Предложение Евросоюза перенести переговоры с РФ по транзиту газа через Украину на октябрь связано с грызней за «Нафтогаз», которая разгорается в Киеве. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
«У Европы нет причин торопиться с переговорами по ненадежности украинской газотранспортной системы (ГТС) с Россией – сейчас активно идет процесс закачки топлива в подземные газохранилища, и диалог вполне можно перенести на осень, это ничего не меняет. Тем более, что начавшаяся в Киеве грызня за «Нафтогаз» – кадры нового правительства Порошенко активно выдавливают из руководства компании ставленников правительства Арсения Яценюка.
Именно поэтому в кабмине активно поднимается тема ненадежности ГТС и угроз для дальнейшего транзита. России выгодно на этой волне указать Европе все риски, связанные с украинской ГТС. Евросоюз же вынужден будет комментировать эту ситуацию, но делать ему этого не хочется, так как придется признавать правоту Москвы. А позиция РФ единственно верная – украинская «труба» становится все большей проблемой, необходимы альтернативные газопроводы», — отмечает специалист.
Сегодня Минэнерго РФ сообщило, что Евросоюз хочет отложить переговоры с Россией по транзиту газа через территорию Украины на октябрь. Российское ведомство намеревалось обсудить с ЕС риски при транзите газа через Украину, которые создает ГТС этой страны при прокачке газа. В министерстве уточнили, что регулярно обсуждают эту ситуацию с вице-президентом Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шевчовичем.
«Новые санкции США к России поставили под вопрос строительство «Северного потока-2» – от этого проекта могут отказаться европейские инвесторы. Но даже без альтернативного газопровода транзит газа через Украину существенно уменьшится с вводом в эксплуатацию второй нитки «Турецкого потока» и загрузкой «Северного потока» на полную мощность в связи со снятием ограничений с газопровода OPAL. То есть потери Украины неизбежны в любом случае.
При этом рентабельные объемы для эксплуатации украинской «трубы» – не менее 60 миллиардов кубометров газа в год. Для стабильной работы системы нужна ее полная модернизация уже сегодня, причем на сумму не менее полумиллиарда долларов в год. В рентабельности этих вложений в новых условиях есть большие сомнения», — подчеркнул эксперт.
Украина загнала себя в замкнутый круг
Накануне министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что газотранспортная система Украины может быть технически неготова к прокачке газа в Европу из-за недостаточных инвестиций в инфраструктуру. По его словам, политика «Нафтогаза» в этой сфере «нелепая» при том, что последние санкции США относительно России и «Северного потока-2», «где блокируется это строительство, делают акцент как раз на украинской ГТС».
Насалик предупредил, что политика «Нафтогаза» приведет к серьезным негативным последствиям. При этом компания ранее скорректировала проект финансового плана об инвестициях в газотранспортную систему страны, обосновывая это риском прекращения транзита газа из России. Эксперты же неоднократно подчеркивали: изношенной украинская ГТС считалась еще во времена заката СССР, сейчас же на ее полную модернизацию нужно не менее 10-12 миллиардов долларов, что сравнимо со стоимостью нового современного «Северного потока-2″.
«Украина еще в 2014 году заявила, что в одностороннем порядке повышает тарифы для России за газовый транзит. «Газпром» разумно ответил, что существуют договоренности до конца 2019 года и продолжает платить по контрактным расценкам. При этом Киев не скрывает: в 2019-м, если договоренности с РФ будут продлеваться, тариф вырастет для модернизации ГТС.
Но вложения нужны уже сейчас и постоянные, чтобы обеспечить функционирование системы до 2020 года, а денег на это нет. Это замкнутый круг, в который загнала себя украинская власть. Для продолжения транзита нужна модернизация системы, но возможна она лишь после 2019 года. К тому же разницу при повышении тарифов российский поставщик предъявит европейским покупателям, которые по политическим причинам сейчас предпочитают поддерживать Киев.
В любом случае Европа неизбежно приходит к мысли, что поставки через Украину менее выгодны и надежны, чем через альтернативные пути. А растущие потребности ЕС в топливе напрямую наводят на мысль о необходимости строительства альтернативных газопроводов. Система украинского транзита и связанных с ним доходов обречена в любом случае», — заключает Станислав Митрахович.