Материал комментируют:
Владимир Жарихин
Денис Денисов
Глава Донецкой народной республики Александр Захарченко считает, что федерализация Украины давно уже не является путем урегулирования конфликта. Такое мнение Захарченко выразил в интервью изданию «Известия».
«Этот поезд ушел. О федерализации мы готовы были говорить с Киевом весной 2014 года до того, как Киев начал нас расстреливать из танков, пушек и боевых самолетов. Сейчас мы готовы вести диалог с Украиной только на началах равноправия, как независимое государство. Народ Донбасса никогда уже не откажется от своих завоеваний — свободы и независимости, — потому что они добыты большими страданиями и большой кровью», — заявил Захарченко.
При этом Минские соглашения, которые все стороны до сих пор называют единственным способом мирного разрешения конфликта, предусматривают реинтеграцию Донбасса в состав Украины после проведения там конституционной реформы. 20 апреля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя западные публикации, заявил, что Россия не пытается интегрировать непризнанные республики Донбасса.
«План один — добиться выполнения минских договоренностей, оказать всевозможное влияние вместе с нашими партнерами по „нормандской четверке“ с тем, чтобы способствовать тому, чтобы Киев сам смог найти выход из тех последствий, которые возникли после гражданской войны и силового переворота три года назад», — заявил Песков.
Да и сам Захарченко, несмотря на жесткие слова о том, что «поезд ушел», все же не исключает дальнейшего сосуществования с Украиной. «Может быть, как независимое государство мы готовы будем договариваться с Киевом о сосуществовании на конфедеративных началах. Но это станет возможно только после того, как в Киеве сменится не просто власть, но и вся правящая элита», — сказал Захарченко.
Он добавил, что «война рано или поздно закончится переговорами о принципах общежития с Украиной». Но так как нынешние киевские власти к таким переговорам не готовы, «будущее остается многовариантным».
Нынешнее украинское руководство многократно отрицало идею федерализации, заявляя, что вместо нее Украине нужна «децентрализация». А вариант конфедерации в украинском истеблишменте даже не проговаривается — любые попытки обсудить возможное сосуществование с ДНР и ЛНР на равноправных основаниях приравниваются к сепаратизму.
Тем не менее, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов утверждает, что сама идея конфедерации, как ни странно, не противоречит Минским соглашениям, потому что там не прописана форма сосуществования Украины и Донбасса. Вместо этого говорится о том, что Киев должен принять закон об особом статусе региона и внести изменения в конституцию. Теоретически они могут включать в себя и изменения о конфедеративном устройстве страны.
Но то, что киевское руководство может пойти на такой вариант урегулирования, представляется крайне маловероятным. Тем более сейчас, когда президент «незалежной» Петр Порошенко снова заговорил о введении международной миротворческой миссии в Донбасс после подрыва автомобиля ОБСЕ в ЛНР.
— Минские соглашения соответствуют как федерализации, так и конфедерализации, так как в них нет четко установленных правил о том, на какой административно-территориальной платформе может базироваться обновленное украинское государство, — объясняет директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. — В этом отношении слова Александра Захарченко совершенно оправданы.
«СП»: — В чем именно?
— За последние несколько лет мы наблюдали один из ключевых процессов — чем больше Киевом не выполняются Минские соглашения, тем более укрепляется государственность ЛНР и ДНР. Украинская сторона игнорировала и продолжает игнорировать соглашения. Ряд пунктов, который зависит исключительно от них, вообще снят с повестки дня. Соответственно, и государственность на территории ЛНР и ДНР приобрела все черты полноценных независимых стран.
Поэтому и возникает вопрос, если интегрироваться, то как? На территории республик уже существуют все государственные институты, и обычная форма федерализации, при которой статус этих структур будет понижен, теперь не подходит.
Можно использовать мировой опыт целого ряда стран, когда фактически полноценные государственные образования интегрировались между собой и создавали единое государство. Так что теоретически такой вариант возможен.
«СП»: — А практически?
— Практически, все прекрасно понимают, что федерализация, конфедерализация или любое другое совместное устройство между Украиной и ДНР с ЛНР может случиться, только если политическая элита Украины изменится, как изменится и их подход к разрешению кризиса в Донбассе. Пока же при нынешнем руководстве ни о чем подобном серьезно говорить не стоит.
Директор Центра изучения кризисного общества Максим Вилисов также полагает, что при действующих властях Украины вариант конфедерации почти нереален.
— Думаю, идут попытки расшатать Минские соглашения и с той, и с другой стороны. Рамки раздвигаются. Украинское руководство постоянно делает заявления, которые не укладываются в договор. Взять хотя бы последнюю инициативу Петра Порошенко о введении международных миротворцев на территории ЛНР и ДНР.
Вероятно, со стороны руководства республик есть желание показать, что если не будет движения по выполнению Минских соглашений, то возможны альтернативы, хотя и не экстремальные и не исключающие дальнейшие переговоры. Но пока в сложившейся ситуации я не вижу перспективы реализации предложения Захарченко о конфедерации.
«СП»: — Почему?
— Потому, что нынешней украинской власти не нужна ни федерация, ни конфедерация. Очень сложно понять, чего они хотят от непризнанных республик, каким они видят их будущее. Но конфедерация для них — это точно не способ решения накопившихся противоречий.
— Минские соглашения стараниями Киева заведены в тупик, — считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Поэтому Захарченко ищет мирные варианты для решения этой проблемы. Главный момент в том, что те гаранты Минских соглашений, которые должны давить на Киев с тем, чтобы он эти соглашения выполнял, находятся на его стороне. Я говорю о Франции и Германии. Кроме того, в этих странах сейчас происходит пересменка власти, и они совсем забросили мирное урегулирование на Украине. Последний разговор нормандской четверки просто ничем не закончился.
Захарченко прав в том, что с нынешней властью вариант конфедерации не пройдет. Но не пройдет с ней и вариант реализации Минских соглашений, и это уже ясно.
«СП»: — А после смены власти на Украине вариант конфедерации может быть рассмотрен?
— Этого нельзя исключать. Но этому варианту, даже если он будет реализован, в реальности будет предшествовать длительный период существования Луганска и Донецка в качестве непризнанных республик. Это очень непростая жизнь для руководства и для граждан, но это, к сожалению, факт. Быстро перейти от нынешнего вооруженного противостояния даже к конфедеративным отношениям, практически невозможно. Ситуация в определенной степени тупиковая.
Кроме того, сегодня на Украине нет достаточно крепких политических сил, которые были бы конструктивно настроены, и при этом получили большинство в парламенте, не говоря уже о том, чтобы провести своего президента. Поэтому, как я уже говорил, прежде чем сможет быть реализовано то, о чем говорит Захарченко, должно пройти еще немало времени. Сейчас ситуация, несмотря на некоторую стабилизацию, остается в горячем состоянии, и подавляющее большинство политических сил Украины настроено достаточно радикально.
«СП»: — Как на эту ситуацию повлияло бы признание республик Российской Федерацией?
— Думаю, что российское руководство воздержится от того, чтобы официально признать республики. Но де-факто взаимодействие с ними будет расширяться. По жизни это так, и этот процесс уже идет.