которую древнегреческий философ Платон написал ещё в IV веке до н. э. Его знаменитое «Государство» на многие столетия предопределило развитие жанра утопий. Именно Платон ввёл в интеллектуальную моду отказ от частной собственности и общинную жизнь. Государством Платона управляли философы. Остальные граждане были заняты на воинской службе и в сельском хозяйстве. В утопии Платона всё было общим, включая женщин и детей. При этом Платон требовал равенства полов. Искусству в его государстве отводилась скромная утилитарная роль: философ считал, что достаточно ограничиться маршами, которые поднимали бы боевой дух воинов. Для претворения в жизнь своей утопии Платон отправился в Сиракузы. Однако создать «идеальное государство» ему не удалось. Правитель Сиракуз не пожелал поступиться властью ради утопических идей — и великому философу указали на дверь. Вперёд — к победе коммунизма! Самым масштабным утопическим экспериментом многие культурологи считают создание СССР. Многовековое заигрывание с социалистическими идеями привело к тому, что на карте мира появилось государство, пропагандирующее отказ от частной собственности и полное равенство. На очереди была новая вершина — коммунизм. Штурмовать эту вершину принялись советские писатели-утописты. Так, Георгий Мартынов написал романы «Каллисто» и «Каллистяне», главными героями которых стали инопланетяне, прибывшие из цивилизации победившего коммунизма. Романы написаны с использованием всех штампов жанра. Жители Каллисто абсолютно счастливы, потому что смогли отринуть всё лишнее: люди заботятся о благе общества, а оно — о благе каждого человека. Одну из самых ярких утопий советской эпохи создал фантаст Иван Ефремов. В своём романе «Туманность Андромеды» он описывает коммунистический рай с особыми системами воспитания и учёта уровня счастья населения. Однако, как мы знаем, воплотить коммунистические утопии в жизнь не удалось. Неолиберальный концепт Западные мыслители, напуганные феноменом Советского Союза, кинулись в другую крайность и создали теорию неолиберализма. У истоков нового течения стояли профессора Чикагской экономической школы, которые выступали в первую очередь за абсолютно свободную от государства рыночную экономику. Стиль жизни — полное смешение культур. Языки и традиции смешиваются, разрушаются грани между представителями разных национальностей, религий и даже полов. Люди становятся гражданами мира. Голландский политолог Пол Треман в своей работе «Неолиберализм: происхождение, теория, определение» писал: «Конечная (и недостижимая) цель неолиберализма — это вселенная, где любое действие любого существа является рыночной транзакцией, осуществляемой в конкуренции с другим существом, влияющей на все другие транзакции, проводимые в бесконечно короткий промежуток времени и повторяемые с бесконечно большой скоростью». Теория неолиберализма сегодня живёт и побеждает в Западной Европе, где активно стираются границы между странами, культурами и даже полами.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl