Зубы кабана и огрызки груш помогли узнать возраст памятника на Кавказе - «Наука» » Новости Дня Сегодня
Зубы кабана и огрызки груш помогли узнать возраст памятника на Кавказе - «Наука» 18:00 Пятница 0 850
15-06-2018, 18:00

© Фото : Государственный ЭрмитажНавес Мешоко, где были найдены артефакты древних людей, зубы свиньи и огрызки груш
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 15 мая – Новости Дня. Физики из Новосибирска помогли археологам из Эрмитажа определить возраст стоянки древних людей, найденной в Адыгее еще в середине прошлого века, проанализировав доли изотопов в огрызках груши и в зубах кабана, сообщает пресс-служба Института ядерной физики СО РАН.

Запущена первая в России установка для точной датировки древностей"Хорошо, что нам удалось напрямую измерить возраст груши – в третьем слое мы нашли несколько десятков этих плодов. Это важно, как для характеристики образа жизни людей, живших у ручья Мешоко, так и для понимания особенностей древнего климата и растительности", — пояснил Сергей Осташинский, археолог из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Все органические останки, в том числе костяные орудия труда и многие другие археологические артефакты, содержат в себе два типа атомов углерода – стабильный углерод-12 и нестабильный углерод-14, постепенно превращающийся в азот-14. Еще в середине 20 века физики обнаружили. что сравнение долей этих изотопов позволяет достаточно точно вычислять возраст относительно свежих окаменелостей и человеческих артефактов, имеющих органическое происхождение.

В последние годы точность радиоуглеродной датировки резко выросла благодаря тому, что физики начали использовать ускорительные масс-спектрометры, способные находить даже самые незаметные следы углерода-14 в образцах органической материи, для вычисления возраста артефактов. Единственный российский ускоритель такого типа был создан в Новосибирске в 2012 году в центре коллективного пользования СО РАН "Геохронология кайнозоя".

Ученые открыли следы древнейшего "культурного" риса на Земле

Эта установка, как передает пресс-служба ИЯФ СО РАН, недавно помогла российским археологам раскрыть одну из тайн стоянки древних людей, найденной советскими учеными в пещере у адыгейского ручья Мешоко еще в начале 1960 годов.

Недавно в этом навесе, как называют подобные стоянки антропологи, начались раскопки, которые проводятся археологами из Государственного Эрмитажа. Осташинскому и его команде удалось найти в третьем слое стоянки несколько артефактов биологического происхождения – несколько десятков огрызков диких груш, а также зуб кабана.