Материал комментируют:
Игорь Юшков
Павел Салин
Следующим шагом украинских радикалов после подрывов ЛЭП, блокады железных дорог и погромов российских банков в Киеве может стать захват украинской ГТС «боевиками в балаклавах». К такому выводу пришёл генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Сегодня борцы за свободу захватывают железнодорожные пути — завтра начнут захватывать газопроводы. Это является серьезной проблемой. Именно поэтому Россия активно лоббирует проект „Северный поток-2“. Увы, диверсификация транзита стала важной частью газовой политики. После ввода первых двух ниток „Северного потока“ доля Украины в транзите российского газа стала падать — и это, кстати, тоже значимый факт для сдерживания Киева. Если бы зависимость была критической, он вполне бы мог вести себя гораздо более провокационно. При этом до окончания транзитного контракта остается всего две зимы. Поэтому крайне важно уже сейчас договориться с Европой об условиях поставок с 2020 года — для того чтобы не было соблазнов устроить напоследок неприятный сюрприз. Тем более что в Украине только и говорят о досрочных выборах, а политический хаос - не лучшее условие для стабильной работы ГТС», — пишет Симонов в «Независимой газете».
Между тем, в Евросоюзе никак не могут решить, разрешать ли России строительство «Северного потока-2». Его введение в эксплуатацию фактически выведет Украину из числа безальтернативных транзитёров российского газа в Европу.
На днях Дания, через территорию которой должен пройти «Северный поток-2» (а, значит, без её разрешения строительство газопровода невозможно), заявила о своей особой позиции. В частности, датские власти готовы «предложить законопроект по аспектам внешней политики и безопасности». В нем при рассмотрении проектов, которые предполагают строительство подводных трубопроводов в территориальных водах, будет приниматься во внимание и политический момент. Однако пока правительство Дании еще не приняло окончательного решения о том, будет ли данный закон применяться в отношении проекта «Северный поток-2».
Итак, сможет ли Россия «продавить» новый трубопровод в Балтийском море, ссылаясь на непредсказуемость ситуации в «незалежной»?
— Я думаю, постепенно европейцы осознают, что Украина крайне ненадёжный газовый транзитёр, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Это видно даже по их отношению к «Северному потоку-2». Мы помним, какая жёсткая позиция была у ЕС и США в вопросе «Южного потока». Тогда западные политики не брезговали откровенными угрозами. Ангела Меркель прямо заявила, что если Болгария разрешит строительство «Южного потока» на своей территории, то в Брюсселе найдут способ заставить Софию разорвать контракт. Так оно и оказалось. Сейчас же мы не слышим из тех стран, по территории которых должен пройти второй «Северный поток», резких однозначных заявлений. Скорее, наоборот, в той же Швеции, Германии, Дании слышны доводы в пользу нового трубопровода.
Представители западных компаний, уже вовлечённых в проект, раньше отмалчивались. Теперь же они публично озвучивают свою позицию в поддержку подводного газопровода. Мы так же видим, что Еврокомиссия смягчила свою позицию по загрузке трубопровода «Opal» российским газом. В результате «Северный поток-1» работал несколько месяцев фактически на полную мощность.
Кроме того, антимонопольное расследование против «Газпрома» окончилось практически ничем. Пришли к компромиссному решению, условия которого газовый гигант уже фактически выполнил. Хотя российской компании сулили очень серьёзные неприятности. Это говорит о том, что в Европе всё же стараются не обострять отношения с Россией в газовой сфере, понимая свою выгоду. А также понимая, что ситуация на Украине может пойти по неконтролируемому сценарию. Европе необходимо, как минимум, иметь альтернативные каналы поставки российского газа.
«СП»: — Сколько сейчас газа идёт в Европу через украинскую ГТС?
— Пока — Украина безальтернативный транзитёр. В 2016 году через её газотранспортную систему было прокачано более 82 миллиардов кубометров газа.
Если предположить, что кому-то из украинских радикалов или олигархов придёт мысль взорвать основные газовые артерии, идущие через «незалежную», то «Северный поток-1», конечно, не справится с переброской таких объёмов в дополнение к тем, что уже прокачивают через него.
