Службу безопасности Украины необходимо срочно реформировать. Об этом заявил глава представительства Евросоюза на Украине Хьюг Мингарелли. По его словам, ведомство необходимо лишить тех функций, которые и так выполняют другие правоохранительные органы.
— СБУ в значительной степени является нереформированной. Важно как можно быстрее сделать так, чтобы СБУ сосредоточилась на контрразведке и противодействии терроризму, а также прекратить ту ее деятельность, которая поручена (другим) правоохранительным органам, — заявил Мингарелли, добавив, что ведомству не следует заниматься, например, борьбой с коррупцией, которая не входит в перечень его обязанностей.
Отметим, что большие перемены в ведомстве были анонсированы в марте 2017 года президентом Петром Порошенко, выступившим на торжествах по случаю 25-летия создания Службы безопасности Украины. Тогда он заявил, что «украинская спецслужба будет реформирована с учетом лучших практик членов ЕС и НАТО» и «избавиться от несвойственных для нее функций». Как отмечал украинский сайт «Апостроф», для заимствования евроопыта в январе 2016-го при СБУ была создана международная консультативная группа, в которую вошли представители Консультативной миссии ЕС по реформированию сектора гражданской безопасности и иностранные советники при Офисе связи и Центре информации НАТО в Украине.
В июне того же года глава СБУ Василий Грицак заявил, что концепция реформирования ведомства определена и передана на утверждение в Совет национальной безопасности и обороны. Как отмечает местная пресса и представители оппозиции, СБУ напрямую подчиняется Порошенко и выполняет различные его поручения, которые касаются в основном политической и экономической сфер деятельности. Например, эта спецслужба, или «избушка» на профессиональном слэнге ее сортрудников, проморгала убийство экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова в самом центре столицы, но с завидным постоянством шерстит бизнес.
Несмотря на это, президент не спешит запускать реформу, а она, между прочим, по словам представителя Центра обеспечения реформирования Службы безопасности Украины Андрея Бордунова, рассчитана на два этапа и должна завершиться в 2020 году. То есть уже после новых президентских и парламентских выборов.
— Если провести эту реформу, ни президент, ни политики не смогут давать СБУ личных указаний. Но первые лица государства хотят продолжать использовать СБУ как «пугало». Это основная причина, по которой реформы не были проведены ни при предыдущем президенте, ни при этом, — рассказывал в марте СМИ экс-глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж.
В то же время Петр Порошенко щедро делится подробностями предстоящей реформы. Например, по его словам, из СБУ в Национальное антикоррупционное бюро, Государственное бюро расследований и Национальную полицию Украины постепенно перейдут расследования должностных преступлений и преступлений, совершенных ОПГ.
— СБУ должна заниматься вопросами государственной безопасности, а не всеми проблемами, которые есть в обществе, — отмечал Маломуж. — Дошло уже до того, что СБУ стала анализировать, какие лекарства закупаются международными организациями и насколько правомерно. Это просто абсурд.
По словам Порошенко, в спецслужбе должны остаться преступления против основ национальной безопасности. Например, нейтрализация сепаратистских и экстремистских движений, контроль в сферах борьбы с терроризмом, экономической, информационной и кибернетической безопасности. При этом требуется усиление ее контрразведывательной деятельности и развитие агентурной сети. Как отмечают СМИ, проблемный момент в реформе — создание механизма контроля за «безпекой» со стороны общественности и парламентариев, на чем настаивают иностранные советники.
Например, координатор украинской группы «Стоп Террор» Семен Кабакаев считает, что в нынешней СБУ необходимо упразднить структуры, связанные с экономическими преступлениями. А, следовательно — и с «крышиванием» бизнеса. Освободившихся сотрудников уволить со службы и не брать даже в МВД. Также нужны чистки во внутренней службе безопасности.
В то же время, по его мнению, в условиях «российской агрессии» стоит создать новый отдел по борьбе с сепаратизмом и департамент по борьбе с информационной войной и информационно-психологическими операциями.
— Решить проблему реформы СБУ возможно, было бы желание, — говорит подполковник запаса ФСБ, вице-президент Международной ассоциации ветеранов «Альфа» Алексей Филатов. — Яркий пример — преобразование силового блока в Грузии, стране, которая считалась символом кавказского кумовства, била рекорды по количеству воров в законе, связанных с политиками и т. д.
В результате преобразований доверие к грузинским спецслужбам поднялось с 5% в 2002—2003 годах до более 80% в 2011-м. Там в новом МВД были объединены полиция, министерство госбезопасности и несколько департаментов, а функции расследования экономических преступлений переданы подведомственному органу Минфина — так называемой финансовой полиции.
Секрет успеха в том, что власти, проводившие изменения, считали себя реформаторами, которые никому ничем не обязаны. Понятно, что в высшем эшелоне власти коррупция так или иначе осталась. Так же, как и крышевание бизнеса. Но обыватели в Грузии довольны и на них это сильно не отражается.
«СП»: — То есть рецепт реформы СБУ на Украине — это также обновление личного состава службы?
