Вторая волна несанкционированных митингов, которая прокатилась по российским городам 12 июня, подтвердила большинство появившихся после 26 марта опасений. Ни оппозиция, ни власть не готовы брать ответственность за ситуацию в стране. Лидеру протестного движения Алексею Навальному плевать на судьбу своих поклонников, включая несовершеннолетних, а руководство РФ по-прежнему не хочет вести более открытый диалог с обществом.
«Революция против коррупции»
Несанкционированный, то есть незаконный, протест постепенно превращаются в норму. Эксперимент Навального с переносом митинга с проспекта Сахарова на Тверскую удался. Митингующих собралось не меньше, чем в конце марта. Но вели они себя более расковано, кричали те же самые речевки про коррупцию и несменяемость первых лиц. Присутствию школьников, притащивших с собой плакат «Против коррупции только революция», уже никто не удивлялся.
Власти, как и 2,5 месяца назад, отреагировали на акцию протеста очень вяло. Федеральные СМИ вновь молчали, продолжая освещать гуляния в центре Москвы, а реакция официальных лиц появилась только 13 июня. И опять мы не услышали ничего нового: ни резкого осуждения, ни возмущения тем, что с именем Навального губах вышла мало что понимающая в политике несовершеннолетняя молодежь.
Превращение несанкционированных митингов в обыденность не означает неминуемую революцию. Скорее всего, руководство РФ рассчитывает, что народ наиграется в свободу, а дети — в революционеров. Однако у Навального цель куда более ясная. Ему важно «закалить» своих сторонников, чтобы получить прослойку «активных граждан» в крупнейших городах России, которая при первом же его чихе выйдет на улицу.
Оппозиционер прекрасно понимает, что конституционным путем он к власти не придет. Несанкционированные митинги и различные акции неповиновения — это как минимум способ давления на правящую верхушку. Малейшая грубость со стороны полиции или Росгвардии непременно будет вызывать гнев в Сети и либеральных СМИ, и приведет к увеличению протестной массы.
На что будет способен «закаленный» протестами электорат Навального, в ближайшем и отдаленном будущем, сказать точно невозможно. Но сохранение статуса-кво из-за пассивности властей пока играет на руку Навальному. Школьники привыкают к мысли, что против коррупции поможет революция, а те, кто постарше, и успел побывать в автозаках, перестают опасаться выходить на незаконные акции.
Сколько в итоге будет поломанных судеб, а может и потерянных жизней, Навального не волнует (во всех греха все равно будет виноват путинский режим). Он — политик новой формации, который (надо признать) успешно сочетает в своей риторике революционный пафос, патриотизм, демократию и отдающие большевизмом популистские лозунги в стиле «все отобрать и поделить».
Половина населения РФ Навального не знает, потому что его лицо не мелькает на голубых экранах. Но оппозиционер делает все необходимое для повышения узнаваемости своей персоны. Главный тренд в политике Навального, который действительно может поднять его на гребень популярности, это простые и понятные каждому (в том числе ребенку) идеи.
Навальный не хочет быть ни левым, ни правым. Он стремится стать кумиром, как несовершеннолетних, так и сознательной части населения. Поэтому он разбавляет откровенный популизм серьезными вменяемыми заявлениями, а также расследованиями, которые заслуживает самых высоких оценок. Там, где Навальному выгодно, он говорит о неизбежности краха режима, а там, где ему нужен загранпаспорт, пишет в Администрацию президента, делая вид, что ничего особенного не произошло. И подобная двуличность сходит ему с рук.
Показать Навального народу
Шаг за шагом оппозиционер приближается к успеху, несмотря на обилие поводов для аргументированной критики. За этим процессом пристально наблюдает правящая верхушка и… ничего не делает. Вновь мы слышим вялые и бессмысленные рассуждения о недопустимости провокаций и вовлечения в протестное движение детей. На этом потуги государственных мужей и кремлевских правозащитников заканчиваются.
Бороться с Навальным стало сложнее, хотя бы по причине неформального табу на его упоминание в федеральных СМИ. Как можно критиковать и высмеивать того, чью фамилию не положено называть? Телевизионная повестка дня 12 июня в очередной раз продемонстрировала тупиковость подобной тактики. Сейчас, когда Навальный только начинает набирать политические очки, у власти есть шанс похоронить протестную активность мирными способами. Но, к сожалению, этого не происходит.
Этот казус можно объяснить лишь страхом кукловодов переступить через устоявшееся и шаблонное представление о Навальном и политической культуре народа. Любой политический режим априори консервативен и с большим трудом трансформируется. На Западе теряющие связь с реальностью правящие круги уходят после проваленных выборов. В РФ такой сценарий из-за отсутствия конкуренции невозможен.
Это значит, что российскому истеблишменту необходимо перерождаться, вводить в большую политику новых личностей, пусть и искусственно, но создавать конкурентную среду внутри провластных институтов. Только в таком случае государственная пропаганда может стать более изобретательной и находчивой.
Отказываясь освещать протесты, власть теряет элементарную возможность показать с негативной стороны пришедших стоять за Навального людей. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть несколько роликов с ответами собравшихся на Тверской граждан. Школьники недовольны коррупцией, не имея представление о сущности этого явления, в головах взрослые — тоже царит сумятица.
12 июня на центральные улицы городов вышли люди с очень рыхлым пониманием текущей ситуации и того, каким должно быть будущее страны. Все говорили одно и тоже: дескать, власть достала и потому Путин с Медведевым должны уйти. Иной мысли озвучено не было. И разве это не блестящий для пропаганды повод высмеять бессмысленность несанкционированных акций? Ведь сторонники Навального, да и сам оппозиционер регулярно делают массу ляпов, которые могли бы лечь в основу множества разоблачительных ТВ-сюжетов.
Не нужно искать какой-либо компромат, пытаться заклеймить Навального в сотрудничестве с США или копаться в грязном белье других оппозиционеров. Достаточно выйти на улицу с камерой и спросить у протестующих: «Можете четко объяснить, зачем вы здесь?», «Каким вы видите будущее России?». Сколько будет адекватных ответов? Один из десятка?
Самого Навального можно, наконец, позвать на эфир какого-нибудь федерального телеканала, раскритиковать его предвыборную программу (где нет никакой конкретики), указать на отсутствие позиции по важнейшим для страны вопросам (Украина, отношения с США и пр.) и привлечь к ответу за вовлечение детей в протестную активность. Неужели так сложно показать народу, какая альтернатива его ожидает?