Украине нужно менять существующий политический строй на диктатуру. Такое мнение выразил в эфире телеканала NewsOne заместитель министра по делам беженцев Георгий Тука.
«Тот государственный строй, который мы имеем сегодня, не в состоянии вывести нашу страну из того глубочайшего кризиса, в котором мы оказались», — заявил чиновник, добавив, что является сторонником более жестких мер, в частности, диктатуры.
Кроме того, по его словам, нынешний политический строй в стране не имеет ничего общего с демократией, точно также как и все политические объединения не имеют ничего общего с политикой.
«То, что мы имеем сейчас, нам просто вешают лапшу на уши, называя это демократией. Не думаю, что выборы, которые продаются, которые покупаются на выборных участках, потом покупаются в судах, а потом формируются за счет денег — это наше светлое будущее», — заключил он.
Отметим, что Георгий Тука известен совсем одиозными заявлениями. Ранее он призывал поддержать «партизан», убивающих «сепаратистов», требовал от Киева провести на территории Донецкой и Луганской народных республик спецоперацию по ликвидации их руководства, прогнозировал «пророссийские выступления» и начало «Крымского сценария» в Харькове, обещал организовать в Донецке и Луганске «проукраинский Майдан». Тука также известен как создатель печально известного сайта «Миротворец».
— Тука является представителем правящего истеблишмента, а диктатура, как известно — это форма осуществления государственной власти, при которой вся её полнота принадлежит одной политической позиции, принадлежащей либо одному человеку (диктатору), либо правящей группе лиц, — напоминает экс-депутат Одесского облсовета, начальник Отдела политических исследований постсоветского пространства Института инновационного развития Алексей Албу.
— Таким образом, Тука либо опоздал со своими призывами, либо имел в виду что-нибудь другое. Ведь посудите сами: в Украине власть принадлежит определённой группе лиц, придерживающихся ультраправой идеологии. Да, внутри этой группы есть свои противоречия, но пока они не настолько сильны, чтобы разорвать эту группу. Власть в Украине сохраняет своё единство и навязывает свою волю дезорганизованному большинству. Разве Тука об этом не знает? Конечно знает. Значит он имел в виду что-либо другое. Скорее всего — ужесточение методов борьбы с политическими оппонентами.
«СП»: — Кто мог бы стать диктатором Украины?
— Диктатура — это не обязательно один диктатор. Это власть группы лиц, правление которых сопровождается радикальными или репрессивными мерами против политических оппонентов и жёстким подавлением или устранением тех прав и свобод граждан, которые противоречат позиции данного режима. Все эти признаки мы видим на Украине: сожжение оппозиционных активистов в Одессе, расстрелы мирных граждан в Мариуполе, Славянске и других городах, массовые аресты инакомыслящих, бомбардировки мирных городов Донбасса.
«СП»: — По словам Туки, нынешний государственный строй не в состоянии вывести страну из кризиса. Ранее о том же говорила Савченко. Насколько это популярная точка зрения? Поддерживает ли народ ужесточение режима?
— Эта точка зрения является превалирующей в политическом пространстве Украины, да и в обществе в целом. То есть украинские политики в большинстве своём правильно описывают «заболевание» и поднимают правильный вопрос: «что делать?» Но, к сожалению, ответы, предлагаемые ими являются в корне неверными: никто не предлагает изменить корень проблем — экономический базис. Никто не предлагает увеличивать государственный сектор экономики, а все идут по пути распродажи остатков госсобственности и уже практически завершили подготовку к продаже земли сельскохозяйственного назначения. Если это произойдёт — будет настоящая катастрофа!
— Тука высказал позицию, которую разделяет определенная часть украинского общества, и которая достаточно популярна среди правых, силовиков, парамилитарных структур, — считает директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин.
— Недавно о необходимости мягкого авторитаризма говорил известный украинский политик, экс-глава СБУ Марчук. Вообще же мысль об ограничении избирательных прав жителей Донбасса достаточно популярна среди лидеров общественного мнения на Украине. Да и сегодня уже можно наблюдать целый ряд существующих ограничений прав и свобод граждан, причем введение каждого такого ограничения вызывает бурное одобрение среди журналистов и активных представителей общественности.
«СП»: — Как бы отнеслось к этому население Украины? Ведь смогли же многих за три года убедить в том, что Россия ведет войну с Украиной. Смогли бы убедить и в необходимости диктатуры?
— Что касается войны, то кого-то, конечно, смогли убедить, но очень многих, несмотря ни на что, не смогли. И это очень раздражает киевскую власть и ее сторонников. В целом же, власть ориентируется не на мнение большинства, а на позицию агрессивного и активного меньшинства. Если ли же дело дойдет до еще большего ужесточения политического режима на Украине, то, конечно, людям будут обязательно пытаться объяснять почему это хорошо и полезно. Но мнение жителей Украины, как и по всем значимым вопросам, будет очень сильно отличаться в зависимости от региона. На западе и севере поддержки будет больше, потому что это в каком-то смысле их версия авторитарного режима, на юге и востоке же отношение будет куда более негативным.
