В конце января 2017 года на рассмотрение комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности поступил законопроект, поданный депутатом Юрием Шухевичем. Полное название новой инициативы: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления ответственности за отрицание факта правомерности борьбы за независимость Украины в XX столетии, факта Голодомора 1932−1933 годов в Украине».
В ней житель Львова, представляющий в парламенте Радикальную партию Олега Ляшко, предлагает установить уголовную ответственность «за отрицание борьбы за независимость в XX веке» и негативные высказывания относительно признания «Голодомора геноцидом». За подобные преступления предполагается арест на срок от полугода до пяти лет. Причем «отрицание борьбы за независимость в XX веке» в СМИ является отягчающим обстоятельством.
Интересно, что сам Юрий Шухевич позиционирует себя одним из «борцов за независимость». В действительности же, сотрудничал с Организацией украинских националистов*, которая занималась террористическими актами против мирного населения. Был осужден за «антисоветскую пропаганду». Теперь же, критикуя СССР за «тоталитаризм», предлагает использовать его самые худшие методы — уголовно преследовать тех, кто попробует высказаться против деятельности таких, как сам Шухевич.
Но насколько предлагаемые им инициативы применимы на практике?
Конечно, сам голод в 1932—1933 годах был и никто этого не отрицает. Но если законопроект Шухевича будет принят, то он приведет не к «исторической справедливости», а к созданию правовой коллизии. Отрицателям «Голодомора» предлагается присуждать конкретные тюремные сроки, а с фактических «организаторов» самой трагедии 1932−1933 годов полностью сняли ответственность. Решением Апелляционного суда города Киева от 13 января 2010 года дело в отношении «организаторов» голода 1932−1933 годов закрыто без вынесения приговора. Эта правовая коллизия также позволит тем, кого попробуют осудить, разбить аргументы следственных органов и прокуратуры.
Интересно, что указывая на Россию, как «виновницу Голодомора», автор новой законодательной инициативы скромно умалчивает о том, кто были по национальности его так называемые «организаторы». Согласно киевский версии, это грузин Иосиф Сталин, поляки Станислав Косиор и Станислав Реденс, евреи Лазарь Каганович и Мендель Хатаевич, украинец Влас Чубарь.
Еще больше проблем возникнет с реализацией положения о преследовании тех, кто отрицает «борьбу за независимость».
Любой, кого попробуют осудить по этой статье, легко сможет разбить все доводы прокуратуры ссылками на статьи из советских законов.
Если обратиться к Конституции Украинской Социалистической Советской Республики, принятой еще в марте 1919 года, то она декларировала полную независимость Украины. До 1922 года суверенитет украинского государства вообще практически ничем не ограничивался. У Киева была своя внешняя политика, своя армия («Украинская красная армия», подразделения «Червоного казачества» и др.), свои атрибуты государственности. Отношения с РСФСР и БССР формировались по принципу межгосударственных.
Договор о создании СССР 1922 года несколько изменил этот статус Украины. Но и после этого Киев сохранил во всех своих Конституциях советской эпохи конституционное положение о «суверенном государстве». А отношения с Москвой, если исходить из правовых норм, строились не столько по принципу федерации, сколько конфедерации.
Так, у Киева сохранялось право на ведение независимой внешней политики (ст. 74 Конституции УССР 1978 года). Украинская ССР была членом-основателем ООН. Центр не имел полномочий на формирование единого законодательства — лишь на принятие отдельных законов. В соответствии со ст. 73 Основного закона УССР у Киева было право налагать «вето» на все решения Москвы, которые выходили за рамки союзного договора. Напротив, у центра, начиная с 1930-х годов, права отменять постановления республиканских органов власти — не было.
О какой «борьбе за независимость» может идти речь, если юридически Украина на протяжении своего пребывания в составе СССР сохраняла все атрибуты суверенности?
А если так хочется кого-то осудить, то имена первых и главных «отрицателей» известны.
Это Александр Турчинов. В 1987—1990 годах заведующий отделом агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола.
Это секретарь ЦК КПУ по идеологии Леонид Кравчук.
Это секретарь парткома «Южмаша», член ЦК КПУ Леонид Кучма.
Это Виталий Луценко, первый секретарь Ровенского обкома КПУ. А еще его сын Юрий, который сегодня занимает должность Генерального прокурора Украины. Вспомнит ли главный правоохранитель, как являясь секретарем политсовета Социалистической партии Украины, созданной на базе запрещенной в 1991 году КПУ, громил «буржуазный национализм» и «борцов за незалежнiсть»?
А если так сильно беспокоит «наследие тоталитарной эпохи», то начать надо с того, что люди, позиционировавшие себя «русскими» и согласно официальной статистике конца XIX века составлявшие абсолютное большинство на территории не только современной России, но и Украины, и Белоруссии, оказались разделены на три республики. Ликвидируйте этот перекос. Восстановите единство одного народа.
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.