В Евросоюзе считают, что действия Минска противоречат обязательствам по демократизации, а Брюссель намерен выстраивать свои отношения с Белоруссией именно на основании соблюдения страной основополагающих прав принципа верховенства права. Об этом говорится в коммюнике официального представителя главы дипломатии ЕС Федерики Могерини. Речь идет о разгоне антиправительственных акций 25 марта.
«В последние дни мы ежечасно наблюдали сообщения о превентивных арестах и задержаниях по разным обвинениям. Журналистов наказывали за освещение событий», — говорится в документе.
Евросоюз также призвал освободить «всех недавно задержанных мирных граждан». С аналогичными требованиями выступили и США.
Напомним, в субботу в Минске и других городах Белоруссии оппозиционеры попытались провести несанкционированное шествие, посвященное т.н. «Дню воли», оно было совмещено с акциями протеста против т.н. «налога на тунеядство». По данным правозащитников, сотни человек были задержаны.
— Лукашенко остается верен своим принципам, — уверен замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Он никогда и не рассчитывал на серьезную поддержку со стороны Евросоюза. Обратите внимание, как лояльно вела себя милиция по отношению к участникам первых маршей «рассерженных белорусов». Это создало у оппозиции ощущение «оттепели» и заставило Запад вновь обратить внимание на Белоруссию. Европейцам показалось, что давление небесполезно, к их требованиям прислушиваются и достаточно только осадить Лукашенко, чтобы он сделал так, как от него требуют.
Именно этот сигнал и перенаправил Лукашенко в Россию. Мол, смотрите, белорусскую оппозицию поддерживают на Западе, без России мне не справиться, иначе рискуете потерять союзника. В этот же ряд я бы поставил и приглашение Лукашенко 6 апреля в США, в Канзас-Сити, на мероприятия, посвященные 100-летию вступления США в Первую мировую войну. Информация не подтверждена пока Вашингтоном, но активно распространяется белорусскими СМИ с целью показать интерес к Лукашенко в США.
«СП»: — Насколько для Лукашенко принципиально дружить с Западом? В каких условиях он готов пожертвовать этой «дружбой»?
— Выстраивание понятных отношений с Западом в любом случае займет немало времени, а в белорусской экономике уже сейчас проблемы. Кроме обязательств перед «Газпромом», Минску необходимы 2 миллиарда долларов: в 2017 году Белоруссии надо погасить 1,2 миллиарда долларов валютных облигаций, а также выплатить по евробондам 800 миллионов долларов в январе 2018 года. Их можно занять только у Москвы. Потому что Россия не вмешивается во внутреннюю политику Белоруссии. Любые же кредиты от Запада будут обременены политическими требованиями. Это Лукашенко прекрасно понимает, и, заигрывая с Западом, старается обеспечить для себя наиболее выгодную переговорную позицию для диалога с Путиным. Встреча откладывается уже несколько месяцев, но, думаю, все же состоится нынешней весной.
«СП»: — Насколько потенциальное охлаждение Лукашенко с Западом на руку Москве?
— В России прекрасно понимают перспективы отношений Белоруссии и Запада, не воспринимая тактические игры как изменения стратегии. Думаю, Россия в отношениях с Белоруссией сохранит хладнокровие.
«СП»: — Насколько, по-вашему, власти Белоруссии адекватно вчера применили силу? Можно ли было обойтись без этого? Насколько это снизит риск дальнейших выступлений оппозиции?
— Я уже сказал, что массовые задержания демонстрантов имели целью не только воздействие на оппозицию, но были рассчитаны и на внешнеполитический эффект. Повторюсь, на реакцию Москвы, а не Запада. На то, что в Москве обратят внимание на проблемы Лукашенко и поддержат режим деньгами. В то же время вчерашняя реакция властей, думаю, поставила на место дезориентированную прежней лояльностью правоохранителей оппозицию, и убережет Белоруссию на какой-то период времени от беспорядков.
— Когда речь идет о «демократических свободах», тут всё дело в том, что и с чем мы сравниваем, — отмечает политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— В государствах Западной Европы подобные жёсткие действия со стороны правоохранительных органов были бы чем-то экстраординарным, это вызвало бы волну протестов как внутри страны, так и за её пределами. В Белоруссии же такая практика в целом существовала на всём протяжении президентства Александра Лукашенко, здесь ничего необычного не произошло.
Другой вопрос, который актуален также и для России, состоит в том, насколько соотносимы декларируемые и обозначенные в основных документах права граждан на мирные добровольные собрания без оружия с необходимостью получать от властей согласование на реализацию этих же самых прав.
«СП»: — Обычно вместе с кнутом применяют пряник. Есть ли такой «пряник» у Лукашенко?
— «Пряники» уже были даны. Во-первых, это мораторий на взимание «налога на тунеядство» и на увольнение сотрудников предприятий. Во-вторых, существенные концессии националистической части белорусского общества, составляющей основу протестов, в том, что касается гуманитарной политики государства.
«СП»: — Приведут ли вчерашние события к очередному охлаждению между Минском и Западом? Как далеко может пойти Запад? Вернет санкции?