— По-другому, наверное, не получится. Те же грузины просто заменяли ветеранов новичками и сокращали срок обучения в академии. При этом некий состав из признанных профессионалов оставался, и за счет этого удавалось предотвратить снижение профессионального уровня силовиков. Но коррупционеров, которые обслуживают интересы бизнесменов, олигархов и прочих, практически невозможно вернуть в нормальное русло работы.
В России, кстати, также пытались применить грузинский опыт по реформированию полиции. Но этого, на мой взгляд, так и не удалось добиться. А на Украине на момент разрыва отношений с Россией были достаточно слабые силовые структуры. И слабая СБУ — в частности. Государство очень плохо финансировало службу и во многом, конечно, на ней лежит ответственность за провальные действия силовиков в 2014 году.
А сейчас, в условиях серьезных экономических проблем и конфликта в Донбассе, проводить какие-то реформы в несколько раз сложнее. У нас что-то похожее было во время первой чеченской кампании. Но тогда в России это не так ощущалось из-за величины территории. На Украине процент населения, так или иначе задействованного в «АТО», намного больше.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов считает, что все действия по реформированию СБУ и разговоры о введении механизма контроля со стороны гражданского общества — это не более чем пиар-акция, направленная на отвод глаз западных партнеров, настаивающих на проведении реформ.
— Для нынешней власти реформы спецслужбы абсолютно невыгодны. Сейчас глава СБУ полностью подотчетен и подконтролен президенту Украины, а служба — инструмент в руках Порошенко. Причем инструмент силового характера, позволяющий проводить рейды и заводить уголовные дела. Порошенко не готов отказаться от него, потому что для власти сложившаяся система управления и контроля максимально удобна. Она позволяет в значительной степени контролировать ситуацию в стране и получать финансовую выгоду за счет давления на другие ведомства, министерства, бизнес-структуры, олигархат.
«СП»: — Есть мнения, что Запад стремится не столько реформировать СБУ, сколько вывести службу из-под контроля Порошенко, чтобы у него в руках не было столь значимого рычага по удержанию власти.
— Не думаю, что это сейчас возможно. Но вообще иностранцы исходят из того, что в государстве должно быть несколько центров силы и принятия решений. При таком раскладе если не удалось договориться с одной группой, то наверняка удастся договориться с другой. Но такой алгоритм полностью противоречит взглядам Порошенко по управлению страной. Поэтому он будет делать все для оттягивания реформы или ее имитации за счет косметических мер и постарается наоборот монополизировать власть.
— Украина вроде как боролась за демократию и сохранение суверенитета, поэтому, например, не хотела вступать в Евразийский экономический союз, — напоминает украинский политолог Александр Дудчак. — А теперь здесь иностранные специалисты раздают советы направо и налево. От суверенитета остались только символы — гимн, герб и т. п. Евросоюз настаивает на реформировании СБУ и судебной системы, МВФ — на пенсионных реформах. Интересно, если бы Россия посоветовала Италии или США как можно быстрее реформировать их сектор безопасности, какой была бы реакция с их стороны?
Надо быть большим оптимистом, чтобы верить, что СБУ, которая представляет собой «карманный» механизм для обслуживания личных интересов, в том числе отдельных олигархов, будет действительно серьезно реформирована. Интересно и то, что реформа должна закончиться в 2020 году, что само себе не обязывает действующую власть проводить изменения.
Для США нет заслуг, которые гарантировали бы нынешней элите безопасное пребывание у власти. Поэтому они вполне могут найти Порошенко «мягкую замену» для того, чтобы создать видимость перемен и чтобы выпустить пар, который уже довольно ощутимо поддавливает Украину изнутри.
В свою очередь, Порошенко понимает, что он может удержаться у власти только диктатурой, а желающих сместить его хватает уже сейчас. Это и олигархи, и чувствующие себя обделенными ветераны войны в Донбассе. В этих условиях как-то слабо верится, что СБУ будут действительно реформировать.
«СП»: — На ваш взгляд, Европа и США действительно хотели бы вывести СБУ из-под контроля Порошенко? Или основной мотив — это хотя бы какие-либо реформы, касающиеся борьбы с коррупцией?
— Думаю — и то, и другое. Сейчас Запад имеет возможность под безобидными предлогами менять ситуацию внутри государства. Это делается не только по линии спецслужб, но и в сфере госуправления, экономики. А как бы там ни было, СБУ — достаточно влиятельная организация, которая путем силового давления сосредоточила у себя важные рычаги управления государством.
«СП»: — Бывшего главу Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко прямо называли человеком Запада. Но про Василия Грицака говорят как про фигуру, близкую к Порошенко.
— Наливайченко был даже эпатажно западным человеком. Про Грицака в той же Верховной Раде ходит много слухов: что он — человек Порошенко и что хорошо знаком с коррупцией, особенно в зоне «АТО». Вот его вполне могут заменить для демонстрации реформы.
Кстати, украинские СМИ периодически сообщают о его готовящейся отставке. Но Грицак вполне может проводить свою политику, отличную от желаний Порошенко, для того, чтобы подольше продержаться во главе СБУ.