У Североатлантического альянса – новый штаб и новая программа. На вчерашнем торжественном открытии комплекса зданий в Брюсселе генсек НАТО Йенс Столтенберг объявил о вступлении альянса в коалицию по борьбе с радикальным исламом на Ближнем Востоке. Нет, про Россию в Альянсе не забыли: посетивший мини-саммит стран НАТО президент США Дональд Трамп посоветовал организации уделять внимание угрозам со стороны нашей страны.
Визит Дональда Трампа в Брюссель не случаен. Он привез с собой хорошие вести для всего альянса: США увеличивает расходы на поддержку НАТО аж на 40%. Взамен на эту помощь американцы получат право разместить дополнительные бригады в Европе. Интересно, что ранее, во время своей предвыборной кампании, Трамп высказывал сомнения в эффективности Североатлантического альянса и считал его чем-то вторичным по отношению к тому, насколько успешно США могут решать свои проблемы сами.
«Устаревшая» - это определение сопровождало почти каждое высказывание Трампа о НАТО на протяжении года. И вот теперь, получив новую суперсовременную штаб-квартиру, отвечающую самым высоким требованиям безопасности, эстетически выдержанную, а также получив увеличение расходов США на Альянс, Трамп заявил: «я говорил, что она устаревшая. Больше она не устаревшая».
Что же нового добавилось в деятельности Альянса, кроме новой штаб-квартиры? «Мы создали новое разведывательное подразделение, которое расширит наши возможности в борьбе с терроризмом и позволит еще более эффективно сотрудничать в рамках альянса с целью его победить, но на сегодня мы, вы и я, едины во мнении, что НАТО может и должна делать больше для глобальной борьбы с терроризмом», - заявил Йенс Столтенберг на выступлении в Брюсселе. Правда, оценить эффективность этого подразделения пока невозможно.
Анонсированное присоединение к борьбе с террористами из запрещенной в РФ организации «Исламское государство» - тоже сомнительная заявка на новизну. НАТО и без того участвует в борьбе с терроризмом, а все страны-участницы коалиции против ИГИЛ и так состоят в Альянсе.
Что же стоит за изменением риторики Трампа, увеличением расходов на нужды НАТО со стороны США и формальное присоединение к борьбе против «Исламского государства»? Действительно, критика в адрес Альянса от Трампа была по делу. Он не лукавил, когда говорил, что финансовые вложения в Альянс помогут эффективнее добиваться целей, которые перед собой ставят США.
Целью номер один для Трампа была и есть борьба с террористами из «Исламского государства». Но возможности США не безграничны: Трамп столкнулся бы с сопротивлением со стороны остальных участниц НАТО, если бы попытался усилить масштабы операции на Ближнем Востоке в одиночку. Как сообщило агентство Bloomberg, Европа не желала более активно воевать на Ближнем Востоке, как к тому ее пытались принудить американцы.
В итоге был выбран дипломатический компромисс. Трамп дает НАТО деньги, строит ей новую шикарную штаб-квартиру, а затем приходит и спрашивает, почему остальные страны-участницы вкладываются в общее дело куда более скромно, нежели США. И параллельно решает все геополитические задачи США, но уже в полном согласии с Европой.
Впрочем, Дональд Трамп не был бы Дональдом Трампом, если бы не вел себя в первую очередь как бизнесмен и не предъявил претензии за недостаточное, по его мнению, финансовое участие в общем деле прямо на саммите. По мнению Трампа, те страны, которые вносят сумму, меньшую, чем 2% от своих ВВП, задолжали за прежние годы и неплохо бы эти суммы возместить.
Эксперты также обратили внимание на то, что Трамп не упомянул о базовом принципе Альянса – взаимопомощи в случае угрозы одному из членов НАТО. Это, по их мнению, свидетельствует о довольно непростых взаимоотношениях между Альянсом и Америкой, которая играет в НАТО первостепенную роль.