«Я жил во времена оккупации и знаю, каково это», — заявил новый премьер-министр Эстонии Юри Ратас на совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в Брюсселе.
Речь шла о ситуации на Украине и, как считает эстонский премьер, о «российской оккупации». Правда, Юри Ратас лавировал. С одной стороны сказал: «Мы должны быть открыты к диалогу с Россией на заседании Совета Россия-НАТО». Вроде бы, звучит прагматично. Но и подчеркнул: «Главным вопросом переговоров должна оставаться Украина, но также важно обсуждать восстановление территориальной целостности Грузии и Молдовы».
С геополитическими воззрениями эстонского премьера все ясно, они полностью совпадают с позицией западной элиты, что, впрочем, он и сам не раз подчеркивал, заявляя, что его страна идет в русле политики Евросоюза и НАТО и не намерена менять направление. Интереснее другое — его слова про жизнь «во времена оккупации».
Юри Ратас родился в Таллине 2 июля 1978 в семье известного ученого Рейна Ратаса, занимавшегося лесным хозяйством, автора более ста научных и научно-популярных статей. Как уж там «советская оккупация» давила Рейна Ратаса и его родных надо бы спросить сына, но вот известные факты об ужасах, коснувшихся этой семьи.
Отец Юри Ратаса, Рейн Ратас родился в маленьком приморском поселке Хяэдемеэсте. «Советская оккупация» не помешала ему приехать в Таллин, где он живет последние 58 лет из своих 78, там получить высшее лесохозяйственное образование, стать кандидатом биологических наук. Публиковались не только его статьи. В Российской государственной библиотеке, например, можно найти его изданную в Таллине в период «оккупации» в 1984 году географическую книгу «Хелтермаа-Кярдла-Кыпу-Ваэмла». Это брошюра с описаниями городов и поселков Эстонии, в основном приморских.
Так что может рассказать Юри Ратас о «советской оккупации», которая завершилась, когда ему было 13 лет? Не известно, был ли он пионером. Вообще, советский период у многих политиков Прибалтики скрыт в биографиях, сообщается только о дате и месте рождения да об образовании. Ну а Юри был совсем еще юн, и вероятность того, что носил красный галстук, высока, так как в тот период почти все дети были пионерами, ходили с речевками и пели про «Орленка». Особенно сын ученого.
Нет-нет, мы ни в коем случае не пытаемся уколоть нынешнего премьера, который с большой долей вероятности был обласкан советской властью как сын крупного национального ученого, издававшегося в Таллине. Что понимают дети, когда взрослые подталкивают их в политику? Но вот про папу понятнее: без зоркого ока и одобрения ЦК Компартии Эстонской ССР активное участие в научной и публичной деятельности вряд ли было возможно. Но об этой особенности «советской оккупации» мальчик вряд ли знал. Просто мы пытаемся понять его слова про «каково это».
Есть, правда, одна зацепка. Оказалось, что Рейн Ратас — баптист. Пишут об этом. Но не пишут, когда он стал баптистом. После распада СССР многие преподнесли столько поведенческих сюрпризов, что давно ничему не удивляешься. Вполне возможно, что Рейн был баптистом уже тогда, а их советская власть не любила, и может быть, вечерами, после сытного ужина, действительно рассказывал сыну страшные сказки о «советской оккупации».
Но все это из области предположений, которые так и не дают возможности сделать точный вывод о том, что же имел в виду эстонский премьер, вспоминая, об ужасах советского периода, испытанных в 13-летнем возрасте и ранее.
Но к выводу подталкивает политическая ситуация в Эстонии. В ноябре прошлого года Юри Ратас стал лидером Центристской партии, которую поддерживают и русские граждане республики, но осуществляет иную политику, чем свергнутый председатель политической организации Эдгар Сависаар, активно выступавший за добрососедские отношения с Россией. Из-за позиции прежнего лидера «центристы» много лет находились в оппозиции несмотря на электоральные успехи. Опросы показывали: это была самая популярная партия республики. Успешно выступала на парламентских выборах, но ее никогда не пускали в правящую коалицию.
Эдгара Сависаара давили всяческими способами, обвиняли в работе на Кремль, заводили уголовные дела, которые рушились, но в итоге отстранили от должности мэра Таллина в связи с одним из них. Лишь когда он серьезно заболел и надолго отошел от непосредственного руководства партией, его удалось сместить. Пост председателя занял Юри Ратас, который тоже когда-то был мэром Таллина и, казалось, соратником Эдгара Сависаара. И, видимо, в качестве награды за правильное поведение тут же получил пост премьер-министра, а Центристская партия мгновенно вошла в правящую коалицию. 6 ноября прошлого года был смещен Сависаар, а 23 ноября Ратас уже стал главой правительства. Кто возразит против предположения, что операция по замене лидера популярной политической организации была проведена в полной координации с… Ну скажем, «с кем-то» очень влиятельным в Эстонии.
Тут же изменилась публичная риторика партии. Юри Ратас, правда, продолжает говорить о том, что Россия — сосед, с которым следует выстраивать отношения, но напоминает о позиции Евросоюза в связи с событиями на Украине и поддерживает санкции против нашей страны. Обращает внимание: Эстония — активный член НАТО. Говорит об отсутствии в партии кого-либо, симпатизирующих Кремлю, отметает обвинения в сотрудничестве с «Единой Россией» — договор о сотрудничестве, заключенный при Эдгаре Сависааре, заморожен. Такое вот преемничество добрососедства с Россией от прежнего лидера Центристской партии.
Так что высказывание нового премьера Эстонии о том, каково ему было при «оккупации», кажется, из того же ряда, что и остальные выпады против нашей страны.
Недавно в интервью радио Радио Свобода Юри Ратас сказал: «Жители Эстонии выразили нам поддержку, причем это люди, говорящие как на эстонском языке, так и на русском». Да, это так. Но партия получала большую поддержу при Эдгаре Сависааре, при совершенно иной позиции и риторике лидера. Посмотрим, сумеет ли она повторить успех с новым председателем…