Президент США Дональд Трамп, который, как известно, очень любит высказываться в Twitter, опубликовал в своем микроблоге пост с призывом к Москве и Киеву «строить мир». Новая запись появилась, что называется, «по горячим следам» проведенных американским лидером 10 мая встреч с главами внешнеполитических ведомств России и Украины.
«Вчера, в один день, у меня были встречи с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным», — цитирует Трампа ТАСС.
Подтверждающие сей факт две фотографии (себя самого в компании того и другого гостя) он разместил ниже с хештегом #LetsMakePeace — «Давайте заключим мир!»
На 17:00 пятницы пост американского президента набрал более десяти тысяч «ретвитов» и 38 тысяч «лайков».
Не сказать, что это рекорд. Но само предложение правильное — никто с этим не спорит. В этом смысле позиции наших стран абсолютно совпадают.
Более того, у нас нет никаких разногласий и относительно того, как этот мир нужно строить. Есть такой комплекс мер, который называется «Минские соглашения», где все это очень подробно, по пунктам расписано. И о том, что у этих соглашений нет альтернативы говорим постоянно и мы, и наши западные партнеры.
Трамп & Лавров & Климкин: Белый дом возмущен публикацией фото?Кстати, вице-президент США Майкл Пенс в ходе недавней беседы с Климкиным, состоявшейся до того, как украинского министра принял американский президент, напомнил ему о том, что «главной дорогой к миру на Украине» являются как раз эти самые Минские соглашения.
Проблема в том, что всем, в то же время, понятно, что добровольно никто в Киеве выполнять их не будет. Европейские гаранты, во всяком случае, не смогли добиться от Порошенко ни особого статуса для Донбасса, ни обмена пленными «всех на всех», ни проведения выборов на неподконтрольных Киеву территориях. Обстрелы ДНР и ЛНР тоже продолжаются. Как и экономическая блокада республик, к которой еще добавились транспортная, энергетическая и водная…
Но если Трамп хочет мира, то он, наверное, тоже должен что-то для этого сделать.
Вопрос лишь в том, сможет ли он добиться от Украины каких-то реалистичных действий в этом направлении. И захочет ли этим заниматься, в принципе?
— Во-первых, не стоит видеть в Порошенко и других деятелях, которые находится сейчас у власти в Киеве, независимых игроков, — комментирует ситуацию ведущий эксперт Центра актуальной политики, политолог-американист Виктор Олевич. — Тем более независимых игроков на международной арене. Все эти люди оказались у власти, в первую очередь, благодаря поддержке, которую они получили от США и от европейских партнеров США.
Бывший американский президент Барак Обама откровенно признался в одном из интервью, что Вашингтон фактически курировал государственный переворот в Киеве в феврале 2014 года. То есть, без поддержки Белого дома, без поддержки европейских союзников американцев те, кто сейчас находятся у власти в Киеве, там бы не находились.
Более того, те меры, которые Киев предпринимает против народных республик Донбасса (это касается и ракетных обстрелов, и бомбардировок, и артобстрелов, и диверсионных актов), не были бы возможными без поддержки Соединенных Штатов и их европейских союзников.
Но, как известно, Запад помогает киевскому режиму не только в военно-техническом плане. Он также оказывает ему дипломатическую, экономическую, информационную и пропагандистскую поддержку. Сам по себе этот режим просто не существовал бы.
Поэтому он крайне зависим от своих западных спонсоров. В первую очередь, от США. И, конечно же, любые подвижки в мирном процессе на Украине со стороны киевского режима возможны только при соответствующем решении в Вашингтоне. И никак иначе.
Что касается Минских соглашений, то я напомню, как при бывшей администрации Обамы теперь уже экс-госсекретарь Джон Керри и другие персоны также заявляли о том, что и Украина, и Россия должны соблюдать эти договоренности. При том, что наша страна вообще не является стороной конфликта.
Сейчас все повторяется…
«СП»: — Поясните.
— Когда встретились недавно Лавров с Тиллерсоном и Трампом, а затем Климкин имел соответствующие встречи в Вашингтоне, новая американская администрация поступила аналогично. По итогам переговоров Белый дом заявил, что нашему министру якобы напомнили о необходимости соблюдения Россией минских договоренностей. Подобное же заявление было сделано и после встречи с Климкиным по поводу Украины.
Мы видим продолжение той ситуации, которая была раньше. Американцы делают вот такие «жесты» на словах, но на деле никаких серьезных изменений в позиции Киева по выполнению Минских соглашений не наблюдается. Киев их и в данный момент не намерен выполнять.
Он их станет выполнять только тогда, когда США дадут соответствующие указания.
«СП»: — Так в чем проблема? Что мешает Трампу распорядиться?
— Ожидать от американской администрации, что она, скажем так, заставит своих подопечных в Киеве действовать против своих интересов, достаточно наивно. Потому что в интересах США, чтобы та ситуация, которую мы наблюдаем на Украине со времен госпереворота, продолжалась.
Давайте рассмотрим проблему с позиции того, как ее видят американцы. С точки зрения, американских геополитических интересов.
