Материал комментируют:
Александр Шатилов
Российское общественное движение «Антимайдан» пообещало не допустить проведения в Москве 26 марта несанкционированного шествия по улице Тверской, на которое призывает выйти своих сторонников оппозиционер Алексей Навальный.
«Алексей Навальный публично призывает граждан выйти на несанкционированное мероприятие 26 марта 2017 года в Москве. Не поддавайтесь на провокации. Активисты движения „Антимайдан“ будут выявлять всех зачинщиков и передавать в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства», — говорится в сообщении организации.
Ранее Навальный заявил, что намерен провести митинг против коррупции в Москве, несмотря на то, что в мэрии Москвы его согласовать отказались.
Всё это начинает напоминать дух «болотного протеста» 2010−2011 годов.
Между тем, по мнению представителей московской мэрии, митинг невозможен, так как «повлечет нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры», «создаст помехи движению пешеходов и транспортных средств», а также «ограничит доступ граждан к жилым помещениям» и «нарушит права и интересы граждан, не участвующих в указанном мероприятии». Аргументация, как видим, не самая убедительная.
В блоге Навального отмечается, что протестные митинги согласованы в шести городах России, среди которых Санкт-Петербург. В 55 городах России поданы уведомления на проведение антикоррупционных митингов.
То есть Навальный замахнулся практически на акцию всероссийского масштаба. Если вспомнить его недавний фильм, где он обвиняет премьер-министра России Дмитрия Медведева в коррупции, возникает вопрос: почему власть сквозь пальцы смотрит на «бурную деятельность» оппозиционера, хотя представителей иных политических сил осаживает очень быстро? И не приведёт ли заигрывание власти с оппозиционером к новой «Болотной»?
— Сейчас во власти нет серьёзных сил, заинтересованных в дестабилизации ситуации, — считает политолог, декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Поэтому я сомневаюсь, что у Навального получится организовать «Болотную-2», которая по массовости хотя бы не уступит первой «Болотной». Навальный вообще достаточно переоценённая персона. А в чём-то он и выгоден власти, поскольку позволяет канализировать протестное движение в достаточно безопасное русло, при этом дезориентировать оппозицию, в первую очередь либеральную. Поэтому власть и не принимает к «борцу за справедливость» жёстких мер, позволяя ему относительно свободно пиариться, будоража общественное мнение. Притом, как показывают соцопросы, известность Алексея Навального не так высока. А число желающих его видеть на посту президента России колеблется в пределах статистической погрешности. Поэтому он является очень удобным спарринг-партнёром власти. И хотя пока он не имеет права участвовать в президентских выборах из-за судебного разбирательства, при определённых условиях его могут допустить к участию к президентской кампании 2018 года — чтобы он мобилизовал часть либерально настроенных граждан, оттянув её от других, более сильных кандидатов. Хотя, на мой взгляд, власти он интереснее тем, что собирает вокруг себя молодую публику, склонную к несистемным акциям протеста. Таким образом, на заметку берутся наиболее активные. С другой стороны, Навальный, словно Моисей, будет ещё долго водить эту публику «по пустыне».
«СП»: — Среди либералов много неглупых людей. Они понимают, что их водят за нос или живут по принципу: «Я сам обманываться рад»?
— Есть те, кто понимают, но держатся около Навального, исходя из своих интересов. А большинство его сторонников — это так называемый «офисный планктон». Эти люди не склонны глубоко копать в политике. И их незаметно убедили, что Навальный является неким знаменем борьбы с «путинским режимом». Основной «электорат» Навального — молодые, легковозбудимые и не очень образованные люди, которых довольно просто направить в определённое русло. Более серьёзные политики либерального толка держатся в стороне от Навального. Другое дело, что у них самих не так много возможностей влиять на общественное мнение.
«СП»: — Для чего, на ваш взгляд, именно сейчас при участии Навального был выпущен фильм, обличающий премьер-министра Дмитрия Медведева?
— Ни для кого в российском истеблишменте не секрет, что Навального периодически используют в качестве «сливного бачка», когда необходимо скомпрометировать того или иного политического деятеля. В данном случае, я не исключаю, что фильм о Медведеве так же лишь один ход в «многоходовке» аппаратной игры.
«СП»: — Кого сейчас может не устраивать Медведев?
— Пофамильно сложно сказать. Это могут быть люди из силовых структур, либо кто-то еще.