«СП»: — Насколько прав Тука, говоря о том, что украинская демократия — это вешание лапши на уши?
— Любые попытки на практике реализовать демократию — это в какой-то степени вешание лапши на уши. Но дело в том, что сегодня на Украине между прозападной позицией и демократией ставят знак равенства. Это уже само по себе абсурдно. Но на Украине сегодня зачастую неважно, что вы делаете: грубо нарушаете законы, лишаете гражданских прав, вводите жесткую цензуру и даже убиваете, если вы сопровождаете это комментариями о европейских ценностях и патриотизме, то все — вы вполне себе представитель «демократических сил», а если сомневаетесь в таких подходах, то тут же попадаете в число противников демократии, даже если занимаетесь по факту правозащитной деятельностью. Это все не новость, конечно. Но то, что для высокопоставленных чиновников и известных политиков становится нормальным публично ставить под сомнение эффективность и преимущества демократического режима — весьма симптоматично.
«СП»: — Возможна ли в принципе диктатура на Украине и каким образом она могла бы появиться? Военные переворот? Отмена выборов?
— Вполне возможно, это даже было бы во многом логично. Нельзя исключать и силовой захват, и какую-то менее драматичную по форме, но с тем же содержанием на выходе, трансформацию режима, в том числе и через выборы. Ну а на отмену выборов власть пока вряд ли решится.
— Затянули представители новой политической «элиты» с подобным ожидаемым заявлением, — уверен политолог Александр Дудчак.
— Но все к тому шло. Можно ли воспринимать всерьез? К сожалению, многое из того, что нормальному человеку может показаться диагнозом из области психиатрии, сейчас на Украине является руководством к действию. Они довели население страны до обнищания, и многие жители страны будут готовы принять любую власть, если она пообещает хоть какой-нибудь достойный уровень доходов. Именно пообещает, т.к. реально что-то позитивное сделать при нынешнем курсе страны, по-прежнему ориентированном на Запад, просто невозможно.
«СП»: — Тука еще в прошлом году заявлял, что Украине необходима диктатура. Об этом же говорила Надежда Савченко — по ее словам, чтобы перезапустить политическую систему страны, побороть коррупцию — Украине нужен диктатор, который бы держал все в своих руках, а затем вернул власть народу. Насколько эта идея популярна на Украине?
— На Украине популярна идея — как дотянуть до зарплаты. Исходя из ассортимента существующих политических партий и личностей, это будет Первый украинский рейх. Диктатура при нынешних условиях не в состоянии обеспечить экономическое развития и повышение уровня жизни даже в краткосрочном периоде. Но на какое-то время попытается задавить растущее недовольство, заставить народ восхищаться возвращением к «истокам» — средневековому феодальному, аграрному укладу. Так промышленность будет добита окончательно. Но от попыток установить такую диктатуру Украина может треснуть по швам.
«СП»: — По словам Туки, нынешний государственный строй не в состоянии вывести страну из кризиса. Так ли это? Без диктатора не обойтись?
— Кроме жесткого управления экономикой и обществом, необходимы еще и источники ресурсов, рынки сбыта, и участие в международном разделении труда. Всего этого Украина лишилась разрывом отношений с РФ и ЕАЭС, ничего не получив взамен от ЕС. Диктатура выжмет последние соки из экономики страны и в итоге, будет лишь распределять продовольственные карточки в соответствии с проявленной лояльностью режиму.
«СП»: — Кто гипотетически мог бы стать диктатором Украины? Есть ли кандидаты на эту роль?
— Сложно представить кого-то в роли украинского диктатора. Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков. Те, буйные, что имеются — слишком мелкокалиберные. У нас уже есть действующие пародии на государственных деятелей, занимающие высокие посты в государстве. Такой же пародией на фюрера был бы и гипотетический украинский диктатор. Впрочем, без ужесточения режима нынешней власти не обойтись, если она хочет продлить свои дни подольше. Диктаторами могут попытаться стать и Порошенко со своей командой, и Аваков со своими батальонами. Если процесс пойдет, в борьбу за место под солнцем вступят и крайне радикальные силы, под лозунгами обвинения власти в ее недостаточной радикальности — многие «ветераны АТО» чувствуют себя обделенными и ограбленными — здоровье потеряли, уровень жизни рухнул, а компенсацию не получили. Источники доходов истощаются, и борьба за них будет усиливаться.
«СП»: — Как бы в случае установления диктатуры отреагировали на Западе? Как бы это повлияло на минский процесс?
— Запад традиционно придерживается правила — «да, сукин сын, но он наш сукин сын». Если у Запада будет необходимость и дальше использовать Украину в своих геополитических интересах, то диктаторский режим не будет вызывать ни возмущения, ни смущения. Вот только странно получается… Чем больше времени проходит от начала «Евромайдана», тем дальше Украина от «европейских ценностей».