7 сентября 1813 года в американской газете Troy Post была впервые задокументирована байка о Дяде Сэме — самом известном символе Америки. А 15 сентября 1961 года конгресс США закрепил легенду о Сэме на законодательном уровне. Согласно этой истории, прообразом персонажа был промышленник из Нью-Йорка Сэмуэль Уилсон, совсем не похожий на долговязого старика в цилиндре и разноцветном фраке. Кто на самом деле мог стать основой для собирательного образа духа Соединённых Штатов — разбирался RT.
Мясо от дядюшки Сэмуэля Уилсона
7 сентября 1813 года небольшая газета Troy Post напечатала статью, в которой впервые рассказывалась история о том, как аббревиатура U.S. стала расшифровываться как Uncle Sam, или Дядя Сэм. Согласно этому документу, жизнь персонажу, олицетворявшему Соединённые Штаты, дал торговец мясом из Нью-Йорка Сэмуэль Уилсон, поставлявший американской армии провиант во время Англо-американской войны 1812 года.
По легенде, солдаты прозвали солонину Уилсона «харчами от Дяди Сэма» из-за маркировки U.S. на бочках, так как под таким прозвищем сам Уилсон был известен среди своих земляков и даже за пределами штата. Впоследствии призванные на службу из Новой Англии солдаты рассказали о промышленнике сослуживцам, которые подхватили эту шутку.
Об истории рассказала местная газета городка Трой в штате Нью-Йорк, а затем и более влиятельная The New York Gazette. Впоследствии «Дядей Сэмом» стали называть федеральное правительство США. Во второй половине XIX века карикатурист Томас Наст начал популяризировать образ Дяди Сэма как персонажа своих рисунков, в которых представил его высоким стариком с белой козлиной бородкой, одетого во фрак и цилиндр в цвета американского флага «Доблесть прошлого».
Несмотря на то что именно эта версия появления Дяди Сэма на свет была впоследствии признана официальной, некоторые историки сомневаются, что именно образ дядюшки Сэма Уилсона с его солёным мясом лёг в основу этой легенды. Специалисты указывают, что аббревиатура U.S. была достаточно распространённой к 1812 году и маловероятно, что солдаты не знали её значения.
К тому же, в различных архивах имеются более ранее документы, в которых аббревиатуру U.S. уже расшифровывают как Uncle Sam. В их числе письма и газетные заметки, датированные 1806 годом — за шесть лет до того, как по легенде произошла история с непутёвыми солдатами и бочками Уилсона. При этом, эти газеты, включая Troy Post и газеты из города Олбани (родного города промышленника), при упоминании Дяди Сэма не проводили никаких параллелей с личностью Сэмуэля Уилсона. Также подозрительным находят тот факт, что история в New York Gazette появилась лишь через несколько лет после исторического события.
Именем Сэма Хилла
В 1830-е годы в американском фольклоре появился и злой двойник Дяди Сэма — Сэм Хилл, ставший олицетворением сил зла. Обычно его имя произносили с вопросительной интонацией, описывая тем самым необъяснимые события. Легендарный американский писатель и журналист Генри Луис Менкен полагал, что своё имя «тёмный Дядя Сэм» взял из оперы Карла фон Вебера «Вольный стрелок», где демонический чёрный охотник Самиэль сопровождает души умерших в преисподнюю.
Своим нравом он мог быть обязан картографу и старателю Сэмуэлю Хиллу, известному среди жителей Северного Мичигана скверным характером и любовью к крепким ругательствам. В 1847 году он, рискуя жизнью, помог предотвратить голод в отдалённом поселении горняков Коппер Харбор. К славе и почитанию горожан он относился с презрением, больше заботился о своей репутации богохульника и сквернослова. Впоследствии жители стали просто заменять его именем самые грязные ругательства, дабы избежать порицания.
Сэм Хилл стал частью образа Дяди Сэма — в карикатурах и зарисовках он иногда появлялся с растрёпанными волосами и бородой, в мятом цилиндре и неопрятном фраке.
По другой легенде, история этого персонажа восходит к самому основанию Соединённых Штатов. Прообразом Дяди Сэма в ней стал патриот, обезглавленный гессенскими наёмниками-егерями незадолго до битвы при Трентоне в 1776 году за отказ раскрыть им планы Джорджа Вашингтона, который собирался пересечь реку Делавер вместе с колонной ополченцев на шлюпках.
Напав на гессенцев, которых одинаково презирали как британцы и роялисты, так и мятежники, на следующий день после Рождества Вашингтон захватил в плен почти тысячу солдат, шесть пушек и боевое знамя наёмников. Эта победа переломила череду неудач Континентальной армии и позволила Вашингтону одержать победу над войсками короля Георга.
Современный британский писатель Грант Моррисон в своей художественной версии этой легенды предположил, что дух Сэма, принявшего мученическую смерть от рук иноземных захватчиков, был вызван отцами-основателями с помощью каббалистических ритуалов для того, чтобы охранять покой страны и приходить ей на помощь в трудные минуты.
Образ на все времена
Появляться в политических карикатурах Дядя Сэм начал в 1830-е годы, когда в газетных рисунках в качестве собирательного образа Америки в основном выступал персонаж по имени Брат Джонатан. Его имя восходит к уничижительному прозвищу, которым британцы называли колонистов во время Войны за независимость США. Прообразам ему послужил губернатор штата Коннектикут Джонатан Трамбалл, к которому, по свидетельствам современников, так обращался первый президент США Джордж Вашингтон. Интересно, что на карикатурах того времени Брат Джонатан появляется в полосатых брюках со штрипками, которые впоследствии стали визитной карточкой Дяди Сэма.
В 1870-е годы персонажи Брата Джонатана и Дяди Сэма начали отождествлять с личностью 16-го президента США Авраама Линкольна. Тогда образ Дяди Сэма формируется окончательно: это высокий и худой человек с седыми волосами и бородой, с разноцветным флагом и в полосатых брюках.
Пожалуй, самое знаменитое изображение Дяди Сэма было создано в 1917 году художником Джэймсом Монтгомери Флэггом, нарисовавшим плакат, призывавший американцев записываться добровольцами на Первую мировую войну. На нём Дядя Сэм, одетый в свой традиционный фрак и цилиндр, смотрит прямо на зрителя и говорит: «Для армии США мне нужен ты».