— Западные партнёры Минска, полагаю, ограничатся традиционными заявлениями с выражением озабоченности ситуацией с правами человека в Белоруссии, но дальше они вряд ли пойдут. Западу в лице Европейского союза вполне достаточно продолжения конфронтации с Россией, помноженной на собственные внутренние настроения: переговоры по выходу Великобритании, экономический кризис в Греции, миграционная волна и радикализация «местных» мусульман.
«СП»: — Готов ли сам Лукашенко к ссоре с Западом, если протесты будут нарастать? Где та грань, за которую он не готов перейти?
— Белорусский президент хочет сохранить власть. Это не характеристика Лукашенко персонально, это относится к любому лидеру, долго занимающему своё кресло. И чем дольше лидер находится на своём посту, тем труднее — в силу самых разных причин — свой пост покидать. Соответственно, между сохранением власти и отношениями с Западом Лукашенко будет выбирать не задумываясь.
Эксперты выводят интересное различие в стратегиях властей России и Белоруссии по «гашению» протестов. В первом случае обычно большие сроки получают рядовые участники беспорядков, лидеры же остаются на свободе. В Белоруссии же, напротив, сроки получают лидеры. Полагаю, эту же стратегию Минск применит и на этот раз, тем самым снизив возможность для перерастания протестов в условный Майдан. «Сопротивление без лидера» (leaderless resistance) — увлекательная концепция, но у неё есть один существенный минус — она не работает.
«СП»: — Как, по-вашему, в Москве оценивают эту ситуацию? Ждут, что Батька обратится за помощью? Как вообще Москве следует вести себя с Минском в этой ситуации?
— В Москве ситуацию оценивают спокойно. Насколько я могу судить, в русском экспертном сообществе есть определённые подозрения в связи с нынешней ситуацией: есть мнение, что для Минска было необходимо нагнетать обстановку для того, чтобы получить более сговорчивую позицию России по экономическим вопросам. «Я здесь у себя еле-еле прозападную революцию сдерживаю, а вы меня ещё хотите ценами на газ задавить».
В целом, даже безотносительно «дней воли» и «маршей нетунеядцев», Москве следует в отношении Белоруссии избавиться от двух базовых иллюзий, которые почему-то не развеялись после украинского переворота. Иллюзия первая: Лукашенко будет у власти всегда. Иллюзия вторая: Белоруссия всегда, в конечном итоге, будет пророссийской. Исходя из этого, следует активнее работать с гражданским обществом Белоруссии, с молодёжью, которая всё более ориентируется на Запад, с экспертными кругами.
России нужно ответить на вопрос: устраивает ли нас ситуация, при которой Союзное государство РФ и РБ, по сути, не является ни государством, ни даже (до конца) союзным? И чего мы, собственно, хотим от наших отношений в перспективе хотя бы десяти следующих лет? Есть ли у нас план совместного будущего? Есть ли у нас концепция, способная привлечь активную часть белорусского общества, будущую элиту страны?
Что касается непосредственно насущных проблем, то есть мнение, что скидки Белоруссии следует увязать с согласованием размещения на территории страны российских военных баз. Предложение, на первый взгляд, хорошее, но в материальном плане получится, что Россия в этой ситуации будет вынуждена платить дважды: с одной стороны, недополучая деньги за поставки углеводородов, а, с другой, оплачивая ещё и жизнедеятельность собственных баз на «чужой» территории. Впрочем, военные базы в послевоенной Европе стали фактором скорее политики, чем безопасности.
— Охлаждение и потепление отношений с Западом, особенно на уровне риторики, происходило уже не раз, вполне возможно мы видим очередной виток такого похолодания и взаимных обвинений, — напоминает доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин.
— Политика Европы в этом отношении прагматична и может поменяться в зависимости от собственных интересов, тот же принцип, кстати, пытается реализовать Лукашенко, то заигрывая с Европой, то резко пресекая попытки политического давления. Думаю, что Лукашенко отдает себе отчет в том, что в конечно счете не сможет «договорится» с Западом и выстроить с ним партнерство.
«СП»: — Насколько Лукашенко дорожит дружбой с Западом? Готов ли он рисковать поблажками оппозиции ради нее?
— Обвинения в нарушении демократии со стороны Евросоюза являются формой давления и инструментом связывания действий власти, аналогичное давление Запад оказывал и на Украину в период Майдана, чем закончилась постоянная оглядка на эти требования хорошо известно. Так что вряд ли Лукашенко захочет повторять судьбу Януковича ради призрачного одобрения своих действий.
«СП»: — Насколько Москве выгодно охлаждение между Минском и Западом?
— Москва уже давно явным образом не реагирует на политические перипетии отношений Белоруссии с Западом, они пока принципиально не влияют на союз с Россией. Гораздо важнее экономические отношения и интеграция Москвы и Минска, здесь линия конфликтов гораздо сложнее и опаснее для союзного государства, — субъект, судьба которого не может не волновать позитивные силы как в России, так и в Белоруссии.