Украинские боевики вечером 4-го марта заблокировали железную дорогу в Россию в районе города Конотоп Сумской области. Об этом со ссылкой на так называемый «Штаб блокады» сообщает «ПолитНавигатор».
«Через Конотоп идет одна из основных магистралей торговли со страной-оккупантом — Российской Федерацией. На товарной станции Конотопа было найдено несколько поездов из Российской Федерации, в том числе, с углем марки антрацит.
Позже компания «Украинские железные дороги» («Укрзализныця») сообщила, что ситуация с блокированием железнодорожного сообщения из России в городе Конотоп урегулирована, но надолго ли?
На самой Украине жители, уже пострадавшие от недостатка угля, поступавшего из Донбасса, готовы создавать отряды самообороны для защиты своих прав и интересов. «Если внимательно наблюдать за тем, что происходит на тех же блокпостах, включая редут «Соловей», то к ним стягиваются не только «патриоты», жаждущие прекратить «торговлю на крови», но и люди с окрестных деревень и городов, на жизни которых блокада уже отразилась. Многие населенные пункты уже оказались без угля, света и воды, предприятия на украинской территории закрываются или на грани закрытия. На предприятиях, которые поставляли сырье на «оккупированные территории» формируются рабочие дружины, которые ставят перед собой цель деблокировать дороги, убрать редуты, какими бы патриотическими названиями их не наделяли — хоть «соловьями», хоть «нахтигалями». Организаторы подобных рабочих дружин руководствуются постановлением Кабинета министров от 1 марта, которым утвержден «порядок перемещения товаров в районы или с районов проведения антитеррористической операции», — пишет обозреватель РИА «Новости-Украина» Роман Степняк.
То есть блокада Донбасса принимает всё менее управляемые формы и теперь уже грозит усилить раскол в самом украинском обществе.
— Процесс всех этих блокад действительно принимает уже малоуправляемый, самодостаточный характер, — говорит политолог, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов. — Он развивается по своим законам. Я уже высказывал в «Свободной прессе» точку зрения, что третий Майдан маловероятен, поскольку именно в Киеве центральная власть довольно жёстко контролирует ситуацию. Однако вследствие этого всё более вероятной становится гражданская война на Украине. Поскольку всю страну держать в ежовых рукавицах Порошенко не имеет возможности. Купировать опасность революции в столице легче, чем избежать гражданской войны в регионах.
Ещё в декабре прошлого года многие офицеры ВСУ практически открыто говорили, что весной собираются повернуть оружие против киевского режима. Сейчас мы видим, что в блокаде Донбасса принимают участие не только отставные «ветераны АТО» и члены добробатов, но и, как минимум, одна регулярная часть ВСУ. Это тоже признак того, что раскол в украинском обществе, в том числе среди военных усиливается. А за расколами общества, как правило, следуют гражданские войны.
«СП»: — Обычно говорят, что за блокадой Донбасса, а теперь и за попытками блокады российских грузов стоят некие тёмные олигархические силы, заинтересованные в переделе собственности. Но, если это так, неужели те, кто всё это затевает, не понимают, что в результате хаоса на Украине в проигрыше останутся все, в том числе и они сами?
— Я думаю, что те, кто это начинали, хотели достичь локальной цели — «отжать» у Рината Ахметова часть бизнеса. И дальше этого их мысли не шли. Однако можно продолжить ваш вопрос: а люди, которые затевали евромайдан, думали о том, что вооружённый переворот усилит нестабильность и приведёт к расколу Украины?
Менталитет рядовых украинцев и менталитет тех, кого условно можно причислить к украинской элите, не предполагает стратегического мышления. Украинцы могут быть хорошими тактиками, но вот хороших стратегов я что-то не знаю среди них. Об этом говорит и вся история Украины. В частности, события так называемой Руины в 17 веке. Всегда, когда Украина получала «незалежность», на ней тут же начинал разыгрываться какой-то кровавый фарс. Это подтверждают и последние четверть века существования условно независимого украинского государства. Способность просчитывать ситуацию хотя бы на два шага вперёд — нехарактерна для украинцев.
