Президент России Владимир Путин в интервью Владимиру Соловьеву 30 июня рассказал, почему Россия решила ответить Вашингтону санкциями против американских дипломатов и возможны ли дополнительные ограничения с нашей стороны в будущем.
Как подчеркнул президент, он хотел бы пока остановиться на уже решенном (на сокращении численности американских дипломатов в России до 455 человек и закрытии доступа к посольской даче в Серебряном Бору) и не рассматривать дополнительные санкции. По словам Путина, Москва не желает ещё больше ухудшать отношения с Вашингтоном.
Тем не менее, по словам российского лидера, «у нас есть, конечно, что сказать, и ограничить такие сферы деятельности нашей совместной, которые будут чувствительны для американской стороны». В числе сфер, ограничения в которых США восприняли бы болезненно, он назвал оружие массового поражения, борьбу с терроризмом, авиацию, энергетику и освоение космоса.
В свою очередь вице-премьер России Дмитрий Рогозин, курирующий вопросы ВПК и космической отрасли, заметил, что США не прекращают сотрудничество с РФ в космической сфере, так как «американцам невозможно отделить свой сегмент и сделать его самостоятельным, им не на чем запускать свои ракеты». РФ пока намерена продолжить поставки ракетных двигателей для США, принимая лозунг «космос вне политики». Но «ничто не вечно под луной», сказал он.
А глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил, что американцы понимают: сотрудничество с Россией в области космоса необходимо сохранить, поскольку распространение санкций против РФ на двустороннее космическое сотрудничество отбросило бы назад развитие отрасли.
Напомним, что соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 не имеющего аналогов в мире двигателя РД-180 для ракет Atlas V (Атлас-5) и оценивалось примерно в $ 1 млрд, было заключено в 1997 году. В 2014 году Конгресс США из-за обострения отношений с Россией ввел запрет на закупку и использование РД-180 после 2019 года. Но затем отменил это решение, когда стало ясно, что свои аналогичные двигатели в течение ближайших лет США не создадут.
Сенатор Джон Маккейн тогда потребовал от Пентагона и ВВС США доказать необходимость использования российских ракетных двигателей РД-180, а также попросил министра ВВС и руководителя закупок в Пентагоне объяснить — почему ведомства ведут дела с НПО «Энергомаш», против которого введены санкции США? Пентагон мотивировал свои действия угрозой бюджету в случае прекращения использования РД-180. Поскольку форсированные испытания и производство замены — двигателей BE-4 для нового носителя Vulcan, который должен заменить Atlas V — потребуют дополнительных серьезных расходов.
Сразу же после этого консорциум ULA (United Launch Alliance — совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, использующее РД-180 для запуска американских спутников с помощью ракет-носителей семейства Atlas) заказал у НПО «Энергомаш» дополнительно еще двадцать РД-180 до 2020 года. В конце июня 2017-го гендиректор предприятия Игорь Арбузов заявил: американские ракеты-носители семейства Atlas совершили «77 подряд успешных пусков с помощью двигателей РД-180». Всего в текущем году планируется поставить из России за океан девятнадцать ракетных двигателей — одиннадцать РД-180 для ракет Atlas V консорциуму ULA и восемь РД-181 для носителей Аntares частной компании Orbital ATK.
Выходит, у Пентагона нет сегодня альтернативы российским ракетным двигателям, с помощью которых с космодрома Канаверал и с базы Ванденберг американские ракеты выводят в космос спутники, предназначенные в том числе и для оперативного предупреждения о ракетном нападении. Возникает вопрос: действительно ли Россия готова в случае необходимости принятия очередных ответных мер разорвать важные для США контракты на поставку двигателей?
Судя по открытым данным, крупные контракты у «Энергомаша» заключены только с американскими фирмами — как по РД-180, так и по РД-181. Но именно за счет сотрудничества с американцами «Энергомашу», по сути, и удается удерживать экономический баланс. Как отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев, тема гипотетического демарша в космической сфере может затронуть не только контракты на поставку двигателей, но и вызвать санкции в космической области уже со стороны США.
— В 1997 году был заключен контракт на поставку двадцати двигателей с возможностью увеличения до 100 единиц. По моим подсчетам, 100 изделий американцам уже купили, а поскольку ракета Atlas V активно летает, то мы могли бы рассчитывать на продолжение контракта, который для «Энергомаша» и государства весьма выгоден и приносит хорошую прибыль.
Но вообще проблемы начались еще до введения санкций, а именно — когда с российской стороны начали раздаваться совершенно популистские заявления о запрете поставок двигателей, поскольку они «используются Штатами для военных задач». Хотя с самого начала было известно, что Atlas V применяется в основном для выведения нагрузок военного назначения. И американцы как потребители сразу же озаботились этим вопросом и выделили соответствующее финансирование на разработку аналогов.
То есть мы сами поспособствовали развитию американского ракетостроения, поскольку Пентагон в итоге заключил два контракта с компаниями United Launch Services (ULA) и Aerojet Rocketdyne — на разработку двигателей, которые должны заменить РД-180. Aerojet Rocketdyne должна создать силовую установку AR-1, которая и заменит для американцев российские РД. А United Launch Services — ракеты Vulcan. У меня нет никаких сомнений, что США с этими задачами справятся, вопрос просто во времени.
«СП»: — Кроме того, у США есть запас российских двигателей…
— Да, компания United Launch Services всегда стремилась иметь запас двигателей и, соответственно, ракет-носителей. Но после того, как начались геополитические осложнения, она начала еще больше увеличивать запасы. И сейчас по объемам отгрузка находится на пике.
Откровенно говоря, заявления некоторых наших представителей были недальновидными еще в 2015—2016 годах. Потому что говорить: «Сегодня мы вам будем поставлять, а завтра — неизвестно», — это никакой не бизнес. Грамотный подход совершенно иной. Даже если рассматривается возможность ответных ограничений, необходимо продолжать говорить, что мы будем поставлять двигатели столько, сколько вам нужно и когда нужно. Говорить до последнего момента. Я уж не говорю о том, что эти заказы крайне выгодны российской отрасли.
Другое дело, что ограничения на поставку двигателей могут спровоцировать реакцию США, которая пока не захватывает космическую область, потому что у них есть достаточно большой простор для ограничений нашей страны в других сферах. Например, американцы могут ввести прямой запрет на поставку в Россию комплектующих для навигационных спутников ГЛОНАСС и аппаратов ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли). То есть — для тех аппаратов, по которым мы находимся на достаточно высоком уровне. Этот уровень как раз и был достигнут за счет применения западных комплектующих, из которых мы предпочитали использовать самые дорогие и самые лучшие — американские.
Теоретически такую возможность надо просчитывать, потому что всегда стоит готовиться к худшему сценарию. Кстати, в этом смысле, учитывая долгоиграющий характер любых санкций, значительный вред наносится стратегическому планированию. В том числе — по развитию пилотируемой космонавтики после завершения миссии МКС.
«СП»: — В общем, гипотетическое давление на США в области ракетных двигателей особого эффекта иметь не будет?
— Конечно. Во-первых, у США уже есть запас ракет, которого вполне может хватить до того, как они сами сделают свой аналог РД.
Во-вторых, в случае чего, США могут довольно легко переориентировать выведение своих нагрузок на другие ракеты — те же Delta. Или вообще ориентироваться на французский носитель Ariane 5.
Конечно, любые перестройки сложившейся системы не приятны, но для Штатов они вовсе не критичны.