2 апреля 1997 года президенты РФ и Белоруссии подписали договор о создании Союза двух государств (ранее было Сообщества России и Белоруссии). 23 мая 1997 года был одобрен Устав, а 2 апреля 1998 года заключен договор о формировании Союзного государства Беларуси и России. На протяжении последних 20 лет 2 апреля отмечается как День единения двух братских народов.
Говорить о том, что значат Россия и Белоруссия друг для друга можно бесконечно. Но на межгосударственном уровне отношения складывались непросто: братание в 1990-е годы сменилось постоянной дележкой экономических благ в 2000-е. На сегодняшний день неурегулированным остается огромный пласт насущных вопросов. Минск чаще всего занимает бескомпромиссную позицию, а Москва уже с неохотой идет на уступки.
«Замороженное» государство
После распада СССР торгово-экономическая интеграция спасла белорусскую экономику и поддержала приграничные деградирующие российские регионы. Положительный эффект в хозяйственной сфере Александр Лукашенко и Борис Ельцин стремились скрепить политическим союзом и, судя по темпам заключения договоров, явно куда-то торопились.
15-20 лет назад перспектива создания Союзного государства (в его прямом значении) казалась реальной. Во-первых, были сильны ностальгические настроения по общему советскому прошлому. Во-вторых, две страны ощутили пользу от всестороннего сотрудничества и осознали выгоду от интеграции. В-третьих, заметную роль играл фактор этнического и культурного родства двух народов.
Однако красивые заявления и прописанные в сотнях договорах пункты так и не стали явью. Официально проект Союзного государства никто не закрывал, но прогресс на пути его построения отсутствует с начала 2000-х годов. При этом множество совместных органов, комиссий и комитетов по-прежнему функционирует.
Яркий пример — Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Законодатели, эксперты и чиновники из двух государств регулярно проводят различные мероприятия. Но в приоритете находятся вопросы, несвязанные с политикой и экономикой, то есть сферами, где разногласия между Москвой и Минском наиболее сильны.
Вопрос о том, почему в 2000-е годы России и Белоруссии не удалось построить общий дом, достаточно хорошо изучен. Перечислим ключевые факторы:
- Интеграция двух государств, несмотря на ее естественный характер, это рукотворный процесс, начавшийся «сверху», а не «снизу». Выполнение или невыполнение тех или иных соглашений зависит от переменчивой воли правящих элит;
- Лукашенко — убежденный государственник, который очень скептично относится к приватизации и передаче в руки иностранного капитала белорусских активов. Так, несмотря на обещание, Минский автомобильный завод не был передан частным и российским собственникам. Лукашенко опасался и, вероятно, продолжает опасаться, что маленькую Беларусь скупят олигархи из соседней страны;
- Политическая интеграция с РФ не вписывается в концепцию развития национального государства в Белоруссии. Белорусы не смогут стать полноценной нацией, если лишаться суверенитета над своей страной;
- Объединение двух государств вряд ли может происходить на равноправной основе в силу несопоставимой величины населения, экономики, ресурсов. В Минске никогда не хотели быть западным субъектом Российской Федерации.
Таким образом, процесс объединения выгоден России больше, чем Белоруссии. Однако с какой тогда целью Лукашенко педалировал интеграцию в 1990-е годы? По этому поводу есть экзотическая, но не лишенная смысла версия, что Батька стремился стать президентом Союзного государства, пользуясь раздором в элитах РФ и немощью Ельцина. С приходом Владимира Путина стало понятно, что «хитрый план» нереализуем, и Лукашенко нажал на тормоз.
Экономика-паразит
Этап нынешних российско-белорусских отношений очень верно охарактеризовал Владимир Путин в далеком 2006 году, когда произошел первый крупный газовый скандал. По словам российского лидера, официально «дружеские» отношения с РБ приобрели «партнерский характер». Более 10 лет Москва и Минск воюют из-за торговых тарифов и цен на энергоресурсы, а с 2014 года прибавилась проблема контрабанды санкционных продуктов в РФ с территории РБ.
Вследствие интеграции белорусская экономика, по утверждению заместителя декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрея Суздальцева, превратилась в паразита российской. Минск покупает по льготной цене российские энергоресурсы, перерабатывает их и продает Западу.
Также Белоруссия пользуется торговыми преференциями и продает России запрещенные к ввозу товары (как тут не вспомнить семгу белорусского производства). А о богатстве белорусских молочных магнатов и вовсе ходят легенды. При всем этом экономика республики и белорусский народ сводят концы с концами. О чем это говорит?
Лукашенко выстроил коррупционную и чрезвычайно неэффективную экономическую модель (с точки зрения национальных интересов), которая питается преимуществами экономического союза с РФ. Несмотря на очевидные выгоды, государство не выводит деньги из тени, не делиться с собственным народом, редко соглашается на уступки в спорах с Москвой и заигрывает с Западом.
Особенность белорусского пути
Назвать отношение режима Лукашенко к России справедливым язык не повернется. Никакой пророссийской пропаганды в РБ нет, более того, белорусские гиды с удовольствием расскажут вам об «экспансии с Востока» и о том, как хорошо жилось белорусам в составе Великого княжества Литовского. В центре Минска католических храмов не меньше, чем православных церквей.
Белоруссия не сделала исторический выбор в пользу русской цивилизации. Тем не менее, стоит признать, что Лукашенко (наверное, как, прежде всего, советский человек) не изгадил священную память о Великой Отечественной войне, не проводил декоммунизацию и прочие безумные социальные эксперименты. Белорусы не отождествляют себя с русскими, но и не занимаются противопоставлением наших культур.
В контексте событий на Украине Белоруссия выглядит девой, которая не определилась, кому стоит доверить право на лишение невинности. Но при всех похотливых помыслах она сохранила платоническую связь с тем партнером, который всегда будет готов ее защитить вне зависимости от факта полового контакта на стороне.
Несмотря на вал неразрешенных разногласий, между Россией и Белоруссией был создан крепкий военный союз. Ежегодно Москва и Минск проводят десятки учений, а в сентябре 2017 года пройдут небывалые по размаху маневры «Запад-2017», которые успели вызвать панику в среде белорусских оппозиционеров и в Прибалтике.
Лукашенко и белорусский народ прекрасно понимают, что Россия всегда подставит свое могучее плечо и не предаст их. Белоруссия осталась для граждан РФ гостеприимной и безопасной страной. Конечно, политические разборки отравляют наши отношения, но Белоруссия не пошла по пути большинства постсоветских республик и не стала брать пример с Прибалтики и Украины.