Руководство КНР планирует увеличить численность личного состава морской пехоты в пять раз: с нынешних 20 до 100 тысяч человек. Об этом сообщает газета South China Morning Post со ссылкой на источники. Цель Пекина заключается в обеспечении защиты морских коммуникаций и растущих интересов за рубежом.
Военнослужащие Народно-освободительной армии Китая (НОАК) размесятся в крохотном африканском государстве Джибути, которое примыкает к стратегически важному Баб-эль-Мандебскому проливу (соединяет Красное море и Аденский залив). Еще одним пунктом дислокации морской пехоты станет пакистанский город-порт Гвадар, который расположен неподалеку от Персидского залива.
Только за последнее время численность китайских морских пехотинцев выросла в два раза, достигнув 20 тысяч человек. При этом дальнейший рост численности не будет сопровождаться увеличением армии. В планах Китая сократить личный состав вооруженных сил на 300 тысяч человек, до 2 миллионов. Из каких войск будут набираться морские пехотинцы, газета не сообщает.
«Морской» тренд
Данная новость важна, прежде всего, в контексте безопасности РФ. В нашей стране достаточно распространены алармистские настроения по поводу китайской экспансии. Действительно, Поднебесная обладает самыми многочисленными сухопутными силами в мире, а на северном направлении сосредоточены 16-я, 39-я, 40-я армии Шэньянского военного округа.
Однако примерно с 2012 года отчетливо прослеживается «морской» тренд оборонной политики. В частности, Пекин вступил в противоборство с ВМС США и их союзниками за контроль над Южно-Китайским морем. Эту задачу Китай безуспешно пытается решить на протяжении десятилетий. Сегодня КНР по-прежнему не хватает сил, но через 5-10 лет у республики должен появиться мощнейший в АТР флот.
Рост количества кораблей повлечет увеличение персонала военно-морских сил. Штат китайских ВМС пополниться на 15% и составит 270 тысяч человек. Помимо Южно-Китайского моря, Поднебесная рвется укрепить военное присутствие в Африке и на Ближнем Востоке. Джибути является ключевым перевалочным центром для суданской нефти. В свою очередь Гвадар расположен вблизи Ормузского пролива, через который тоже идут китайские танкеры, но груженные иранской нефтью.
На данный момент можно с уверенностью сказать, что Пекин хочет обеспечить железобетонные гарантии безопасности торговых путей, которыми он активно пользуется. Однако зачем тогда наращивать в пять раз численность морской пехоты, которая задействована для охраны военных баз и в десантных операциях (захват береговой линии и военно-морских объектов)?
Конечно, дело здесь не в экономике, а в желании Пекина уравновесить США в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Морская пехота для Вашингтона — основной способ проецирования военного влияния на множество прибрежных государств. Также морских пехотинцев (боевые качества которых приравниваются к спецназу) нередко отправляют на выполнение сухопутных миссий (как в Сирии и в Ираке).
Численность Корпуса морской пехоты США составляет 200 тысяч человек. Для сравнения армия РФ насчитывает 760 тысяч человек, а в состав морской пехоты по разным данным входят от 12,5 до 35 тысяч человек. Несмотря на то, что более половины границы России занимают морские просторы, непосредственная угроза для прибрежной полосы отсутствует, а нынешняя политика Москвы не предполагает проведение масштабных десантных операций за рубежом.
Минобороны РФ нет смысла значительно повышать численность морской пехоты. А вот у коллег из Поднебесной совсем иная ситуация: морская пехота понадобится Поднебесной не только для зашиты военно-морской инфраструктуры. Учитывая территориальные притязания и амбиции КНР, морская пехота должна быть способна молниеносно захватывать островные территории и объекты противника, и наводить тем самым ужас на США, располагающих десятками баз в АТР и в Персидском заливе.
Перекрытая экспансия
Пекин стремится полностью модернизировать вооруженные силы, но главный акцент делается на ВМС и возможностях морской пехоты, в которой должны состоять наиболее профессиональные бойцы. В этом контексте естественным геополитическим противником для Поднебесной будут Соединенные Штаты. Если обе державы будут выполнять намеченные планы, то в ближайшее время конкуренция между ними значительно возрастет.
Новый хозяин Белого дома Дональд Трамп принял вызов Китая. Программа республиканца предполагает увеличение количества боевых кораблей с 272 до 350. Президент считает американский флот одряхлевшим, хотя у США мощнейшие в мире авианосные группы (10 штук) и силы морской пехоты. Если Трампу удастся убедить Конгресс, то ВМС США получат еще один авианосец, 16 крупных надводных кораблей, 18 многоцелевых подлодок, четыре десантных корабля и 52 корабля для охраны прибрежной зоны. При этом численность ВМС достигнет 360-380 тысяч человек.
Таким образом, Трамп рассчитывает усилить ударный компонент и расширить возможности для десантирования. Эксперты убеждены, что единственная держава, которая сможет тягаться с США в Мировом океане, это Китай, но не нынешний, а будущий. И в Вашингтоне осознают неизбежность краха гегемонии, если КНР осуществит задуманную перестройку вооруженных сил.
Военное присутствие на море, скорее всего, будет для КНР ключевым способом экспансии и завоевания глобального превосходства. На суше великодержавные амбиции Пекина ограничены Россией, Индией, враждебно настроенными Японией, Южной Кореей и Вьетнамом. Все эти государства, за исключением Вьетнама, являются полюсами силы, которые готовы жестко отстаивать собственные интересы.
Экспансия Поднебесной перекрыта на севере, северо-востоке, юго-западе, где расположена Индия и западе, где находится Центральная Азия с российскими военными базами. Единственное относительно открытое направление — это юго-восток и Южно-Китайское море. Китай осознает, что путь к статусу сверхдержавы лежит через море. Для этого Пекину необходимо иметь как минимум второй по мощи флот в мире и вторую по численности морскую пехоту.
Станут ли когда-нибудь ВМС Поднебесной оппонентом российскому ВМФ, который также расширяет горизонты в связи с сирийской операцией и конфронтацией с Западом? Очевидно, что экономическое присутствие Пекина на Ближнем Востоке перерастает в военное. Эксперты сходятся во мнении, что КНР станет влиятельным игроком в регионе и вмешается в конфликт в САР. При этом Китай будет действовать как самостоятельный актор.
Вряд ли это можно назвать хорошей новостью для России, которая сейчас с трудом делит сирийский пирог с Турцией, Ираном, Израилем, Иорданией, курдами и США. Реальный военный союз РФ и КНР — нечто из области фантастики. Москве стоит внимательно наблюдать за развитием конфликта Пекина и Вашингтона, но ни в коем случае не вступать в какие-либо альянсы.