Президент США Дональд Трамп заявил о готовности продать уголь Украине. Стенограмма его выступления в Минэнерго США в четверг, 29 июня, опубликована на сайте Белого дома.
«Украина уже говорила, что нуждается в миллионах и миллионах тонн угля прямо сейчас. И мы хотим продать его», — сказал Трамп.
Ранее президент Украины Петр Порошенко сообщил в эфире телеканала Fox News, что на встрече с Трампом была затронута тема сотрудничества между государствами в энергетической сфере. По словам Порошенко, речь шла о поставках на Украину угля из штата Пенсильвания, а также сжиженного природного газа из Луизианы.
Напомним: из-за транспортной блокады Донбасса радикалами «незалежная» оказалась на жестком энергетическом пайке. 14 июня украинский кабмин в пятый раз продлил действия временных чрезвычайных мер на рынке электроэнергии страны. Они предусматривают управление энергетическим комплексом, когда минимизирована работа «антрацитовых» ТЭС. При этом в общем объеме генерации увеличилась доля атомных электростанций, а мощность «горячего резерва» ТЭС сокращена с 1000 до 500 МВт. В кабмине подсчитали, что эти меры должны снизить потребление угля антрацитовой группы на 300−350 тыс. тонн в месяц.
И все же тотальная экономия проблемы не решает. Беда Киева в том, что угля нужно много. По итогам 2016 года «незалежная» импортировала 15,65 млн. тонн угля, из них 12 млн. тонн — из ДНР. Понятно, что закупка такого количества антрацита за океаном, мягко говоря, влетит в копеечку. А от готовности Трампа продать «миллионы тонн прямо сейчас» денег в бюджете Украины не прибавится.
Эксперты уже озвучили версию, что Порошенко, возможно, заключит с США договор о закупке небольших партий угля, и под прикрытием этих поставок возобновит масштабные закупки антрацита у Донецкой и Луганской республик. В этом случае уголь из Донбасса будет поставляться в обход, по непрозрачным буферным схемам.
При этом официальный Киев будет трубить, что одержал великую «перемогу» в борьбе за независимость, и что отныне Украина покупает уголь за границей.
Как в реальности выглядят перспективы поставок американского угля на Украину, сможет ли Порошенко обойтись без махинаций с донецким антрацитом?
— Пропускная способность грузовых портов Украины весьма скромная, и они физически не способны принять «миллионы и миллионы» тонн угля из Америки, — считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Даже по этой причине обеспечить поставки значительных партий антрацита из США на Украину не реально.
В теории, американский уголь можно разгружать в европейских портах, а потом везти в «незалежную» по железным дорогам. Однако в этом случае расходы на логистику будут запредельными.
Так что, с точки зрения экономики, затею с покупкой «миллионов и миллионов» тонн угля в США иначе как бредовой не назовешь. Но, конечно, Порошенко может потратить часть европейских кредитов на американский уголь. Если Евросоюз это ему позволит.
«СП»: — Прибегнет ли Порошенко к «серым» закупкам донецкого угля — под видом американского?
— Вполне возможно. Сейчас на Украину по похожей схеме идет сжиженный природный газ. Дело в том, что в «незалежной» быстрыми темпами растет потребление пропан-бутана в качестве моторного топлива. Он сильно дешевле бензина, а денег у населения мало — вот и растет парк «газифицированного» автотранспорта. Но пропан-бутан не появляется из воздуха. Его у России закупает Польша, а дальше он идет на Украину.
С углем возможна аналогичная схема. Польша, допустим, будет покупать уголь у России — кто там станет проверять, донецкий он или нет?! А потом этот уголь у поляков будет закупать «незалежная» — в этом нет сложностей.
«СП»: — Но в этом случае оппоненты Порошенко получат возможность обвинить украинского президента в тайной поддержке Донбасса, разве нет?
— Обвинять и горланить — это работа украинской оппозиции, ей именно за это платят деньги. У людей на Украине нет работы — вот они за умеренное вознаграждение и участвуют в митингах оппозиции. Но вряд ли эти протесты изменят схему поставок — Киеву просто некуда в этой ситуации деваться.
«СП»: — Сколько угля в реальности купит Украина у США?
— Повторюсь, все зависит от того, сколько денег на это позволят потратить европейцы. Киев, все понимают, неспособен на самостоятельные масштабные закупки. По сути, вопрос американских поставок — это вопрос вовсе не к Киеву, а к Брюсселю.
Вполне возможно, дело ограничится закупкой 1 млн. тонн угля из Пенсильвании. Напомню, в марте глава украинского министерства энергетики Игорь Насалик заявлял, что переговоры с США идут о закупке именно такого количества антрацита. Таким образом, планируемые поставки из Америки составляют около 6,4% от годового объема угольного импорта Украины, и погоды не делают.
— Киев меняет энергетическую стратегию, и теперь ставит целью перевод своих ТЭС с угля на газ, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Да, эта программа оценивается в десятки миллионов долларов. Но вопрос тут чисто политический, и реализация плана действительно позволит Украине полностью отказаться от донецкого угля.
Что до закупки антрацита в США — это давняя история. Логистика и экономическая составляющая свидетельствуют, что речь в любом случае не идет о стабильных поставках. Думаю, к этим планам не стоит относиться серьезно.
«СП»: — Но на встрече с Трампом Порошенко, по всей видимости, обещал закупить «миллионы и миллионы» тонн угля, о чем потом заявил президент США. Эти взаимные обещания могут привести к тому, что Киев будет просто вынужден купить у Америки крупную парию угля, несмотря на расходы?
— Мы не знаем, кто кому и что обещал на встрече Трамп-Порошенко. Обсуждать они могли что угодно. Но обещания — это всего-навсего устные декларации о намерениях. Твердые гарантии действий сторон дают только контракты. А никаких контрактов на поставку угля из США, как мы точно знаем, Трамп и Порошенко не подписывали.
Я сильно сомневаюсь, что Украина будет закупать американский уголь в озвученных Трампом объемах. Скорее всего, статус-кво сохранится: Киев и дальше будет закупать донецкий уголь, пусть по более сложным непрямым схемам — все-таки отследить происхождение угля непросто.
В результате, Киев может сделать тестовую поставку из-за границы, и потом объявить весь импортируемый уголь каким угодно — американским, ливанским или даже австралийским. Но на деле это будет все тот же уголь Донбасса.