Выдвижение Юлии Самойловой на конкурс «Евровидение» было воспринято российским обществом не только как попытка скомпрометировать киевские власти, но и как повод продемонстрировать, что инвалиды — это полноценные граждане, которые тоже могут блистать на сцене и потому не очень правильно называть их людьми с ограниченными возможностями.
Наше государство проводит курс на инклюзивность — максимально возможное включение инвалидов в жизнь общества. Для колясочников строят пандусы и лифты, постепенно меняется образовательная система. Но главный элемент социальной адаптации — это, конечно, трудоустройство. Только работа позволяет инвалиду обрести чувство самодостаточности, ощущение того, что он живет по тем же правилам, что и остальные граждане, не являясь для них обузой.
Большая часть инвалидов в России (не считая пенсионеров) — это рабочая сила с нераскрытым потенциалом. Однако работодатели пока неохотно набирают инвалидов. В такой ситуации российские власти решили финансово поддерживать бизнес, готовый взять инвалидов. Логика абсолютно верная, но даже в этой сфере нарушаются законы и каноны морали.
В особо крупном размере
Накануне стало известно, что прокуратура Москвы выявила мошенничество на сумму как минимум в миллиард рублей. С 2011 по 2014 годы из бюджета столицы выделялись субсидии на создание рабочих мест для инвалидов, но в ходе проверки 22 организации, получившие деньги, бесследно «исчезли» вместе с руководителями.
Прокуратуре удалось установить факт хищения бюджетных средств во время проверки договоров, которые департамент труда и занятости Москвы (сейчас — департамент труда и соцзащиты населения) заключал с так называемыми работодателями. Возбуждено 20 уголовных дел по статье 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).
При этом прокуратура проверила не все договора, заключенные департаментом труда, и совокупный ущерб бюджету Москвы может вырасти до двух миллиардов. «Контроль за исполнением контрактов должен был осуществляться на всех этапах должностными лицами департамента труда. Следствие в ходе расследования уголовных дел примет решение о выделении материалов в отношении должностных лиц, которые не приняли мер по своевременному контролю», — цитирует «Коммерсант» начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Москвы Евгения Манеркина.
В 2015 году правительство Москвы осуществляло масштабную реформу системы управления с целью повышения эффективности труда и экономии расходов. Были сокращены около 30% чиновников, а департаменты, функции которых пересекались, объединены. Так, в августе появился департамент труда и соцзащиты населения, в состав которого вошли департаменты труда и занятости населения, а также социальной защиты населения.
«После того, как мы ушли на патентную систему привлечения иностранных граждан к работе в Москве, расчет труда и занятости сегодня осуществляется экономическим блоком и уже не зависит от департамента труда и занятости. В целях исключения дублирования этих функций мы предлагаем объединить два этих департамента, который будет называться Департаментом труда и социальной защиты», — пояснил 26 августа 2015 года заммэра по вопросам социального развития Леонид Печатников.
Объединенный орган исполнительной власти возглавил Владимир Петросян. В его ведение были переданы 11 окружных центров занятости населения (Московский городской центр условий и охраны труда, учебный центр «Профессионал», Центр квотирования рабочих мест, Московский центр трудового обмена и Женский деловой центр и др.).
Крайне выгодный «бизнес»
Прежним руководителем Департамента труда и занятости был Вадим Кудряшов, находившийся в статусе и.о. В 2014 году он сообщил, что на создание рабочих мест в 2012-2013 годы было выделено 1,287 миллиарда рублей, а на 2014 год было предусмотрено 1,349 миллиарда рублей.
Насколько Кудряшов и другие чиновники могут быть причастны к мошеннической схеме, на данный момент непонятно. Стоит отметить, что в апреле 2014 года он озвучил инициативу по изменению порядка трудоустройства инвалидов. Видимо, уже тогда в мэрии понимали несовершенство существующего механизма, столкнувшись с недобросовестностью бизнеса.
«Прорабатывается возможность введения с 2015 года новых форм, новых направлений экономической и социальной поддержки предприятий, применяющих труд инвалидов. В частности, предлагается выдача сертификата на трудоустройство инвалидов», — говорил Кудряшов.
Схема трудоустройства действительно изменилась в 2015 году. После слияния двух департаментов работодатели перестали получать бюджетные субсидии в авансовом порядке. Однако новая система поддержки работодателей, желающих взять на работу инвалидов создана не была. Как пояснила «Коммерсанту» начальник отдела по работе со СМИ департамента труда и соцзащиты Анна Шаповалова, «новая программа будет реализована в 2017 году пока в форме эксперимента».
По ее словам, «проект постановления, предусматривающий новый порядок поддержки работодателей, уже внесен в правительство Москвы». Теперь субсидии работодателями будут выделяться только в качестве компенсационных выплат. Также правительство планирует привлекать тех работодателей, у которых есть опыт организации труда инвалидов. Однако сколько предприятий согласятся на такие условия?
В настоящее время департамент труда и соцзащиты Москвы пытается через суд вернуть ушедшие в чьи-то карманы деньги. Расхищение субсидий на трудоустройство инвалидов оказалось крайне выгодным «бизнесом». Стоимость создания одного рабочего места для инвалида оценивалась в 500-700 тысяч рублей. 70% средств в авансовом порядке давало правительство, а 30% — вкладывал работодатель.
С апреля 2011 года по октябрь 2015 года работу должны были получить почти четыре тысячи инвалидов Москвы. В итоге 63 компании, которым выделили бюджетные деньги, трудоустроили только 1%, то есть менее 40 человек.
Столь масштабное мошенничество, возможно, не является результатом преднамеренного сговора чиновников с бизнесменами. Скорее всего, хищение субсидий стало следствием несовершенной системы контроля за выделением средств. После получения помощи правительства компании меняли адреса и руководителей, закрывали юрлицо или устраивали меньшее число инвалидов, надеясь, что их минует кара.
Перед нами типичная российская история того, к чему приводят, казалось бы, благие намерения государства. Мы каждый день заслушиваем по телевизору рапорты о том, что столько-то средств было выделено на поддержку такой-то социальной программы. А куда деваются эти деньги потом, приходится выяснять прокуратуре.