Поэтому кто бы ни задумывал блокаду Донбасса, эти люди надеялись получить какие-то выгоды здесь и сейчас, и совсем не просчитывали, что же будет завтра.
«СП»: — Сегодня «герои АТО» блокируют вагоны с углём из России. А если им завтра придёт в голову перекрыть или взорвать газопровод в Европу, например? Должна ли Россия как-то реагировать?
— От украинских неонацистов можно ожидать абсолютно всего. Можно вспомнить, что попытки блокады грузовых потоков из России в Европу в «незалежной» уже предпринимались в начале 2016 года. Россия в ответ перекрыла поставку украинских грузов на свою территорию. И вопрос тут же «рассосался». Поскольку украинские предприятия, несмотря на все громкие крики о «стране-агрессоре», продолжают поставлять в Россию товары в больших объёмах. Поэтому, если будут всерьёз затронуты интересы украинских олигархов, они постараются найти способ остановить анархию на украинских дорогах.
Другой интересный момент, что почти 60 процентов украинцев (на контролируемой киевским режимом территории), поддерживает блокаду Донбасса. И я не исключаю, что разгром всех этих «блокираторов» также приведёт к волнениям на Украине. То есть любое резкое действие в «незалежной» сейчас чревато серьёзными эксцессами.
— Расширение блокады я связываю с тем, что силы, стоящие за действиями украинских боевиков, сделали ставку на предельное обострение ситуации, — говорит эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев. — Для того, чтобы появились условия для жёсткого передела собственности. Порошенко и его команда хорошо обогатились за «постмайданные» годы. Однако националисты полагают, что они остались обделёнными, несмотря на то, что именно благодаря им Порошенко пришёл к власти. И вот этим неудовольствием «героев АТО» и пользуются сейчас закулисные силы.
Поэтому все эти блокады, направленные как бы против республик Донбасса и России, главным образом нацелены против киевской власти. В конце концов, ситуация действительно может стать неуправляемой, на Украине вспыхнет война всех против всех. В итоге остро станет вопрос о сохранении украинской государственности. Ну, или, как минимум начнётся процесс, скажем осторожно, переформатирования украинского государства. Поскольку региональные элиты, окончательно убедившись в слабости киевской власти, включатся в передел собственности, и начнут ползучую децентрализацию снизу. Этот процесс, впрочем, запущен довольно давно, но он идёт как бы исподтишка. А вот если ситуация в очередной раз обострится, то регионалы вполне могут осмелеть. При этом непонятно, как регионы будут выстраивать отношения с националистами. Может быть, договорятся «полюбовно», а может, создадут свои постоянные отряды самообороны. И это, конечно, может привести к стычкам, а потом и более масштабным конфликтам. И де-факто, таким образом, большинство украинских областей станут независимы от киевского режима. А это может обернуться огромной гуманитарной катастрофой, о которой не раз предупреждали эксперты, в том числе в «Свободной прессе».
«СП»: — Понимают ли это те, кто стоит за нынешними «блокадами»? Ведь в случае всеобщего хаоса никакой «отжим» не поможет разбогатеть.
— Я вообще сомневаюсь, что эти люди способны что-то просчитывать. Настолько у них искривлённое сознание в отношении того, что происходит на Украине. Многим из тех, кто блокирует сейчас дороги, кажется, что они действуют на благо Украине, не понимая, что они роют ей яму.
«СП»: — А как действовать России? Ведь блокада составов из нашей страны, это уже удар по нашим экономическим интересам.
— Если говорить в целом о позиции России, я бы сформулировал её так: надо не мешать украинцам довести ситуацию в «незалежной» до абсурда. Когда они сами увидят, что оказались у разбитого корыта, они начнут совсем иначе разговаривать с нами. А руководству России надо будет принимать серьёзные решения и, скорей всего, вместе руководством ДНР и ЛНР.