Материал комментируют:
Павел Святенков
В Кремле и Белом доме подтвердили, что первая официальная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа состоится на полях саммита «Большой двадцатки», который пройдет в Гамбурге 7−8 июля. Помощник президента США Герберт Макмастер на брифинге сообщил, что специальной повестки для встречи нет, и не уточнил, какие именно вопросы будут обсуждаться. Но как уже сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подготовка встречи двух президентов уже началась по дипломатическим каналам.
Американские СМИ писали о том, что многие члены команды Трампа были против его встречи с Владимиром Путиным и активно отговаривали от этого шага. Российская сторона, напротив, выражала готовность провести переговоры на полях саммита G20.
Между тем, глава МИД Сергей Лавров рассчитывает, что встреча президентов России и США на саммите внесет ясность в перспективы отношений двух стран. Об этом он заявил 30 июня на Примаковских чтениях. Лавров заявил, что очень надеется на то, что возобладает прагматизм, понимание того, что каждая из стран сможет «более эффективно защищать свои интересы в концерте, а не в ходе сольных выступлений».
Новости о том, что российский и американский лидеры все же встретятся лично, вызвали нешуточную реакцию западных СМИ, чего и следовало ожидать. Не случайно в Белом доме даже призвали прессу не тратить время на «ложные истории про Россию». По словам представителя администрации Сары Сандерс, за два месяца на такие «новости» журналисты выделили в 70 раз больше времени, чем на сюжеты об экономике.
29 июня британская газета The Guardian со ссылкой на собственные источники сообщила, что Дональд Трамп попросил свою администрацию проработать список уступок, на которые Вашингтон может пойти в отношениях с Москвой. Хотя, как утверждают инсайдеры, «есть серьезное сопротивление тому, чтобы идти на уступки, ничего не требуя взамен».
Судя по всему, серьезные темы вроде отмены санкций, не обсуждаются. Зато в списке предложений может оказаться возвращение двух дипломатических дач в Нью-Йорке и Мэриленде, которые были закрыты предыдущим президентом США Бараком Обамой в самом конце своего правления в декабре 2016 года. Вероятно, российская сторона также готова к тому, чтобы поднять эту тему.
Напомним, что в конце 2016 Москва не стала отвечать на арест имущества и высылку ряда российских дипломатов из США накануне Нового года. Однако 28 июня официальный представитель МИД Мария Захарова сообщила, что ответные меры прорабатываются и будут иметь «солидную базу». Возможно, отказ от этих мер станет встречным российским шагом.
Несмотря на то, что долгожданная встреча Путина и Трампа на G20 все же состоится, надеяться на то, что она приведет к улучшению отношений, преждевременно. 29 июня Сенат США исправил технические ошибки в законопроекте о новых антироссийских санкциях и передал его на рассмотрение в Палату представителей. Этот документ повлечет за собой ужесточение целого ряда ограничительных мер, которые затронут финансовый и энергетический секторы российской экономики. В нем также прописано, что США продолжат «противодействовать строительству газопровода «Северный поток».
Ожидается, что конгрессмены рассмотрят законопроект после 10 июля, то есть уже после встречи Владимира Путина с Дональдом Трампом. При этом многие члены Палаты представителей говорили о том, что готовы принять новые санкции.
Политолог, американист Павел Святенков считает, что не стоит ждать от первой встречи лидеров прорыва. Важен тот факт, что эти переговоры вообще состоятся.
— Скорее всего, встреча будет носить ознакомительный характер, потому что на Трампа внутри страны оказывается огромное давление с тем, чтобы он продолжил политику Обамы, направленную на разрыв с Россией и на санкции. Хотя, скорее всего, будут затронуты такие вопросы, как Сирия, тема ядерного разоружения, ПРО в Европе, ситуация на Украине, главным будет сам факт встречи. Тем более что давление на Трампа внутри США ослабло.
«СП»: — С чем это связано?
— Во-первых, с тем что расследование Конгресса и специального советника Мюллера по связям окружения Трампа с Россией забуксовало. Никаких фактов и доказательств у них по-прежнему нет.
Во-вторых, Трамп одержал несколько важных внутриполитических побед. Республиканцы выиграли в четырех округах на досрочных выборах в Палату представителей, а демократы не получили ни одного места. Это укрепило позиции Трампа, как лидера Республиканской партии, и показало, что он по-прежнему популярен, а кампания в СМИ не оказывает значительного влияния, по крайней мере, на республиканского избирателя.
Кроме того, Верховный суд отменил решение нижестоящих инстанций, которые ранее заблокировали указ Трампа о недопуске мигрантов из шести нестабильных мусульманских стран. И хотя окончательное решение будет принято осенью, сам президент рассматривает это, как большую победу. Тем более что голосование в Верховном суде было единогласным.
Таким образом, авторитет Трампа внутри страны вырос, его способность контролировать республиканцев увеличилась, а его соперники ослабли. Это дает ему возможность выполнить одно из предвыборных обещаний — наладить отношения с Россией. Но как это будет складываться на практике, мы увидим уже в ближайшем будущем.
«СП»: — Но все-таки, чего мы можем ждать от такого непредсказуемого политика, как Трамп? С одной стороны, в США идет подготовка новых санкций и активизация в Сирии, с другой, СМИ пишут, что Трамп поручил советникам подготовить список возможных уступок…
— Медийная кампания против Трампа хоть и ослабла, но не исчезла. Естественно, подача новости в таком ключе, что Трамп намерен поехать к Путину и начать делать односторонние уступки, направлена против президента США. На самом деле, нам ничего подобного ждать не стоит, это смешно.
Тем не менее, что касается вопроса дипломатических дач, он действительно может быть использован для некоторой разрядки. Коль скоро этого требует российская сторона, они могут быть возвращены нашим дипломатическим ведомствам.
Но пока непонятно, пойдет ли на это Трамп. Ему невыгодно начинать разговор с Россией с уступок. Он ведь обещал, что будет жестким лидером, что Путин будет его уважать и так далее. Трамп не захочет показать себя слабаком перед своими избирателями. Поэтому мне кажется, что если он и пойдет на какие-то уступки, то что-то потребует взамен.
«СП»: — А что насчет новых санкций? Они будут обсуждаться уже после встречи президентов, какова вероятность, что их примут?
— Приятие этого законопроекта в руках республиканского большинства, которое есть в обеих палатах парламента. Сенат принял документ единогласно. Многое будет зависеть от того, как пройдут переговоры Путина и Трампа. Это вполне очевидный кнут в руках американской элиты. Встреча с Трампом покажет, каков пряник и есть ли он вообще.
Но должен сказать, что приятие этого законопроекта не в интересах Трампа. Просто потому, что он ограничивает его внешнеполитические маневры. Одно дело, когда санкции вводит президент, и он же их отменяет, и другое, когда это делает Конгресс. После этого отменить их будет крайне затруднительно.
«СП»: — Если Трамп не будет делать односторонних уступок, можем ли мы что-то предложить взамен и нужно ли это делать?
— Это дискуссионный вопрос. Вчера президент Путин встречался с Генри Киссинджером, легендой американской дипломатии. Может быть, они выработают какой-то взаимоприемлемый вариант. Правда, предыдущие встречи Путина и Киссинджера ничем не заканчивались, но они проходили еще при администрации Обамы. Возможно, сейчас ситуация изменится.