«Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!»
Пр. Исаакий Далматский 4 в.
Грандиозный скандал, что удалось раскачать злым людям в Санкт-Петербурге по поводу передачи Кафедрального Собора Преподобного Исаакия Далматского Русской Православной Церкви, поражает своей простотой и отсутствием логики. Но тут никакой логики и не нужно. Технология превращения любого вопроса в скандал при мобилизации «сетевых хомячков» и при попустительстве властей — не бином Ньютона. На ровном месте возникла проблема, быстро достигшая федеральной повестки. В первые дни нового 2017 года, года столетия Большой русской революции, те же «сетевые хомяки» разминались по сетям на шельмовании новогодних программ ЦТ и обливании помоями премьеры пусть и не шедеврального, но вполне себе неплохого фильма по мотивам нашей древней истории «Викинг». Размявшись достаточно, взялись за реальное дело.
Сам храм, Кафедральный Собор Преподобного Исаакия в Питере это масштабный, одновременно современный и древний символ. Поругание символов это один из механизмов поднятия смуты.
Строился грандиозный собор всем миром и на общий кошт. Архитектором его стал самый модный и дорогой по тем временам заграничный мастер Монферран. Основным, как бы сейчас сказали спонсором возведения главного храма страны, тогда стал государь император, то есть государство. Не могут не знать сегодняшние «защитники музея», что с петровских времен и до сентября 1918 года император был главой РПЦ, с упразднением Петром 1 патриаршего престола. Вернулось патриаршество в Русскую Православную Церковь со свержением последнего монарха и упразднением монархии, решением самой церкви восстановить патриарший престол. Конечно, церковь как институт общественный естественно подчиняется и мирским законам.
После революции в начале 20-х годов по инициативе Л. Троцкого был запущен процесс экспроприации церковного имущества, земель, недвижимости, храмов. Нужно отметить, что не все кафедральные соборы взорвали, как например Храм Христа Спасителя на Волхонке в Москве. Вот Исаакию в Питере повезло больше. Его только ободрали от золота и серебра и оставили музеем и даже креста не сняли. Другой важный храм в северной столице — Казанский собор, вообще музеем атеизма стал, правда без крестов. Но сохранился! Если в Москве, покаявшись в 90-х, снова возвели точную копию главного храма страны, то в Петербурге все на своих местах. И слава Богу, скажет читатель! Но вот вопрос, сохранили храм для чего? Вернее спросить, для кого? Для барыг, как один из главных аттракционов для интуристов за инвалюту? Музей — это хорошо, но почему в храме? И разве музеи притесняют в других храмах? Нет же.
Глупые аргументы звучат против возвращения собора в родную церковь. Начиная от того, что музей закроют (с чего бы закрывать музей?, просто он станет для всех бесплатным, и для паломников, и для посетителей как например храмы и Святые места Старого Иерусалима или Троице-Сергиева Лавра под Москвой) до воя про то, как церковь не сможет содержать и сохранять. А как раньше содержала 100 лет назад? Невежество некоторых так называемых «защитников музея» зашкаливает. Многие из этих людей из науки и со степенями.
Никогда и никакой православный храм или собор напрямую не принадлежал городу или кому-то вообще. Храм всегда принадлежит коллективно храмовой общине или епархии. (До революции император был одновременно главой светского православного государства и главой церкви. Поэтому часто существует определенная путаница на этот счет.) Другой формы собственности в церкви нет и не было (если не считать советский период, когда слово собственность вообще было ругательным). Так же и с Исаакиевским собором. Другой вопрос, что это была за храмовая община до революции. В общину Исаакия входили члены императорской семью, представители дворянской и как бы сегодня сказали, бизнес-элиты того времени. При кафедральном Исаакиевском соборе существовало Исаакиевское благотворительное общество, что содержало несколько десятков больниц и столовых для бедных. Конечно, с содержанием самого собора проблем не было никаких.
Что мешает сегодня возродить те традиции? И уверен, что так и будет. Большинство горожан в Питере с радостью узнали, что в Исаакии возрождаются службы. На прошлую Пасху тут собралось несколько тысяч людей.
И последнее. Представляется, что эту позорную склоку нужно прекратить. Напомнить всем (и в Питере, и во всей стране), что Исаакиевский собор это достояние общее, духовное и национальное, а для православных людей и для церкви это один из нескольких кафедральных соборов (то есть соборов центрального подчинения). Если мало для некоторых буйных жителей С.-Петербурга мнения всей страны, то можно в сентябре в ЕДГ провести городской референдум о возвращении храма церкви. Уверен результат будет положительный. И тогда передать не на 49 лет стыдливо, а на веки вечные. Аминь!
Алексей Мартынов, политолог.