Европейцы понимают, что часть украинского общества всё больше политизируется и радикализуется. Об этом в очередной раз напомнила ситуация с недопуском на «Евровидение» российской певицы. Европейцы, особенно в «старой Европе», не хотят быть заложниками такого непредсказуемого «партнёра». Тем более что Россия предлагает выгодные условия — фактически строит для европейцев новые газопроводы за свой счёт. Собственная газодобыча в северо-западной Европе падает рекордными темпами. Дания через несколько лет из экспортёра газа, скорей всего, превратится в импортёра. А это значит, что без датского газа останется и Швеция. Поэтому европейцы предпочитают действовать всё же осторожней, чем прежде. Хотя единой позиции в ЕС по этому вопросу нет. Там хватает деятелей, которые сейчас пытаются заработать себе политический капитал на «русской угрозе» и которым сейчас совершенно нет дела, что европейский бизнес может сильно потерять, если вместо российского газа придётся покупать более дорогой СПГ из других стран.
«СП»: — Тем не менее, та же Дания заявила о необходимости неких новых условий для строительства подводных трубопроводов. Не говорит ли это о том, что «Северному потоку-2» собираются вставлять очередные «палки в трубы»?
— Я думаю, что Дания тут не столько выдумывает новые препоны российскому трубопроводу, сколько пытается усилить контроль над этим процессом. Они понимают, что, видимо, отказаться от строительства «Северного потока-2» не получится. Поэтому они хотят его реализовывать на собственных условиях. Датчане хотят понимать, кто будет ответственным за строительство и эксплуатацию подводного газопровода, как он будет работать и так далее.
«СП»: — Всё-таки одно дело — блокада Донбасса или Крыма, а другое дело — блокировка поставок газа в ЕС. Решатся ли на это украинские радикалы?
— Сами, может быть, и не решатся, но если за этим будет стоять интерес кого-то из олигархов, то может быть, что угодно. Вспомните, как развивалась энергетическая блокада Крыма. Сначала взорвали ЛЭП, подававшую ток на полуостров. Приехали электромонтёры, всё починили. После чего ЛЭП взорвали уже второй раз, но уже ни рабочих, ни полицию «люди с автоматами» к месту диверсии не пустили. Тогда все удивлялись: как же это так в современном европейском государстве вопросы решаются на основании «права силы». Так же и с банками. Кто бы мог подумать, что в центре Киева какие-то люди, называющие себя «свидомыми украинцами» возьмут и в нарушение всех законов начнут не просто громить частную собственность, но и нагло устраивать блокаду офисов при фактически бездействии полиции. Но мы видим, что всё это происходит. И аппетиты у неонацистов разгораются при попустительстве властей. Конечно, украинская ГТС, это не одна большая и толстая труба, а целая газотранспортная система. Но даже если одну важную газовую артерию повредят или перекроют, это будет иметь серьёзные последствия для поставок газа в Европу.
— Чисто теоретически можно допустить, что украинские националисты начнут взрывать трубопроводы или попытаются заблокировать поставки газа по украинской ГТС, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Однако в целом всё же радикалы на Украине действуют не вполне самостоятельно. Хотя отдельные неподконтрольные акции возможны. Но в целом, посмотрите, какая цель стоит за вытеснением «Сбербанка» из Украины? Кому-то выгодно, чтобы российский банк продал свой бизнес в «незалежной» максимально дёшево. То есть под националистическими лозунгами идёт передел сфер влияния в украинском банковском секторе.
Что касается трубопровода, Украине как раз невыгодно сейчас давать России повод сказать европейцам: вот видите, мы же говорили, что транзит по Украине несёт в себе множество рисков. И тогда у Москвы появится очередной аргумент для продавливания «Северного потока-2», который позволит полностью избавиться от необходимости транзита через Украину. Цель же Киева — как можно дольше сохранить транзит, который даёт возможность не только зарабатывать на российском газе, но и при удобном случае шантажировать Россию.
Пока же мы видим, что в вопросе «Северного потока-2» нет однозначной тенденции. Европейцы сомневаются, кого поддержать — Киев или Москву. Этим вызвано и то, что Дания недавно заявила о необходимости дополнительных условий при строительстве подводного газопровода через её территорию.
«СП»: — Через два года истекает срок контракта «Газпрома» и «Нафтогаза» на транзит российского газа. Можно ли предположить, что к этому времени Россия сможет обходиться без транзита «голубого топлива» через украинскую территорию?
— Москва свой стратегический выбор сделала. В какой-то момент в Кремле решили, что нельзя больше зависеть от транзита через Украину. Вопрос в том, дадут ли нам построить «Северный поток-2» и «Турецкий поток». А строить их будут даже в случае, если вдруг предположить, что отношения России и Украины потеплеют. Поскольку «незалежная» показала свою непредсказуемость, как партнёр, Москва будет стремиться избежать зависимости от неё в газовой сфере. Другой вопрос — удастся ли реализовать проекты обходных газопроводов.