Человек познает себя через окружающий мир, вглядываясь в него словно в зеркало. Причем роль зеркала выполняют «другие», те, кто окружает нас, с кем мы вступаем в какие-либо отношения. Благодаря «другим» мы узнаём в себе множество настроений: любовь и ненависть, гнев и терпение, жадность и бескорыстность, жестокость и сострадание…
В полной мере это утверждение относится не только к отдельным индивидуумам, но и к социальным и этническим группам. Целые народы сформировали свою ментальность через отношение к другим народам, в процессе общения с ними.
Под влиянием исторического опыта у них сложился образ других этнических групп. Там, где ранее было сотрудничество и кооперация, теперь существует положительная установка друг к другу, терпимое отношение к существующим взаимным различиям. Там, где контакты носили ситуативный характер, не затрагивающий жизненный интересов — нет ни враждебности, ни особой симпатии. Там, где долгое время были конфликты, вражда — сегодня крайне негативное отношение друг к другу.
Так утверждают специалисты в области этнопсихологии.
Однако на практике нередко происходит прямо противоположное. Один из таких примеров — Прибалтика. Характерной чертой для части общества здесь стала русофобия — ненависть к народу, который больше других сделал для развития латвийского, литовского, эстонского этносов. И все это на фоне иррациональной тяги к Западу.
Если была бы машина времени, то можно было бы перенестись в прошлое и увидеть, что агрессия в основном исходила с западного направления, а не восточного.
Запад в лице крестоносцев навязал народам Балтии порабощение и феодальную зависимость, а освободила их от крепостного права Российская империя. Сделала это за три десятилетия до отмены крепостничества в самой Германии — в 1816—1819 годах. Россия вернула прибалтам право формировать свою государственность, утраченную в средневековье в результате завоевания тевтонцами. Произошло это в 1917 году. Сначала Временное правительство, а затем Советская власть объявили Эстляндию и Лифляндию автономными и предоставили им право создать (впервые в истории) собственные государства.
Дважды в XX веке государственность Литвы, Латвии, Эстонии прерывалась. Делала это Германия, которая в 1918 и 1941 годах вновь пыталась поработить прибалтов.
Советский Союз впервые в истории конституционно закрепил социальные гарантии литовцев, латышей, эстонцев. До включения в состав СССР в Основных законах Эстонии, Латвии, Литвы вообще не было разделов о правах человека. Эти разделы появились в республиканских Конституциях только в советское время.
До прихода русских на территории Балтии не было никакой промышленности — ее создал СССР, а ЕС успешно «деиндустриализировал».
Но сегодня страны Балтии не только проводят политику агрессивной русофобии на собственной территории, они еще и пытаются распространить ксенофобию на всю Европу. Для этого решили использовать предстоящее с 1 июля председательство Эстонии в ЕС. Руководители этой республики провозгласили вторую половину 2017 года «эпохой освобождения Европы от российской зависимости». Под зависимостью подразумевается любое (политическое, экономическое, культурное) сотрудничество европейских стран с Российской Федерацией.
И это заявляют потомки эстов — племени, которое, согласно летописям, под именем «чудь» участвовало в создании древнерусского государства Рюрика!
Остается только признать, что правы не современные этнопсихологии, а создатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что некоторым индивидуумам, а также отдельным сообществам свойственно бессознательно отождествлять себя с теми, кто угрожает их безопасности.
В качестве примера Фрейд приводил некоторые колониальные общества, которые не только не испытывали недовольства от своего зависимого положения, но еще и приветствовали такую зависимость. Происходило это, несмотря на наличие крайне жестоких форм эксплуатации.
Дискомфорт такие колониальные общества начинали испытывать после предоставления «независимости». В новых условиях вчерашний невольник пытался сам интроекцировать черты своих прежних господ. Жертва, еще вчера подвергавшаяся агрессии и эксплуатации, сама становилась агрессором и эксплуататором.
Это и происходит с обществом, которое в течение нескольких столетий находилось в порабощенном положении в составе Ливонского ордена. Что ни делай, его все равно тянет в средневековье, к эпохе порабощения. «Благодаря» этому сегодня можно наблюдать парадокс.
Россия, помогая литовцам, латышам, эстонцам стать свободными, сформировать развитую экономику и собственную государственность превратилась в объект ненависти.
Напротив, западный господин, который всегда рассматривал прибалтов в качестве рабов, сегодня стал примером, образцом для подражания.
Несколько раз Прибалтике была предоставлена возможность для развития. И каждый раз она выбирала комплексы прошлого. Лишает себя будущего и сейчас.
Только подтверждая правоту Фрейда.