В мировоззрении американского истеблишмента, Россия — это один из ключевых (или даже ключевой) геополитический конкурент США. Об этом говорили целый ряд американских политиков, таких как Митт Ромни, бывший кандидат в президенты и губернатор штата Массачусетс. И нынешние деятели силового блока: в частности, глава Национальной разведки Дэн Коутс. До него — теперь уже бывший директор ФБР Джеймс Коми и др.
Исходя из этой оценки, США, которые видят себя в роли единственного мирового жандарма, которые хотели бы продолжать поддерживать такой американоцентричный (однополярный) миропорядок, пытаются создать всевозможные рычаги давления, чтобы ослабить Россию. И в этом смысле Украина и контроль над ней со стороны США и их европейских союзников очень важный элемент этой стратегии.
Потому что, во-первых, из-за госпереворота, февраля 2014 года Украина не стала частью Евразийского экономического пространства. Мы все помним, что тогдашнее украинское руководство отказалось от подписания соглашения об ассоциации с ЕС и намеревалось подписать соответствующие договоренности с ЕврАзЭС. Но этого сделано не было.
«СП»: — Почему?
— Дело в том, что в этом случае и тот огромный человеческий ресурс — 40 млн. человек, и существенные экономические ресурсы, которые присутствуют на Украине, а сейчас, в общем-то, намерено вводятся в бесхозное состояние, стали бы частью единого экономического пространства с Россией. Что было бы полезно и для нас, и для Украины.
Но для США, как единственного мирового гегемона, это создало бы проблемы, поскольку усиливался экономический потенциал России, и ее союзников.
Второе. Поддерживая тлеющий конфликт в Донбассе, разжигая русофобию и антироссийские настроения на Украине, США создали постоянный раздражитель на границе России, с которым нам приходится как-то взаимодействовать. Мы должны как-то защитить русскоязычное население Юго-Востока. Должны оказывать гуманитарную помощь народным республикам Донбасса.
Более того, украинская проблема на протяжении последних трех лет используется США как повод для введения все новых и новых политических и экономических санкций против России.
Поэтому в интересах Соединенных Штатов продолжение нынешней ситуации.
«СП»: — То есть, даже со сменой администрации курс никто там менять не собирается?
— Конечно. Американская политическая система, в первую очередь, это — система. Меняются партии, меняются государственные лидеры, но система остается неизменной.
Это хорошо видно по тому, что происходит с Дональдом Трампом после инаугурации. Когда его администрация пытается какие-то новшества вводить во внутренней политике или внешней, ее работа полностью парализуется. На самом деле, с 20 января ни одно предвыборное обещание нового президента не получило развития.
Реформу здравоохранения провести не удалось. Все решения по миграционной политике отменены судебной системой США. Аналогично обстоят дела и со стеной, которую Трамп намеревался построить на границе с Мексикой — обе палаты Конгресса отказываются финансировать этот проект.
Во внешней политике мы, опять же, видим успех политического истеблишмента в том, чтобы выбить из администрации тех деятелей, которые их не устраивают. Генерала Майкла Флинна убрали с поста советника по национальной безопасности буквально через три недели после инаугурации Трампа.
И по другим вопросам идет очень жесткое давление на администрацию. Поэтому надеяться на то, что в ближайшее время Вашингтон как-то радикально изменить свою позицию, в том числе и по украинскому вопросу, не следует.
Научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Константин Блохин тоже сомневается в возможностях американского президента:
— Даже если Трамп и захочет как-то умиротворить Киев (а такие порывы у него вначале возникали), то он все равно наткнется на стену непонимания. И эта стена непонимания находится даже не на Украине — там, скорее, циничное упрямство присутствует. Она находится внутри самих США.
Нам нужно понимать, что есть желание Трампа, а есть абсолютно русофобский американский Конгресс. Есть военно-промышленное лобби. Представители транснациональных корпораций. И есть, в конце концов, СМИ, которые тоже подконтрольны этому истеблишменту.
Можно сказать, что Трамп постоянно между молотом и наковальней. Он отдает отчет, что нужно корректировать внешнеполитический курс, но не может этого сделать.
Фактически итоги ста дней президентства Трампа показали, что ему пока так и не удалось «осушить вашингтонское болото», как он обещал. Более того, складывается впечатление, что он в этом «болоте» уже увяз по горло.
И последние дни связаны с невероятной борьбой вокруг его внешней политики, вокруг людей, которых он назначает. Понятно, что многое здесь будет зависеть от позиции обеих палат Конгресса. Однако каких-то особых изменений внутри этого истеблишмента я не вижу. Не вижу, чтобы там пытались как-то решить — без выпадов в сторону России — и украинский вопрос. В Конгрессе сейчас любителей и друзей России нет.
Наоборот, как только Трамп начинает делать некие пробные шаги для выхода из кризиса, в котором наши отношения оказались при Обаме, его противники сразу же поднимают новую антипрезидентскую волну.
И пока эта внутриполитическая борьба определяет внешнюю политику, каких-то особых изменений, мне кажется, ждать не стоит.