Кандидат в президенты Франции, лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен предрекла Европейскому Союзу скорое исчезновение. По мнению политика, организация изжила себя и больше не нужна людям.
«Евросоюз погибнет, потому что людям он больше не нужен. Надменным гегемониям суждено исчезнуть с лица земли», — заявила Ле Пен на встрече с избирателями в Лилле. По мнению Ле Пен, поворотными событиям в этом направлении стали референдум о выходе Великобритании из ЕС и победа Дональда Трампа на выборах в США. Выборы президента Франции станут очередным шагом в «глобальном восстании людей».
Кроме того, Ле Пен обвинила своих основных соперников — экс-министра экономики Эммануэля Макрона и кандидата от движения «Республиканцы» Франсуа Фийона в предательстве граждан ради Евросоюза и интересов рынка. Теперь, по ее словам, «пришло время разгромить глобалистов» и начать строить «другую Европу для людей», основанную на свободном сотрудничестве стран.
Напомним, что на прошлой неделе Марин Ле Пен посетила Москву, где встретилась с президентом РФ Владимиром Путиным, а также членами комитета Госдумы по международным делам и с председателем парламента Вячеславом Володиным. Как визит в Россию в нынешней политической обстановке скажется на шансах Ле Пен, пока не ясно.
До выборов президента Франции осталось меньше месяца. Первый тур назначен на 23 апреля, а второй, если он состоится, на 7 мая. Согласно опросам общественного мнения, в предвыборной гонке лидирует лидер партии «Вперед» Эммануэль Макрон. Долгое время наибольшими симпатиями публики пользовался Франсуа Фийон, но коррупционный скандал серьезно ударил по его шансам.
Не случайно лишь в начале марта Макрону вдалось впервые вырваться вперед. По мартовским поллам, он наберет 26% в первом туре, Марин ле Пен отстанет всего на 1%, а Фийон займет третье место. Но победу во втором туре все опросы безоговорочно отдают именно экс-министру — в противостоянии с Ле Пен он наберет 65% голосов, с Фийоном — 59%.
Эксперт Центра изучения кризисного общества Александр Вершинин считает, что если не на этих, то на следующих выборах риторика Марин Ле Пен может принести ей успех по мере роста евроскепсиса среди населения ЕС.
— Марин Ле Пен говорит о закате Евросоюза не первый год, и не она одна. В ходе нынешней президентской кампании во Франции несколько кандидатов делают акцент на кризисе ЕС. Для Франции это важный момент, так как исторически она всегда была мотором евроинтеграции, но в последние годы эту роль утратила. Отчасти по своей вине, отчасти в связи с объективным развитием ЕС.
Для обычного француза, который идет в магазин и отдает за некоторые товары процентов на 25 больше, чем платил бы, не входи страна в ЕС, все это очень существенно. Поэтому у Ле Пен есть стабильная избирательная база людей, которые, так или иначе, страдают от последствий евроинтеграции. Порядка 25% французов железобетонно выступают за «Национальный фронт». Это позволит Марин Ле Пен в первом туре обойти других кандидатов.
«СП»: — То есть во Франции возможно повторение сценария Brexit или выборов в США?
— Это не слишком вероятно. Дело в том, что пока эти протестные настроения не столь велики, чтобы на них въехать в Елисейский дворец. Едва ли на острой критике Евросоюза можно одолеть такого сильного соперника, как Эммануэль Макрон, который, скорее всего, и победит во втором туре.
Хотя евроскепсис как таковой — это не только французская проблематика. После Brexit об этом говорят все, и даже в Германии, которая всегда была главным бастионом и бенефициаром евроинтеграции, партия евроскептиков «Альтернатива для Германии» уже имеет свои 15%. Для Германии это очень много, ничего похожего еще не было.
Ле Пен чувствует настроения населения. Но ее слова нужно умножать на избирательную кампанию, на то, что она пытается усилить свой имидж несистемного политика. Это модно, это в тренде. Если не на этих, то на следующих выборах это может принести свои плоды.
Если мы вспомним, относительно недавно, 15 лет назад ее отец получил на выборах в первом туре 16%, и это стало сенсацией. Сейчас Ле Пен минимум получает 25%, и это никого не удивляет. Все согласны, что ее позиции будут усиливаться и то, что сегодня происходит в Евросоюзе, ей на руку.
«СП»: — Могут ли позиции Ле Пен и евроскептиков усилиться перед выборами или это их потолок?
— Все зависит от того, что будет дальше происходить в ЕС. Еще три года назад никто не думал, что в Европу приедет миллион с лишним беженцев из Сирии, Африки и Ближнего Востока. Сейчас ситуация нестабильна, и любой фактор может повлиять на ход событий. Есть несколько точек, в которых может случиться то, что еще сильнее укрепит позиции евроскептиков в принципе, и Марин Ле Пен накануне голосования в частности.
«СП»: — Что это за точки?
— Во-первых, это то, что происходит в Южной Европе. Об этом все забыли, но совсем недавно был сильнейший кризис в Греции. Вопрос на какое-то время засыпали деньгами, всех построили, дали четкие указания, но сама проблема того, как в рамках еврозоны существовать этим странам, решена не была. Частично перекачивать ресурсы из одних членов ЕС в другие и как-то балансировать, будет все сложней.
Если что-то случится на юге, а это не только Греция, но и Португалия, Испания, отчасти Италия, это может усилить позиции тех, кто выступает с критикой Евросоюза, точнее, европейских институтов. Даже Марин Ле Пен подчеркивает, что она не против ЕС как такового, а против той формы, в которой эта организация существует сегодня.
Во-вторых, не очень понятно, что будет дальше с мигрантами. В Германии Ангела Меркель заняла жесткую позицию и настаивает на том, что нужно их принимать. Но она не учитывает потенциального количества новых беженцев. Летом приток мигрантов обычно усиливается, и если он будет велик, это может разжечь недовольство европейцев.
Наконец, третьим фактором, который сыграет на руку евроскептикам и Ле Пен, может стать большая политика. Тенденция по снижению международного влияния отдельных стран ЕС встречает достаточно болезненный отклик среди части населения, особенно во Франции. На идее величия построил современную французскую политическую нацию Шарль де Голь. То, что они постепенно это величие утрачивают, ощущается в массах. И в отношении ЕС французов едва ли не больше всего раздражает отсутствие четкой внешней политики и зависимость от Вашингтона.
Нужно смотреть на то, как будет действовать Трамп, чем на это ответит Москва, и как в ситуации противостояния двух центров силы проявит себя ЕС. От всех этих факторов будет зависеть дальнейшая судьба движения евроскептиков. Не исключаю, что такие настроения в обществе могут еще подрасти, и то, что мы видим сейчас — еще далеко не потолок их популярности.