«СП»: — В конце 2010 года никто не ожидал, что протестные акции примут столь массовый характер. Сейчас возможен непрогнозируемый всплеск протестной активности?
— Тогда во главе государства стоял Дмитрий Медведев. В элите было больше разобщённости и шатаний. Сейчас Владимир Путин довольно уверенно контролирует ситуацию с элитой. Кроме того, если сравнивать с 2010 годом, сегодня перекрыто большинство каналов финансирования несистемной оппозиции со стороны Запада. Поэтому возможности либеральной оппозиции очень ограничены, без финансовой «подпитки» раскачать массовый протест крайне сложно.
«СП»: — В «Свободной прессе» Михаил Делягин высказывал точку зрения, что Навальный как раз нужен, чтобы придать больше легитимности президентским выборам, поскольку, став кандидатом, он может привести к избирательным урнам около 10% избирателей, которые потенциально могут проголосовать за него или против него.
— Не исключено, что это так. Поскольку проблема явки на выборы будет одной из главных проблем избирательной президентской кампании. И тут любые средства хороши, чтобы обеспечить её по максимуму. Конечно, в этом случае власти придётся соблюсти тонкую грань, чтобы не очень сыграть на руку Навальному.
«СП»: — До выборов, кстати, остался ровно год. Возможно ли, что в ближайшее время нас ждут какие-то неожиданности. Например, Владимир Путин назовёт своего преемника?
— Не думаю. Всё-таки год до выборов — недостаточный срок для того, чтобы максимально раскрутить преемника так, чтобы в нынешней политической ситуации это не несло риски каких-то эксцессов. Коней на переправе менять очень сложно. Однажды «операция преемник» уже была разыграна в нашей новейшей истории. Не думаю, что власть решит повторяться. Хотя сейчас вбрасываются самые разные идеи, вроде того, что Владимир Путин пойдёт на выборы 2018 года «в паре» со своим будущим преемником.
— Наличие либеральной оппозиции страшно выгодно власти, — считает адвокат и политолог Дмитрий Аграновский. — Как сказал по другому поводу Сергей Кургинян — хороший враг стоит двух друзей. Посмотрите, в 2010 году в стране начался, по сути, справедливый протест против махинаций на выборах и других прегрешений власти. В этом протесте участвовали и левые, и правые — практически весь спектр политических сил России. Он был широко поддержан обществом. Но как только протест возглавили либералы, которых народ с 90-х годов ненавидел, этот протест полностью маргинализировался. И сейчас протестная активность для власти не представляет практически никакой угрозы. Именно поэтому ни Навального, ни других либералов не сажают в тюрьму, хоть и держат на коротком поводке. В то время как Сергея Удальцова уже несколько лет держат в тюрьме, поскольку он был левых взглядов, а значит, потенциально мог стать широко популярным.
«СП»: — Есть ли вероятность, что с Навального в последний момент снимут все обвинения, чтоб он смог участвовать в президентских выборах, добавил в них «интригу», а, значит, укрепил их легитимность?
— От участия Навального в выборах мало что изменится. С одной стороны, его поддержка куда меньше, чем поддержка у той же «Справедливой России», не говоря уже о КПРФ. Но даже если будут по факту честные президентские выборы в России, на Западе их никто таковыми не признает.
Я вообще считаю, что деятели, утверждающие, что «Крым не наш», не должны допускаться к выборам. Поскольку это будет плевок в лицо тем, кто 2 мая 2014 года погиб в Одессе, кто погибал все эти три года в Донбассе.
На мой взгляд, легитимность президентских выборов в России резко упадёт, если к ним будет допущен Навальный. Поскольку таких как он деятелей не интересует результат. Он понимает, что выиграть не сможет, его задача будет — превратить выборы в фарс, устроить как можно больше скандалов и провокаций.
«СП»: — В 2011 году было ощущение, что ситуация может пойти по неконтролируемому сценарию. Сейчас что-то такое возможно?
— Да, в 2011 году даже представители власти начинали понемногу «садиться на два стула». Сейчас это абсолютно невозможно. Либеральная оппозиция полностью маргинализирована. Это просто сборище сумасшедших или американских агентов. Да и в 2011 году либеральная оппозиция просто «приватизировала» протест против нечестных выборов. Хотя никто их об этом не просил. Именно поэтому создавалось ощущение, что за либералами стоит серьёзная общественная поддержка, хотя на самом деле это было далеко не так.